Физическая культура как неотъемлимая часть общей культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:03, реферат

Описание работы

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание людей.

Работа содержит 1 файл

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры.docx

— 36.29 Кб (Скачать)

Введение.

Физическая культура как  неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание людей.

Двадцать первый век – век значительных социальных, технических и физических преобразований. Наряду с прогрессивными явлениями он  внес в жизнь людей ряд неблагоприятных факторов. К ним можно отнести: нервные перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера, и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а нередко и сами эти болезни. Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Но лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья людей.

Физическая культура и  спорт — неотъемлемая часть культуры общества и каждого человека в  отдельности. Именно поэтому в нашей стране придаётся большое значение развёртыванию массового физкультурного движения.

Семья является тем социальным институтом, в рамках которого происходит не только нравственное воспитание молодого поколения, но и воспитание физическое. Семья прививает любовь ребенку  к занятиям физической культурой, и как следствие – здоровому образу жизни.

В программу физической тренировки семьи следует включать все доступные  средства физического воспитания, позволяющие  эффективно укрепить здоровье. Прежде всего следует использовать циклические  упражнения — бег, ходьбу, плавание, коньки, лыжи, велосипед и другие, позволяющие наиболее эффективно укреплять  здоровье, повышать выносливость и  работоспособность всего организма.

Культура семейных отношений  и физическая культура — нерасторжимое  единство, звенья единой цепи. Совместные занятия спортом и физкультурой укрепляют силы «внутреннего притяжения», намного увеличивают «потенциал доверия» семьи. Физкультура и спорт  — это есть та сфера, которая раскрепощает детей и родителей, уменьшает дефицит их общения, прививает иммунитет от вредных привычек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

А)Роль физической культуры в семье.

Воспитание детей происходит не только в дошкольных и школьных детских учреждениях, но и в семье. Именно поэтому в каждой семье, желающей вырастить здоровых детей, необходимо заботиться об их правильном физическом развитии. Но взрослые должны контролировать физическое состояние не только своих детей, но и самих себя. Если вся семья будет вести правильный образ жизни, то дети будут расти здоровыми, а у их родителей будет гораздо меньше проблем со здоровьем. Таким образом, чем больше семей будут культурными в физическом плане, тем здоровее будет население всей нашей страны в целом.

Физическая культура состоит  из двух основных групп: общественная (общенародная) и личная (индивидуальная).

Основой общественной группы является общий уровень знаний о  методах и средствах развития и совершенствования физического  потенциала человека. Этот общий научно-технологический  потенциал физической культуры включает в себя комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Это знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией, спортивной наукой во взаимодействии со многими  другими дисциплинами, - это главная  ценность физической культуры, общее  достояние человечества.

Основой личной физической культуры являются физические достижения отдельного человека. Уровень физического  развития личности зависит от его  физических данных, способностей, воспитания и спортивной подготовки. Также уровень  физического развития человека зависит  и от его умения правильно использовать свой физический потенциал, от особенностей его характера, от его отношения  к своему здоровью, к своей физической подготовленности. Таким образом, именно в физической активности человека реализуется  потенциал его физической культуры, отражается его способность к совершенствованию своей физической природы на основе использования и освоения накопленных всем обществом знаний, опыта, возможностей и условий жизни.

Важнейшим направлением в формировании общественной и личной физической культуры является семейное физическое воспитание. Для того, чтобы ребенок в семье вырос здоровым, прежде всего родители должны вести здоровый образ жизни. Также родители должны знать особенности роста и развития детей, возрастную динамику деятельности нервной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем организма ребенка. Без этих сведений невозможно добиться оптимального результата в воспитании подрастающего поколения. Здоровый ребенок не болеет, он жизнерадостен, активен и доброжелателен, быстр, ловок и силен, в нем преобладают положительные эмоции. Для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, нужно приложить к этому немало усилий, труда и терпения.

Итак, физическая культура, необходимая для здоровья детей, включает в себя следующие составляющие:

- двигательная активность;

- режим дня;

- рациональное питание;

- закаливание;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б)Двигательная активность как неотъемлемая часть физического воспитания ребенка.

Правильная физическая, или  двигательная, активность является одним  из главных условий для сохранения и поддержания здоровья и правильного  развития. Движение свойственно каждому  человеку без исключения, без него нормальное функционирование организма  невозможно. Человек начинает двигаться  еще в период внутриутробной жизни. После рождения ребенка потребность  в движении становится все больше, это проявляется сначала в  беспорядочных взмахах рук и  ног, далее по мере роста и развития ребенка появляется ползание, ходьба, бег, различная игровая деятельность. Врачам давно известно, что малоподвижные  дети нередко отстают в развитии, они быстрее других устают, страдают нарушениями сна и т.д. Как правило, большинство детей и подростков отличаются высокой двигательной активностью: охотно бегают, много ходят пешком, занимаются спортом. Но затем часто  наступает спад: двигательная активность людей среднего, а тем более  пожилого и престарелого возрастов  снижается.

Статистические данные показывают, что ограничения физической активности повышают заболеваемость и смертность как детей, так и взрослых.

 

Последствия недостаточной  двигательной активности могут быть следующие:

- атрофия мышечной и  костной ткани;

- уменьшение жизненной  емкости легких;

- нарушения деятельности  сердечнососудистой системы;

- застой крови в конечностях;

- ненормальная деятельность  центральной нервной системы;

- неправильный обмен веществ  и др.

Большую роль в снижении двигательной активности играет научно-технический  прогресс. С одной стороны, он улучшил жизнь людей. С другой же стороны, созданные удобства требуют от человека гораздо меньше движений и усилий, именно поэтому и происходит спад двигательной активности. Развитие физической культуры человечества и усиление внимания к этому элементу человеческой культуры в эпоху научно-технической революции является, таким образом, объективной исторической реальностью, имеющей глубокие корни в человеческой сущности, как общественной, так и индивидуальной.

Содержание физической активности человека составляют занятия физическими  упражнениями, в основе которых лежат  целенаправленные движения. В самом  общем виде природное в физической активности определяется тем, что лежащие  в ее основе движения человека являются результатом деятельности его организма  как живой системы. Физическая активность человека, в конечном счете, направляется на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Регулярная физическая активность оказывает заметное влияние на функциональный статус в  состоянии здоровья занимающихся физкультурой людей.

Занимаясь с ребенком физкультурой, необходимо знать некоторые правила.

Во-первых, чем младше ребенок, тем строже дозировка занятий  физкультурой.

Во-вторых, незначительная на первый взгляд ошибка может привести к серьезным последствиям.

В-третьих, приучать ребенка  к физкультуре необходимо с самого раннего возраста, именно так можно  добиться того, что ребенок привыкнет  к физкультуре, и сам будет  стремиться к занятиям.

Начинать физическую тренировку ребенка необходимо с 1.5-2 –месячного возраста. Основные средства физической тренировки детей грудного возраста – массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения. Массаж следует проводить ежедневно, предварительно необходимо проконсультироваться с врачом-педиатром.

В 9-10 месяцев объем физической тренировки увеличивается. Главная  задача в это время – подготовить  опорно-двигательный аппарат ребенка  к ходьбе.

Основное содержание физической активности детей второго года жизни  составляет ходьба, лазанье, преодоление  препятствий, различные игры с мячами, игрушками, обручами, палкой, скакалкой. В конце этого периода могут  применяться упражнения в воде: плавание в круге, упражнения на дыхание, различные  игры в воде и т.п. Главная задача в этот период – помочь ребенку  освоить правильную ходьбу, укрепить мышцы ног, спины и живота, т.к. от их силовой подготовленности во многом будет зависеть формирование правильной осанки. Общее направление  организации физической активности ребенка – побуждение его к освоению новых движений.

Дошкольный возраст (3-6 лет) характеризуется значительными  изменениями в физическом и двигательном развитии ребенка. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) важно приучить ребенка  к ежедневным занятиям физическими  упражнениями и подвижными играми как  обязательным и непреложным элементам  повседневной жизни. Главная задача физического воспитания ребенка  третьего года жизни – освоение и совершенствование новых видов  движений, особенно пальцев рук и  кисти, закрепление и совершенствование  навыков уже освоенных видов  движений. Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно  в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (3 раза в неделю) и различных игр.

Главная задача физической активности ребенка четвертого года жизни – освоение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта  физической тренировки в этот период – постановка целей в ряде упражнений. Например, пробежать быстро, метнуть  далеко, прыгнуть как можно дальше, попасть мячом в цель и т.д. У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправленное воспитание таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, сила и выносливость. Превалирующей формой занятий остается игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок.

Основная направленность физической подготовки детей пятого года жизни – расширение арсенала освоенных элементарных движений и  подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом  отношении упражнений. Большое место  среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием, перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные усилия необходимо направлять на силовую подготовку мышц ребенка.

Для детей шестого года жизни постепенно все большее  место будут занимать специализированные тренировки отдельных физических качеств  и способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение  более сложными видами движений из арсенала спорта. Главная задача в  этот период – подготовка обширной основы для более интенсивного процесса физического воспитания в последующие  годы.

Главные целевые установки  в процессе физического воспитания детей седьмого года (6 лет) жизни  мало чем отличаются от основной направленности физической тренировки предыдущего  возрастного периода. В этот период продолжается активная тренировка физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости – и совершенствование ранее освоенных видов движений.

Младший школьный возраст (7-10 лет) – наиболее активный период в  формировании двигательных координаций  ребенка. В этот период закладываются  основы культуры движений, успешно  осваиваются ранее неизвестные  упражнения, приобретаются новые  двигательные навыки. Однако при дозировании занятий необходимо учитывать то, что у ребенка еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, и то, что в связи с началом посещения школы изменился его режим, и увеличились нагрузки. Основная задача в этом возрасте – развитие двигательных координаций. Возраст от 7 до 10 лет можно назвать благоприятным для закладки практически всего спектра физических качеств и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. Если такой закладки в этот период не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего физического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным. В это время начинают формироваться интересы ребенка к определенным видам физической активности, выявляется предрасположенность его к тем или иным видам спорта. Определенную часть забот о физическом воспитании ребенка берет на себя школа, но кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя домашними тренировочными занятиями в неделю.

Семейные тренировки строятся на основе систематического выполнения предлагаемых учителем физкультуры  домашних заданий или являются самостоятельными занятиями родителей с детьми, которые проводятся с учетом рекомендаций, имеющихся в физкультурной периодике  и отдельных изданиях.

Подростковый возраст (11-14 лет) – один из самых ответственных  периодов в формировании основ физической культуры школьника. Это критический  период как в социальном, так и  в биологическом отношении, поскольку  именно в этом возрасте завершается  биологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности. В подростковом возрасте окончательно оформляются  мышечные координации, складывается индивидуальный биомеханический «почерк» движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видом спорта. Серьезные изменения происходят и в психике подростка. Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возрастание способности к абстрагированию. При обучении подростков физическим упражнениям большое значение приобретает рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороны обучаемого. В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребенка, которые обеспечивают повышение уровня его скоростных и скоростно-силовых способностей. При этом базовым элементом, центральным звеном всего комплекса успешно развивающихся в подростковом возрасте физических качеств является быстрота. В связи с этим основной упор в физической тренировке подростка должен быть сделан на использование тех упражнений, которые в большей мере соответствуют особенностям ритма развития двигательной функции детей 11-14 лет. Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, на уроках физкультуры, при активном отдыхе, в турпоходе и т.д. Значительная часть школьников этого возраста занимается в спортивных секциях, посещает тренировки. Все это должно дополняться ежедневной утренней зарядкой, физическим трудом в домашнем хозяйстве, помощью по дому, на даче. Независимо от форм занятий существенным элементом физической подготовки подростка являются соревновательные нагрузки. Соревнования должны быть возможно более разнообразными, с тем, чтобы предоставить ребенку шансы на успех хотя бы в одном из состязаний. Важно помнить о том, что наши усилия в физическом воспитании подростка конечной своей целью должны иметь решение не только спортивных, но и воспитательных задач. В этом смысле основная направленность физического воспитания в этот период подчинена задачам формирования интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке, закладке основ спортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, способности заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется в данный момент, достижения поставленных целей.

Информация о работе Физическая культура как неотъемлимая часть общей культуры