Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Система физического воспитания в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Физическая культура способна дать человеку трезвый ум, силу духа, здоровье, научить трудолюбию, терпению, упорству к достижению цели и ощущение радости победы.
Благодаря занятиям физической культуры, осваиваются выразительные движения, формируется представление о прекрасном в движении, способность переживать это чувство при выполнении упражнений. Расширяются двигательные возможности, а переживания обогащаются положительно окрашенными эмоциями, делают жизнь эмоционально насыщенной.

Работа содержит 1 файл

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.docx

— 52.95 Кб (Скачать)




 






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Формы и функции физической культуры

Следует различать специфические и общие функции физической культуры. Общие функции основываются на взаимосвязях между физической культурой и другими общественными реалиями. Таким образом, если физическая культура способна оказать достаточно заметное влияние на другую область, то правомерно говорить о наличии конкретной функции. Название такой функции можно обозначить термином, совпадающим со специфическим назначением данного общественного явления. Специфическими функциями физической культуры правомерно считать лишь такие, в которых выражаются ее особенности, отсутствующие у других видов общей культуры. Поэтому не все, что достигается с помощью физической культуры, можно отнести к специфическим функциям.

Функции физической культуры частного  характера:

а) образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;

б) прикладные - имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;

в) спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

г) рекреативные и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно  отметить: воспитательную, нормативную и эстетическую.

Ценности, продуцируемые в сфере физической культуры, для многих наук являются источником новых фактов и закономерностей, в том числе и для педагогики. В этом заключается информационно-трансляционная функция физической культуры, которая  связана с ее ценностным содержанием.

Социальные  функции – это функции, которые  характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно  к различным социальным группам. Ее разновидности:

- социализирующая,  назначение ее способствовать  процессу социализации личности, связанной с физической культурой  (т.е. личность приобретает определенный  социальный статус, исполняет разнообразные  социальные роли);

- коммуникативная,  функция межличностных отношений,  благодаря которой люди вступают  в процесс общения как физического,  так и духовного;

- интегративная,  в соответствии с которой происходит  объединение людей в различные  социальные группы – спортивные  клубы, коллективы и т.д.;

- зрелищная  – наиболее характерна для спорта, благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах;

- семейно-бытовая – физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере физической культуры и спорта (спортивные семьи);

- воспитательная  – благодаря ей происходит  процесс целенаправленного формирования  личности;

- престижная  – дух состязательности помогает  самоутвердиться как личности, добиться  признания спортивного результата  обществом.

- информационная  – состоит в культурной связи  поколений (накопление, сохранение  и передача социального опыта  физической культуры);

- эстетическая  – формирование эстетических  способностей (относят и к воспитательным).

Будучи  органически включенной в образ  жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности  общества. Таким образом, она выступает  как активный фактор, участвующий  в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни.

Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Специфические  функции выражают социальное бытиё  физической культуры как общественного  явления, её способность удовлетворять  запросы общества в области физического  воспитания в широком смысле слова. Выделено четыре группы (по признакам общности их проявления):

  1. Общее развитие и укрепление организма.
  2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.
  3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени.
  4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Уточняя и конкретизируя специфические  функции физической культуры можно выделить следующие из них: образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные.


 

 


 



 




 

 

 

 

Схема 3. Специфические функции  различных видов физической культуры и их проявление в различных сферах

Специфические функции:

а) специфические образовательные функции

В системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое училище, техникум, лицей, колледж, высшее учебное заведение) эта функция выражена наиболее ярко. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.

Физкультурная практика свидетельствует, что в результате систематических  занятий заметно совершенствует двигательный и вестибулярный анализаторы, возрастает сама способность к быстрому и эффективному освоению новых движений. Овладение разнообразными двигательными  умениями и навыками в сочетании  с параллельным воспитанием физических качеств повышает не только двигательную культуру человека, но и формирует  особый стиль двигательной деятельности. С одной стороны, движения физкультурника обладают высокой экономичностью (тратится меньше энергии), с другой – в  случае необходимости они всегда будут более результативными.

