Физическая культура как фактор здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 14:15, реферат

Описание работы

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………2

2. Влияние физической культуры на здоровье ………………………………………………………......3

2.1 Двигательная активность …………………………………………………………………………………………….3

2.2 Значение физических упражнений …………………………………………………………………………..7

2.3 Физическое воспитание ………………………………………………………………………………………...........11

3. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………….….12

Приложение А – Материалы с сайта Министерства здравоохранения РБ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....13

Приложение Б – Статистические исследования на примере двух средних школ РБ………………..…………………………………………………………………………………………………………………………...19

Список использованной литературы

Работа содержит 7 файлов

7.txt

— 42.84 Кб (Скачать)

8.txt

— 499 байт (Скачать)

~$тульник.doc

— 162 байт (Скачать)

Введение.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение А.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

    Приложение  А 

    Источник: www.minzdrav.by 

    Министерство  здравохранения РБ.  

    МАТЕРИАЛЫ КО ДНЮ  ЗДОРОВЬЯ  5 ИЮЛЯ 2005 г. "ДВИЖЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ" | 05.07.2005 

    В настоящее время в числе основных задач программной цели социально-экономического развития общества является укрепление здоровья граждан, повышение уровня их работоспособности, продолжительности активной жизни и творческого долголетия.

    Трудно  переоценить значение двигательной активности в укреплении здоровья человека. Все  физические  и психические реакции человека в конечном итоге приводят к движению. Великий русский физиолог И.М.Сеченов писал: "Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, дрожит ли девушка при первой мысли  о  любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их  на  бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение".

      Человек начинает двигаться еще в периоде внутриутробного развития. Шевеление плода удовлетворяет потребность мышц в движении. Когда движения плода становятся достаточно сильными, они свидетельствуют о его зрелости и способности жить вне организма матери. После рождения ребенка потребность в движении проявляется в хаотических движениях, которые имеют свою закономерность и целесообразность. Такие движения тренируют сердечнососудистую систему и мышцы, развивают координацию и стимулируют физическое развитие новорожденного. По мере роста у ребенка проявляется игровая деятельность. На основе такой двигательной активности в дальнейшем вырабатываются спортивные и трудовые навыки. Врачам известно, что малоподвижные дети отстают как в физическом, так и в психическом развитии, быстрее устают, страдают нарушениями сна.

    На  протяжении жизни человека его двигательная активность изменяется. В зависимости  от условий существования его  двигательный тонус (потенциальное  физическое состояние) стабилизируется, снижается или повышается. Исследования последних десятилетий ушедшего XX века достоверно доказали губительное  влияние  гиподинамии на организм человека. Современные условия существования человека не только не способствуют стабилизации физического состояния человеческого организма, а наоборот приводят к непрерывному ослаблению мышечного потенциала. Так, еще в 1969 году академик А.И.Берг отмечал, что доля мышечных усилий во всей вырабатываемой на Земле энергии за последние 100 лет снизилась с 94 до 1%. В середине XIX века, когда физический труд являлся основным источником всех благ, работа требовала от человека не только больших физических напряжений, но и сформированных двигательных навыков (умений). Аристократия, презирая физический труд, восполняла дефицит двигательной активности верховой ездой, катанием на велосипеде и коньках, плаваньем, фехтованием, танцами. Н.Раевский в жизнеописании А.С. Пушкина приводит сведения о 15 балах, состоявшихся в период с 11 января по 16 февраля 1830 г. На одном из балов танцевали 21 танец. Выдержать такую нагрузку было под силу только хорошо тренированным людям.

    В настоящее время недостаточная  мышечная активность стала распространенной у лиц многих профессий. Снижается  двигательная активность не только людей  среднего и пожилого возраста, но и  детей и подростков, которые значительную часть времени проводят сидя за партой или возле компьютера. В какой то момент человек чувствует, что ему стало трудно двигаться. И здесь начинается порочный круг: чем меньше совершается движений, тем они труднее; чем они труднее, тем их меньше.

    Клинические исследования показали, что ограничения физической активности приводят к повышению уровня заболеваемости и смертности. Установлено, что малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки вызывают атрофию мышечной и костной ткани, уменьшение жизненной емкости легких, а главное - нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, тесно связанной с работой скелетной мускулатуры.

    Мышечная  активность регулирует работу сердца, поскольку при сокращении мышц в  кровь поступает большое количество биологически активных веществ, сердцебиения становятся сильнее и чаще, выброс крови в аорту и легочную артерию увеличивается. Сокращение мышц нижних конечностей способствует продвижению венозной крови снизу вверх против силы тяжести, предупреждая возможность застоя. Повышение интенсивности окислительно-восстановительных процессов при ходьбе, физических упражнениях или физической работе активирует дыхание тем больше, чем напряженнее двигательные усилия. Таким образом, минутный объем кровотока, вентиляция легких и потребление кислорода возрастают в соответствии с увеличением мышечных усилий. Так, если у человека потребление кислорода в покое составляет 250-350 мл в 1 мин, то во время физической работы оно может увеличиться в 14-18 раз, достигая 4500-5000мл в 1 мин.

    Физическая  деятельность улучшает условия питания  не только самой мышечной системы, но и всех жизненно важных органов. Это  влияние реализуется благодаря  включению рефлексов с мышц на внутренние органы. Оно играет в  жизнедеятельности организма настолько  большую роль, что позволяет рассматривать физическую активность как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и состояние важнейших функциональных систем организма. При мышечных нагрузках растет поглощение кислорода тканями. В покое из каждого литра крови, протекающего через капилляры большого круга кровообращения и содержащего около 200 мл кислорода, клетки используют лишь 60-80 мл кислорода, а во время мышечной работы - до 120 мл.

    Для нормальной деятельности ЦНС также  необходим оптимальный приток сигналов не только из внешней, но и из внутренней среды. Уменьшение числа импульсов, идущих от мышц к мозгу, нарушает нервную деятельность, так как при этом резко снижается активация мозговых клеток, их работоспособность падает. Все произвольные движения (ходьба, бег, физические упражнения) осуществляются у человека при обязательном участии коры головного мозга. Характерной особенностью двигательных реакций, управляемых корой головного мозга, является их выработка в процессе индивидуального жизненного опыта, т. е. в результате тренировки. Многократное повторение определенной совокупности движений в составе сложного целенаправленного действия приводит к автоматизму, благодаря которому они становятся более точными, быстрыми, экономичными и превращаются в автоматизированные двигательные акты.

    Двигательная  активность не только изменяет деятельность функциональных систем, но и оказывает  влияние на глубинные процессы обмена веществ. Она является источником мощных стимулирующих влияний, задерживающих развитие возрастных изменений в организме.

    Таким образом, уровень или объем двигательной активности человека соответствует  состоянию его здоровья и наоборот. Чрезмерные физические нагрузки, как  и недостаточная подвижность, могут  принести вред. Длительное физическое переутомление снижает общую неспецифическую сопротивляемость организма как к инфекционным болезням (грипп, ангина, пневмония), так и к заболеваниям неинфекционного характера (радикулит, неврит и пр.).

    Оптимальная двигательная активность требуется  человеку на протяжении всей жизни - от рождения и до глубокой старости. Это  единственно надежный способ при  помощи мышечной работы сохранять и  повышать резервные возможности  сердца и всего организма, а также  поддерживать функцию мышц и суставов в удовлетворительном состоянии.

    Физические  упражнения требуют соблюдения основного  условия - посильности и регулярности мышечной деятельности. Режим ежедневной двигательной активности должен включать:

    -       утреннюю гигиеническую гимнастику - 20 мин;

    -       тренирующую оздоровительную ходьбу (на работу и домой) - 2 раза по 30 мин;

    -       производственную гимнастику и  2-3 мин физкультурные паузы на  рабочем месте - всего 15-17 мин;

    -       прогулку (можно во время обеденного перерыва) - 30 мин;

    -       специальную тренировку - 60 мин.

    Всего получается приблизительно около 3 часов  в день. 
 

      Объем двигательной активности, необходимый для обеспечения  здоровья, зависит главным образом  от возраста.

    В дошкольном возрасте занятия детей должны носить игровую форму и занимать не менее половины всего времени бодрствования. Двигательный режим школьника, помимо уроков физкультуры, обязательно необходимо дополнять организованными занятиями для общего развития растущего организма. Для молодежи время, отводимое на двигательную активность сохраняется или может быть несколько снижено при условии увеличения ее интенсивности. Оздоровительная тренировка людей старше 40 лет требует постепенного увеличения времени двигательной активности до 4-5 часов ежедневно при снижении с возрастом интенсивности нагрузок.

    Правила оздоровительной тренировки должны выполняться с учетом состояния  здоровья и потенциальных возможностей организма в строго оптимальных  параметрах.

    Физическая  культура  - специфическая часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленной на удовлетворение потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности. Двигательная активность оказывает определяющее влияние на развитие и формирование человека как личности, его здоровье, общественное производство и труд. Потребность общества в физической культуре в общих чертах сводится к: 1) потребности в физической подготовке людей к трудовой деятельности; 2) потребности в средствах всестороннего гармоничного развития людей; 3) потребности в средствах оптимизации физического состояния, поддержания здоровья, профилактики заболеваний, восстановления и повышения работоспособности.

    Физическое  воспитание представляется неотъемлемой частью общего комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, а также рационального отдыха. Цель физического воспитания достигается путем решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Отличительной чертой системы физического воспитания в нашей стране является руководство со стороны государственных органов управления при поддержке и содействии общественных организаций и общества в целом. Такая система привела к активному использованию физкультуры в государственных и негосударственных дошкольных и школьных учреждениях, средних специальных и высших учебных заведениях, в Вооруженных Силах. Физическое воспитание в детских дошкольных учреждениях является обязательным и строится по специальным программам с учетом возрастных особенностей. Оно способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья детей, профилактике заболеваний, снижает дефицит двигательной активности. В учебных заведениях всех типов физическая культура является обязательной учебной дисциплиной. Она предусматривает, кроме общего оздоровления, формирование профессионально-прикладных знаний и навыков, что достигается проведением обязательных и внеурочных занятий с учетом состояния здоровья и физического развития учащихся.

    Повышение физкультурной грамотности населения позволяет широко внедрять физкультуру и спорт в быт и на производстве, для чего используются физкультурно-оздоровительные комплексы и центры по месту работы и жительства. Их цель -способствовать поддержанию высокой работоспособности и более быстрому ее восстановлению во время отдыха.

    Кроме государственных учреждений, физкультурно-оздоровительную  работу проводят общественные организации (спортивные клубы, добровольные спортивные общества), а также коммерческие структуры (фитнес-центры и др.).

    На  систему органов здравоохранения также возложены обязанности по организации и проведению регулярного медицинского наблюдения за здоровьем занимающихся физкультурой и спортом, контролю за санитарно-гигиеническим содержанием мест занятий физическими упражнениями, медицинскому обеспечению спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, профилактике спортивного травматизма, санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни среди населения.

    В условиях современной жизни, сопряженной с недостаточной двигательной активностью, нервно-психическим перенапряжением, неблагоприятной экологией как основными факторами риска развития хронических заболеваний, применение лечебной физкультуры в общем комплексном лечение является необходимым средством для быстрого и полного восстановления здоровья и трудоспособности человека. Как бы ни происходила эволюционно-экологическая адаптация, большинству больных для достижения восстановительного эффекта и физиологического приспособления к различным влияниям внешней среды необходима дозированная физическая тренировка. В связи с этим ЛФК - обязательный компонент системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации больных и инвалидов.

    Являясь методом естественным и биологичным, ЛФК обладает широким спектром влияния на весь организм. Эффективность лечебной физкультуры обусловлена неограниченным выбором адекватных средств и форм физической тренировки, методик тренирующего и патогенетического характера, способных реализовать регулирующий, биоэнергетический, стимулирующий и компенсаторный механизм влияния на пораженные системы и функциональные резервы организма.

    В настоящее время ЛФК успешно  сочетается с медикаментозным лечением, хирургическими вмешательствами, методами физиотерапии, массажем и применяется во всех лечебно-профилактических учреждениях: больницах, поликлиниках, диспансерах, женских консультациях, родильных домах, реабилитационных центрах, санаториях и профилакториях. В связи с этим, знание основных положений лечебной физической культуры составляет профессиональную обязанность всех медицинских работников.

Приложение Б.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Физическая культура как фактор здорового образа жизни