Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:44, реферат

Описание работы

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Работа содержит 1 файл

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.docx

— 52.16 Кб (Скачать)

  Введение 

  Создание  условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

  Физическая  культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием  людей.

  Феномен физической культуры личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Основные  понятия

  Физическая  культура — 1. Органическая часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособноси; 2. Вид социальной деятельности, направленной на оздоровление, развитие физических качеств и повышение трудоспособности.

  Спорт — сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним

  Ценности  физической культуры — значимые для физической культуры объекты, представленные обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека.

Физическое  совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека.

  Физическое  восптание — органическая составная часть общего воспитания,  учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры.

  Физическое  развитие — комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.

  Психофизическая подготовка — подготовка,  осуществляемая в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость.

  Физическая  и функциональная подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.

  Двигательная  активность — один из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.

  Жизненно необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.

  Профессиональная  направленность физического  воспитания — это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста. 
 
 
 
 

  1. Физическая культура  и спорт как  социальные феномены  общества.

  Термин "физическая культура" является центральным  понятием всего физкультурного образования. Термин встречается не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. В  постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. Чем чаще на обыденном, житейском  уровне мы пользуемся термином "физическая культура", тем дальше удаляемся  от понимания ее истинной сущности.

  Физическая  культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

  В своей  основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме  физических упражнений, позволяющих  эффективно формировать необходимые  умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

  Физическая  культура представлена совокупностью  материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское  обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

  Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков,, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

  Итак, физическую культуру следует рассматривать  как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для  общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации  труда, повседневного быта, здорового  отдыха физическая культура проявляет  свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и  общекультурное значение, способствует возникновению такого социального  течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей  по использованию, распространению  и приумножению ценностей физической культуры.

  Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в . нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью. 
 
 
 

  2. Современное состояние физической культуры и спорта.

  В настоящее  время система управления физической культурой и спортом в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно используются возможности общественных физкультурно-спортивных объединений. 
Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта. 
Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта высших достижений. В то же время для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта, не создаются соответствующие условия.  
Теряют престиж профессии преподавателя физической культуры и тренера. Сократилось количество детских тренеров, среди них сегодня практически отсутствуют молодые кадры. Как следствие, ослабевают и утрачиваются традиции российской тренерской школы, недостаточно обеспечивается подготовка резерва для спорта высших достижений. 
Утрачиваются ведущие позиции отечественного спорта в международном олимпийском движении и международных спортивных организациях. 
Не всегда эффективно используются возможности спорта высших достижений в решении экономических и социальных проблем общества. 
По некоторым видам спорта в России практически отсутствуют современные, технически оснащенные спортивные сооружения и базы для подготовки к Олимпийским играм и крупнейшим международным соревнованиям. Не удается сократить выезд за рубеж ведущих российских спортсменов и тренеров. 
Не в полной мере используются современные возможности средств массовой информации для пропаганды спорта и здорового образа жизни. Отсутствуют спортивные каналы на радио и телевидении.  
Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало практически недоступными основные учреждения физической культуры и спорта, спортивно - оздоровительного туризма и отдыха для многих российских граждан. Отсутствует эффективный механизм государственного регулирования, стандартизации и сертификации качества физкультурных и спортивных услуг. 
В настоящее время физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются 8-10 процентов населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 -60 процентов.  
Реальный объем двигательной активности школьников и студентов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Преподавание физической культуры в общеобразовательных школах не соответствует современным требованиям, а в некоторых школах отсутствует.

  Увеличивается число школьников и студентов, имеющих  отклонения в состоянии здоровья. В 2001 году их количество увеличилось  на 371 тыс. человек по сравнению с 1995 годом и составило 1336 тыс. человек.

  В своем выступлении на Совете при  Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент  РФ Д. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы.

  В Российской Федерации сектор ФКС  находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее  время, снова происходит реформирование в области управления ФКС

  За  последние годы в связи с профессионализацией  и коммерциализацией спорта обострилась  конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие  позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами  по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком  и полностью опирается на детско-юношеский  спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного  резерва.

  Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, и к таким тенденциям относятся:

  • рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;
  • рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;
  • рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;
  • увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;
  • рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.

  Таким образом,  последние годы наблюдается смещение цели физической культуры в сторону  приоритета психофизического развития личности, формирование ее физической культуры.

Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов