Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:32, реферат
Физическая культура способна дать человеку трезвый ум, силу духа, здоровье, научить трудолюбию, терпению, упорству к достижению цели и ощущение радости победы.
Благодаря занятиям физической культуры, осваиваются выразительные движения, формируется представление о прекрасном в движении, способность переживать это чувство при выполнении упражнений. Расширяются двигательные возможности, а переживания обогащаются положительно окрашенными эмоциями, делают жизнь эмоционально насыщенной.
Рисунок 1. Формы и функции физической культуры
Следует
различать специфические и
Функции физической культуры частного характера:
а) образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;
б) прикладные - имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;
в) спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;
г) рекреативные
и оздоровительно-
Среди функций,
присущих общей культуре, в выполнении
которых непосредственно
Ценности,
продуцируемые в сфере
Социальные
функции – это функции, которые
характеризуют особенности
- социализирующая,
назначение ее способствовать
процессу социализации
- коммуникативная,
функция межличностных
- интегративная,
в соответствии с которой
- зрелищная – наиболее характерна для спорта, благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах;
- семейно-бытовая – физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере физической культуры и спорта (спортивные семьи);
- воспитательная
– благодаря ей происходит
процесс целенаправленного
- престижная
– дух состязательности
- информационная – состоит в культурной связи поколений (накопление, сохранение и передача социального опыта физической культуры);
- эстетическая – формирование эстетических способностей (относят и к воспитательным).
Будучи
органически включенной в образ
жизни, физическая культура испытывает
влияние его сторон и одновременно
влияет на различные сферы
Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Специфические функции выражают социальное бытиё физической культуры как общественного явления, её способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова. Выделено четыре группы (по признакам общности их проявления):
Уточняя
и конкретизируя специфические
функции физической культуры можно
выделить следующие из них: образовательные,
прикладные, «спортивные», рекреативные
и оздоровительно-
Схема 3. Специфические функции различных видов физической культуры и их проявление в различных сферах
Специфические функции:
а) специфические образовательные функции
В системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое училище, техникум, лицей, колледж, высшее учебное заведение) эта функция выражена наиболее ярко. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.
Физкультурная практика свидетельствует, что в результате систематических занятий заметно совершенствует двигательный и вестибулярный анализаторы, возрастает сама способность к быстрому и эффективному освоению новых движений. Овладение разнообразными двигательными умениями и навыками в сочетании с параллельным воспитанием физических качеств повышает не только двигательную культуру человека, но и формирует особый стиль двигательной деятельности. С одной стороны, движения физкультурника обладают высокой экономичностью (тратится меньше энергии), с другой – в случае необходимости они всегда будут более результативными.
Еще одна образовательная функция
заключается в том, что характер
преимущественной двигательной деятельности
будет обуславливать специфику
приобретенных в результате занятий
способностей. Так, в гимнастике, акробатике,
прыжках в воду, т.е. там, где человек
старается освоить большое
б) специфические прикладные функции
Использование физической культуры в системе подготовки человека к конкретной деятельности является делом государственной важности. Имеется немало профессий, которым обучают в системе ПТУ, техникумах, институтах, университетах требующих достаточно хорошей профессиональной прикладной подготовки. Она включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых имеет немаловажную роль для развития профессионально важных способностей. Таким образом, физическая культура выступает здесь как фактор профессионально-прикладной физической подготовки
в) специфические «спортивные функции»
Для полного представления о функции достижения, в полной мере присущей лишь спорту, необходимо рассмотреть основные составляющие спортивной деятельности.
Материальной основой спорта в приведенной выше его структуре выступает категория усилия (т.е. определенные мышечные, волевые или интеллектуальные действия). Чаще всего в спорте усилия носят не изолированный, а комплексный характер. Спортивная тренировка развивает у человека, прежде всего саму способность к проявлению не просто усилий, а именно максимальных усилий, специфичных для разных видов спорта (в метаниях - взрывной силы, в спринте - быстроты, в марафоне - предельной выносливости, в гимнастике - максимальной сложности и точности движений и т.д.).
В спорте стремление к максимальному проявлению усилий является основным фактором совершенствования специфических и иных способностей человека, определяющих его спортивный результат. А сами условия соревновательного сопоставления мастерства служат дополнительным стимулом для демонстрации максимальных усилий и тем самым побуждают спортсмена систематически совершенствовать необходимые способности, умения и навыки.
Следующим атрибутом спорта выступает компонент - достижения. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью спортивной деятельности, с другой - объективным выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия. Оно как бы аккумулирует в себе как усилие, так и препятствие и может выступать в различных величинах - от личного или коллективного достижения, до национальных и мировых рекордов.
Хотя достижения в спорте и являются целью спортсмена, однако эта цель не представляется конечной. Истинная ценность достижения заключается в стимулировании последующего достижения. Кроме того, спортивные достижения, особенно в сфере большого спорта, получают общественное признание, служащее дополнительным фактором для их постоянного роста.
3 Современное состояние физического воспитания в ВУЗе
В соответствии
с государственным
Гуманитарные
знания дают возможность преодолеть
технократическое и узкопрофессиональное
мышление будущего специалиста, воспитывают
духовно богатую личность, обладающую
развитым чувством социально-профессиональной
и нравственной ответственности. Системная
и целенаправленная гуманитарная подготовка
и формируемая в ее процессе личностная
культура студента определяют свойства
его адаптивности, самообучаемости,
самостоятельности и
Целью физического
воспитания студентов вузов является
формирование физической культуры личности
и способности направленного
использования разнообразных
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
С переходом
России в начале 1990-х годов к
новой политико-экономической
В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации дана характеристика современного состояния физической культуры и спорта в нашей стране и определена основная цель государства в области физической культуры и спорта – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта предусматривает следующие основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта: