Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:55, реферат

Описание работы

«Физическое воспитание» как учебная дисциплина входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования и является важной составной частью профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, значимость которой проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих качеств, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Работа содержит 1 файл

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

Письменная  работа по физической культуре на тему «Физическая  культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов».  

    1. «Физическое воспитание» как учебная дисциплина входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования и является важной составной частью профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, значимость которой проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих качеств, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Содержание рабочей программы определяется требованиями государственного образовательного стандарта (1994 г.) и учебной программой Минобразования РФ для вузов по физической культуре (2001 г.). Занятия по физическому воспитанию в вузе направлены не только на овладение разнообразными двигательными действиями и развитие основных физических качеств, но и формирование специальных систематизированных знаний, интересов, мотиваций, что способствует выработке у студентов потребности в постоянном физическом совершенствовании и самовоспитании. 

    2. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:

Цель  физического воспитания студентов  университета - формирование физической культуры личности.

 В  процессе физического воспитания  решаются следующие основные  задачи:

- воспитательные: формирование моральных и волевых  качеств, содействие трудовому  и эстетическому воспитанию;

- образовательные:  формирование и доведение до  необходимого совершенства прикладных  и спортивных умений и навыков,  приобретение специальных знаний;

- развивающие  и оздоровительные: укрепление  здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности. 

    3. Направления развития физического воспитания:

    Физическое воспитание учащейся и студенческой молодежи призвано обеспечить развитие и совершенствование основных двигательных качеств, физическое развитие и укрепление здоровья, воспитание осознанной потребности ведения здорового образа жизни.

    В целях реализации данной задачи необходимо обеспечить:

  • введение обязательного третьего урока по физической культуре и спорту в организациях общего среднего образования и четырех часов в неделю обязательных занятий по физической культуре в организациях начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • совершенствование внешкольных форм организации физической культуры, дополняющих содержание уроков, разработку современных вариантов тренирующих программ с целью дальнейшего перехода от обязательных уроков физической культуры к тренировкам по видам спорта с учетом интересов учащихся;
  • совершенствование системы внеклассных, внеурочных и внеаудиторных занятий с учащейся и студенческой молодежью с учетом развития их физиологических особенностей;
  • организацию и проведение зимних и летних спартакиад школьников, фестивалей спорта учащихся средних специальных учебных заведений и студенческих универсиад;
  • выполнение учащейся и студенческой молодежью объема активных занятий физической культурой и спортом не менее 8 - 10 часов в неделю.
 
 

      4. Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:

      • преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

      • интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

      • проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

      • проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно Использовать- знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

      • ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

      • коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

  • социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.
 
 

    5. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов.

     Физическое воспитание  студентов  осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий  на  протяжении  всего периода обучения в вузе.

    

Учебные занятия проводятся в форме:

  - теоретических, практических, контрольных;

  - элективных  практических занятий (по выбору);

  - индивидуальных  и индивидуально-групповых дополнительных  занятий (консультаций);

   - самостоятельных    занятий   по   заданию   и   под   контролем преподавателя.

     

Внеучебные занятия организуются в форме:

   - выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

    - занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

    - самодеятельных   занятий   физическими  упражнениями,  спортом, туризмом;

    - массовых    оздоровительных,    физкультурных    и   спортивных  мероприятий.

 

  

      6.  Распределение студентов по учебным отделениям.

        Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное.

        Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента.

        В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.

        В специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются по полу и с учетом уровня функционального состояния студентов.

        Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы.

        В спортивное учебное отделение, зачисляются студенты имеющие спортивные разряды по видам спорта, показавшие хорошую физическую подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе.

        Студенты спортивного отделения выполняют обязательные требования и нормативы (тесты), установленные для основного отделения и в те же сроки. Отдельные студенты спортивного отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением в установленные сроки обязательных зачетных требований и тестов.

        Перевод студентов из одного учебного отделения в другое, осуществляется по их желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года.  

Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов