Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Система физического воспитания в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Физическая культура способна дать человеку трезвый ум, силу духа, здоровье, научить трудолюбию, терпению, упорству к достижению цели и ощущение радости победы.
Благодаря занятиям физической культуры, осваиваются выразительные движения, формируется представление о прекрасном в движении, способность переживать это чувство при выполнении упражнений. Расширяются двигательные возможности, а переживания обогащаются положительно окрашенными эмоциями, делают жизнь эмоционально насыщенной.

Работа содержит 1 файл

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.docx

— 52.95 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ и РФ

ФГБОУ  высшего  профессионального образования 

«Ижевский государственный  технический университет»

Чайковский  технологический институт (филиал) ИжГТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Физическая культура»

 

на тему: «Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Система физического воспитания в России»

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                              студент группы С-09

Килина Л.П.

 

Проверил:                                                                                    ст. преподаватель

Мышкин А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Чайковский, 2012

Введение

 

 

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами  социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру  образа жизни людей. «Социальная  природа физической культуры, как  одной из областей социально необходимой  деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными  потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию  её в качестве одного из важнейших  средств воспитания и заинтересованностью  самих трудящихся в собственном  совершенствовании».

Воздействуя на физическую природу  человека, физическая культура содействует  развитию его жизненных сил и  общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию  духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему  и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника  творческих сил, бодрого, жизнерадостного  ощущения».

Физическая культура - явление исторически  обусловленное. Её возникновение относится  к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.

Термин  “физическая культура” является центральным понятием всего физкультурного образования. Термин встречается не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. В постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. Чем чаще на обыденном, житейском уровне мы пользуемся термином “физическая культура”, тем  дальше удаляемся от понимания ее истинной сущности. Можно ли всякую деятельность, связанную с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.) идентифицировать с физической культурой? Такое утверждение было бы неправильным. 

Культура – это, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого  развития. Не всякий труд или боевые действия развивают человека в гуманном направлении, нередко получается наоборот.

Когда в  процессе эволюции человек начал  преобразовывать окружающую природу  не грубыми невежественными способами, а подлинно гуманными и целесообразными, когда человек пытается совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности в соответствии с  объективными законами – только тогда  его деятельность можно назвать  по-настоящему культурной.

1 Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

 

 

Физическая  культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная  двигательная деятельность, построенная  на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в  обществе для физического совершенствования  человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Основные  показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и  физического развития людей; степень  использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре  свободного времени; характер системы  физического воспитания, развитие массового  спорта, высшие спортивные достижения и др.

Физическая  культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения  личности через социально активную полезную деятельность.

Физическая  культура – неотъемлемая часть жизни  человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности  членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных  учреждениях различных уровней  поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где  в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые  в совокупности выстраиваются в  хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая  культура народа является частью его  истории. Ее становление, последующее  развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые  воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что  выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. В своей  основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме  физических упражнений, позволяющих  эффективно формировать необходимые  умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством  «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению  социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Физическая  культура представлена совокупностью  материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское  обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др.

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень  развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать  как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для  общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации  труда, повседневного быта, здорового  отдыха физическая культура проявляет  свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и  общекультурное значение, способствует возникновению такого социального  течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей  по использованию, распространению  и приумножению ценностей физической культуры.

Рассматривая феномен физической культуры, следует, прежде всего, принимать во внимание, что перед нами один из вариантов культуры как таковой, т.е. многопланового целостного феномена (нравственной, интеллектуальной, эстетической и др. видов культур), имеющего дело с человеческой телесностью.

Спорт высших достижений – это (в большинстве  случаев) вид деятельности, в котором  физическая активность представлена в  формах, где объемы и интенсивности  нагрузок наиболее значительны и  где решаемые двигательные задачи характеризуются  высокой технической и тактической  сложностью.

Спорт также  определяется как воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений и направленная на достижение социально-значимых результатов (ценностей). Термин “спорт”  происходит от английского слова, которое  первоначально обозначало радость  в движениях, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующую  мышечного напряжения, желания выделиться.

Спорт в  широком смысле определяется как  собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а  также межчеловеческие отношения  и нормы, присущие этой деятельности.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме  спортивной тренировки; вся система  спорта построена на таких его  глобальных установках, как углубленная  специализация, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения и т.д.

Межчеловеческие отношения и нормы в спортивной деятельности приобретают характер исключительной конкретности и определенности. В частности, разрабатываются положения  о соревнованиях, сами состязания осуществляются по единым, обязательным для всех участников, правилам, нарушения которых ведет  к наказанию. Состав действий соревнующихся  строго унифицирован (вес снаряда, соперника, дистанции и др.).

Спорт –  составная часть физической культуры, а также средство и метод физического  воспитания, система организации  и проведения соревнований по различным  комплексам физических упражнений и  подготовительных учебно-тренировочных  занятий. Исторически сложился как  особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в  определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт  в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную  подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается  в том, что он представляет собой  фактор, наиболее действенно стимулирующий  занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

В сферу  спорта исторически вошли разнообразные  элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной  деятельности, использовавшихся человеком  в целях физического воспитания ещё в глубокой древности –  бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.

Часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры – игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта – на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

В спорте человек стремится расширить  границы своих возможностей, это  огромный мир эмоций, порождаемых  успехами и неудачами, популярнейшее  зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем  присутствует сложнейший процесс межчеловеческих  отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная  подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем  ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих  мобилизации физических, психических  и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих  себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом  становятся физической и духовной необходимостью.

 

 

2 Функции физической культуры и спорта

 

 

Первым  шагом для оценки любого явления, предмета является определение его  функциональной стороны и структурной. Для того чтобы охарактеризовать содержание и форму физической культуры вводятся понятия: «функция» и «форма» (рисунок 1).

Термин  «функция» в общественных науках связан с понятием «функционировать» - действовать, воздействовать. Под функциями физической культуры понимаются «присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определённые потребности личности и общества». Функции физической культуры реализуются в полной мере не сами по себе, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей.

Функции физической культуры неотделимы от определённых форм, на основе которых они проявляются. Термин «формы» означает то, что  структурно отличает виды и разновидности  физической культуры, т.е. их структурную  определенность, оформленность. Под  видами подразумеваются крупные  сочетания элементов физической культуры, а под разновидностями - менее крупные формы, представляющие собой варианты видов. Функции и  формы физической культуры необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо  функция и форма не существуют независимо друг от друга и взаимно  обусловливают друг друга.

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Система физического воспитания в России