Физическая культура и здоровье студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:46, реферат

Описание работы

Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Для проведения нашего исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести сравнительную оценку уровня заболеваемости у студентов.
2. Выделить группы студентов по выше указанному критерию.
3. Составить индивидуальные оздоровительные программы для каждой группы студентов

Содержание

Введение………………………………………………………….3

1.Диагностика здоровья студентов……………………………..5

2.Индивидуальные оздоровительные программы для студентов……………………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………..26

Список литературы……………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

диагностика здоровья студентов.docx

— 303.29 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение………………………………………………………….3

     1.Диагностика  здоровья студентов……………………………..5

     2.Индивидуальные  оздоровительные программы для        студентов……………………………………………………………...11

     Заключение……………………………………………………..26

     Список  литературы……………………………………………..27 

 

     Введение

     Встречаясь каждый день со знакомыми людьми, мы говорим: «Здравствуйте!», прощаясь, желаем: «Будь здоров!» Наилучшие пожелания на Новый год и в день рождения обязательно начинаются с пожелания крепкого здоровья. И это не случайно. Люди давно поняли, что здоровье – наивысшая ценность жизни.

     К сожалению, среди молодежи распространено пренебрежительное отношение к  своему здоровью. Им кажется, что здоровье безгранично. Неправильная организация  труда, недосыпание приводят к перенапряжению организма, к нервозам. Переохлаждение грозит простудными заболеваниями. Есть такая поговорка: «Здоровье, как  и удобства, их замечаешь, когда они  отсутствуют».

     Что же такое здоровье? Один человек  не заболевает гриппом даже при его  эпидемии, на другого достаточно «чихнуть», и он уже болен. Один в проруби зимой купается и даже насморка не получит, другой погуляет на свежем морозном воздухе – и у него ангина. О первом мы говорим, что у него крепкое здоровье, о втором, что у него слабое здоровье. Значит, способность противостоять заболеваниям и есть здоровье? Да, это важно, но не только.

     Здоровье  – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

     По  данным медицинского осмотра, проведенного в 2010 году, только что поступившие в ВУЗ студенты, примерно 40-60% имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья.

     Упражнения  усиливают функциональную перестройку  всех звеньев опорно-двигательного  аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов. Совершенствуются функции и строение самих органов.

     Доказано, что систематические занятия  физическими упражнениями также  оказывают положительное воздействие  на психические функции, формируют  умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности .

     Физические  нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным  воздействиям окружающей среды. Для проведения нашего исследования были сформулированы следующие задачи:

     1. Провести сравнительную оценку уровня заболеваемости у студентов.

     2. Выделить группы студентов по выше указанному критерию.

     3. Составить индивидуальные оздоровительные программы для каждой группы студентов.

 

     Диагностика здоровья студентов

       Говоря об общем состоянии человека, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

     - Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

     - Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

     - Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

     Анализирую  здоровье студентов необходимо учитывать  их распорядок дня. Для этого мною была опрошена группа студентов. Согласно опросу большую часть времени  у студентов занимает учеба в  ВУЗе и личное время – прогулки с друзьями и т.п., также все  большее время занимает работа  с компьютером  и просмотр телевизора. Занятия физической культуры  у студентов в основном происходит, только  в ВУЗе , на парах по физической культуре. Диаграмма недельного бюджета времени представлена на диаграмме 1. 
 
 
 
 

       

     Рисунок 1 – Диаграмма недельного бюджета  времени студента 

     Ежегодный анализ результатов медицинского осмотра  студентов первокурсников говорит  о том, что  с каждым годом число имеющих отклонения в состоянии здоровья увеличивается. Так если в 2008-09 уч. году таких было 94 чел., то в 2009-10 их стало 130, в 2010 - 11, стало. В 2010 уч. году было установлено, что на 603 обследованных приходилось 506 заболеваний. На первом месте стояли заболевания органов зрения - 41,1%, далее - опорно-двигательного аппарата (19,2%), обмена веществ и желудка (13,2%), органов дыхания (10,7%), сердечно - сосудистой системы (8,7%). Исследования приведены на рисунке 2. 

     

     Рисунок 2. Диаграмма  здоровья абитуриентов. 

     Определению состояния здоровья и выявлению  отношений студенческой молодежи к  здоровому образу жизни посвящены  многие исследования, которые в определенной степени характеризуют реальную картину поставленной проблемы.

     Из  общего числа студентов до 16 процентов  по состоянию здоровья относятся  к специальной медицинской группе. Из них в преобладающем большинстве (50-60 процентов) - студенты с различными сердечно-сосудистыми заболеваниями .

     Большинство школьников и студентов (75%) питаются нерегулярно, а с поступлением в  ВУЗ режим питания существенно  ухудшается. От 30 до 40 процентов молодежи отрицает употребление алкогольных  напитков. Подвержены никотиновой зависимости 10-11 процентов девушек и 34-39 процентов юношей. Большинство респондентов, считая употребление алкоголя и курение вредными привычками, но вполне допустимыми. Удельный вес занимающихся спортом среди юношей школьников 26 процентов, а студентов только 10 процентов (73). 72,8% студентов организацию общественного питания оценивают неудовлетворительно. Безразлично относятся к правонарушениям 9,9% опрошенных и в их числе 2,2% правонарушения одобряют, а пьянство 14,4%, относятся безразлично к алкоголю 22,4%. Порицают пьянство 62,4% респондентов, проституцию 46,2%, а одобряют ее 15,5%. Успеваемость свою студенты оценивают следующим образом: отличная - 2,8%, хорошая - 24,4%), удовлетворительная - 65,8%, плохая и очень плохая - 6,7% .

     

     Рисунок 3. Диаграмма здоровья студентов 1 курса:1 – заболевания органов зрения, 2- заболевания сердечнососудистые, 3- заболевания опорно- двигательного аппарата, 4 – заболевания желудочно- кишечного тракта, 5-  заболевания органов дыхания. 

     На  протяжении 15 лет ведется анализ состояния здоровья и физического  развития абитуриентов. Первые данные полученные в 1978г. показывают, что для абитуриентов этого периода характерен достаточно высокий процент молодых людей, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья. Начиная с 2005г. по 2011 г. ситуация улучшается. Так основная медицинская группа возрастает с 67,1% до 84% из общего числа первокурсников, а подготовительная и специальная медицинские группы соответственно уменьшились с 16,3% и 16,6% до 8,2% и 7,8%. Начиная . стала проявляться обратная тенденция.

     Количество  занимающихся студентов в специально-медицинских  группах из года в год возрастает и колеблется в пределах 20-30% к  общему числу обучающихся. Увеличение специальных медицинских групп  происходит за счет вновь пребывающей  молодежи. Каждый год наблюдается  одна и та же картина скрытия абитуриентами  своих заболеваний при поступлении  в вуз. По предоставляемым медицинским  справкам у более чем 95% молодежи диагноз - здоров. Первые же практические занятия по физической культуре и первый медицинский осмотр (как индивидуальный, по инициативе студентов, так и плановый) обнаруживают реальную и далеко не оптимистическую картину здоровья студентов. Молодежь страдает заболеваниями сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, болезнями опорно-двигательного аппарата и зрения. Как правило, девушки и юноши, поступающие в вуз, имеют в целом низкий уровень физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, знаний в области физической культуры и спорта, устойчивых интересов и мотивационно-потребностной сферы и систематическим занятиям физическими упражнениями. Многолетние наблюдения физической подготовленности студентов, начинающих обучение в вузе, говорят об ее устойчивой отрицательной динамике. Физическое самосовершенствование, как один из показателей уровня физической культуры личности, характеризуется в основном периодичностью (49,2%) и ситуативностью (38,2%) .

     Значительная  часть студентов, особенно старших  курсов, посещают занятия физического  воспитания без желания, по необходимости. Значительная часть опрошенных студентов (40,5%) и большая часть преподавателей (73%) практически не занимаются физической культурой и спортом в свободное  от основной и домашней работы время, а если занимаются, то редко. Остается низким уровень физической подготовленности абитуриентов. Физическая подготовленность не улучшается в течение 10-15 лет. Физическая культура и спорт не стали фактором здорового образа жизни большинства студентов.

Выявлено  также, что студенты проявляют низкий уровень интереса к занятиям физическим воспитанием. Лишь 7,8% проявляют большой  интерес к занятиям, а 56% считают  такие занятия бесцельной тратой времени .

     Некоторые социологические исследования показывают, что 76% студентов относятся к занятиям физической культурой как полезному  делу, такое же мнение имеют лишь 41% студенток. При этом не следят за своим здоровьем 90% мужчин и 73% женщин. Оценивают его не важным 81% студентов и удовлетворительным 44% студентов (не важным 31%). Ведут здоровый образ жизни лишь 5% студентов и 1% студенток. Довольно часто употребляют спиртные напитки 35% студентов (иногда 60%), соответственно 2% и 68% студенток. Не курят вообще лишь 20% юношей и 49% девушек.

 

     Индивидуальные  оздоровительные  программы для  студентов

     Физическая  культура при заболеваниях глаз

         Возможности ЛФК в офтальмологии полностью еще не раскрыты. Из многочисленной глазной патологии ЛФК применяется в настоящее время лишь при глаукоме и миопии.

     При глаукоме чаще используют массаж, физические упражнения проводят по той же методике, что при гипертонической болезни.

     Более широкое распространение получила ЛФК при миопатии. Доказана высокая эффективность этого метода лечения,

     Показания к применению ЛФК при миопии. ЛФК показана всем лицам, имеющим прогрессирующую приобретенную и неосложненную отслойкой сетчатки близорукость любой степени. При врожденной близорукости применение ЛФК малоэффективно.

     Противопоказано назначение ЛФК при угрозе отслоения сетчатки.

     Физические  упражнения для лечения больных  с миопией рекомендуются с учетом сниженных функций систем организма (нервно-мышечной, соединительнотканной, дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной системы глаза). Методика занятий при миопии определяется задачами ЛФК: а) общее укрепление организма; б) активизация функций дыхательной и сердечнососудистой систем; в) укрепление мышечно-связочного аппарата; г) улучшение кровоснабжения тканей глаза; д) укрепление мышечной системы глаза, прежде всего цилиарной мышцы; е) укрепление склеры.

     В комплексе лечебных и профилактических мер поза человека при работе имеет большое значение. Положение тела считается правильным, когда линия центра тяжести пересекает скамью позади тазобедренного сустава, голова несколько наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от книги, лежащей на столе, плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, туловище отодвинуто от края стола на 3—5 см.

Информация о работе Физическая культура и здоровье студентов