Еще одна образовательная функция  заключается в том, что характер преимущественной двигательной деятельности будет обуславливать специфику  приобретенных в результате занятий  способностей. Так, в гимнастике, акробатике, прыжках в воду, т.е. там, где человек  старается освоить большое разнообразие двигательных умений и навыков, высокой  степени развития достигает способность  к овладению новыми движениями. В  движениях циклического характера (плавание, бег, лыжи и др.) совершенствуются уже другие способности – экономичность, ритмичность, способность к расслаблению и эффективному использованию движущих сил.

б) специфические прикладные функции

Использование физической культуры в  системе подготовки человека к конкретной деятельности является делом государственной  важности. Имеется немало профессий, которым обучают в системе  ПТУ, техникумах, институтах, университетах  требующих достаточно хорошей профессиональной прикладной подготовки. Она включает в себя не только знания, умения и  навыки, составляющие предмет будущей  профессиональной деятельности, но и  умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых имеет  немаловажную роль для развития профессионально  важных способностей. Таким образом, физическая культура выступает здесь  как фактор профессионально-прикладной физической подготовки

в) специфические «спортивные функции»

Для полного представления о  функции достижения, в полной мере присущей лишь спорту, необходимо рассмотреть  основные составляющие спортивной деятельности.

Материальной основой спорта в  приведенной выше его структуре  выступает категория усилия (т.е. определенные мышечные, волевые или  интеллектуальные действия). Чаще всего  в спорте усилия носят не изолированный, а комплексный характер. Спортивная тренировка развивает у человека, прежде всего саму способность к  проявлению не просто усилий, а именно максимальных усилий, специфичных для  разных видов спорта (в метаниях - взрывной силы, в спринте - быстроты, в марафоне - предельной выносливости, в гимнастике - максимальной сложности  и точности движений и т.д.).

В спорте стремление к максимальному проявлению усилий является основным фактором совершенствования специфических и иных способностей человека, определяющих его спортивный результат. А сами условия соревновательного сопоставления мастерства служат дополнительным стимулом для демонстрации максимальных усилий и тем самым побуждают спортсмена систематически совершенствовать необходимые способности, умения и навыки.

Следующим атрибутом спорта выступает  компонент - достижения. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью  спортивной деятельности, с другой - объективным выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия. Оно как бы аккумулирует в себе как усилие, так и препятствие  и может выступать в различных  величинах - от личного или коллективного  достижения, до национальных и мировых  рекордов.

Хотя достижения в спорте и являются целью спортсмена, однако эта цель не представляется конечной. Истинная ценность достижения заключается в  стимулировании последующего достижения. Кроме того, спортивные достижения, особенно в сфере большого спорта, получают общественное признание, служащее дополнительным фактором для их постоянного  роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Современное состояние физического воспитания в ВУЗе

 

 

В соответствии с государственным образовательным  стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 года объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Гуманитарные  знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают  духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная  и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура  студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Целью физического  воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного  использования разнообразных средств  физической культуры, спорта и туризма  для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается  решение  следующих воспитательных, образовательных, развивающих и  оздоровительных задач:

  • понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности;
  • знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного  отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое  самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей

С переходом  России в начале 1990-х годов к  новой политико-экономической модели общественного развития, существенные изменения претерпела и система  физической культуры.

В Концепции  развития физической культуры и спорта в Российской Федерации дана характеристика современного состояния физической культуры и спорта в нашей стране и определена основная цель государства в области физической культуры и спорта – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта предусматривает следующие  основные направления деятельности в развитии физической культуры и  спорта:

    • формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышение уровня знаний в этой сфере;
    • создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях;
    • развитие спорта высших достижений;
    • усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом;
    • совершенствование системы управления и организации физической культурой и спорта, разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения;
    • развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере физической культуры и спорта, использование результатов научных исследований в практике физкультурно-спортивного движения России;
    • формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом и формирование здорового образа жизни населения, особенно подрастающего поколения;
    • представление детям, инвалидам и людям старшего возраста льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
    • привлечение для развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений средств и различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в т.ч. получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведение спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта;
    • формирование региональной политики в сфере физической культуры и спорта;
    • формирование нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования;
    • анализ эффективности использования спортивных сооружений;
    • развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней;
    • проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований;
    • подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта;
    • подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культурой и спорта, проведение аттестации управленческих кадров.

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Система физического воспитания в России