Физическая культура в Российской Империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Важнейшее достояние человеческой цивилизации – культура. Культура обозначает совокупность всего создания усилиями людей. Сюда же относится наука, техника, искусство, литература, общественный строй и многое другое. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги. На протяжении веков ученые пытались определить, что же включает в себя это обширное понятие. Бесспорен лишь тот факт, что физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры и уже, поэтому не может остаться незамеченным. Чем больше человек обращает внимание на свой организм, стремясь достичь идеала, тем важнее для него становится система теоретических знаний и практических навыков, направленных на раскрытие потенциала, заложенного в человеческом существе, т.е. физическая культура.

Содержание

1. Введение
2. Реформы Петра 1
3. Роль физической культуры в христианскую эпоху страны
4. Физическая культура в СССР и современной России
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЗВОСПИТАНИЮ.docx

— 28.25 Кб (Скачать)

Не менее  активно проповедовал эти идеи и  другой сподвижник Петра Феофан Прокопьевич, который в своем произведении «Духовный регламент» рекомендовал ввести в духовной академии элементы физического воспитания. Он совершенно определенно выступал за то, чтобы  физическое воспитание стало неотъемлемой частью всего воспитания.

За включение  в программу обучения семинаристов физического воспитания (фехтование и верховая езда) ратовал и Ф.С.Салтыков, побывавший за границей. Большой вклад  в развитие педагогики в России в  конце XVIII века внес А.Ф.Бестужев - отец известных братьев декабристов. В его работах высказывалась  мысль о всестороннем развитии личности. Если в школах будут только специальные  науки, утверждал он, это еще нельзя назвать воспитанием, а можно  лишь именовать школьным обучением. Истинное воспитание, помимо изучения наук, должно сочетаться с воспитанием  нравственности, любви к отечеству. При этом не должно быть забыто и  физическое воспитание. Он считал, что  физическое воспитание также необходимо, как и нравственное.

В 1856 году Николай  Пирогов обратился к правительству  с просьбой организовать в России институт по подготовке специалистов для преподавательской деятельности по гимнастике, применение которой  он считал необходимым для «…сообщения  телу гибкости и ловкости в движениях». Первая теория физического воспитания заключалась в следующем: педагогический процесс должен постоянно базироваться на физиологии и психологии. Физическое воспитание, кроме того, должно основываться на медицинской науке, на ее гигиенических требованиях. Физическое воспитание не должно ограничиваться стенами школы. Оно должно осуществляться и дома, на детских площадках, во дворах, на улице, т.е. всюду, где дети проводят свое свободное и «рабочее» время.

Огромный  вклад в развитие теории физического  воспитания внес крупный ученый П.Ф. Лесгафт. Его творческая научная  деятельность относится к концу XIX века. Он является признанным основоположенником физического образования и воспитания в нашей стране. В 1896 году им было организовано в Петербурге первое за всю историю России специальное  учебное заведение по подготовке преподавателей физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

После Великой  Октябрьской революции новое  правительство быстро осознало необходимость  в воспитании разносторонней личности. «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт - гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, - разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!..» - говорил вождь революции Владимир Ильич Ленин.

Уже в 1920 году Ленин подписал декрет об организации  в Москве Государственного центрального института физической культуры, который  сыграл огромную роль в подготовке специалистов по физическому воспитанию и в развитии научных исследований в этой области знаний. Все это  дало огромный толчок к распространению  физической культуры среди трудящихся.

В 1919 году в  Петрограде вновь открывается институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, а годом спустя аналогичное учебное  заведение в Москве. Институты  в то время открывались по декретам Совета Народных Комиссаров.

Важной вехой  в развитии физкультуры и спорта в Республике Советов стал Всевобуч. Как известно, VII съезд партии, который  состоялся в марте 1918 года и обсудил  важнейшие вопросы, решавшие судьбу молодого Советского государства, постановил, в частности, принять все меры для всеобщего военного обучения населения. Составной частью Всевобуча  явилась физическая подготовка. Это  был новый взгляд на физкультурное движение - с классовой точки зрения, он ставил спорт в один ряд с такими понятиями, как патриотизм, ответственность за судьбу революции. Всюду, куда дошла молодая Советская власть, инструкторами Всевобуча назначались спортсмены, передававшие допризывникам свои навыки и опыт. С молодежью занимались лучшие лыжники, гимнасты, конькобежцы. Они и составили ядро Высшего совета физической культуры, учрежденного при Всевобуче в 1919 году по решению 1 Всероссийского съезда работников физической культуры, спорта и допризывной подготовки. В день годовщины Всевобуча, 25 мая 1919 года, в Москве состоялся парад его частей. Он походил на Красной площади. Праздник показывает огромные возможности, таящиеся в спорте. С удивлением смотрела Москва на ладных, крепких молодых людей, не только сохранивших, но и укрепивших свои силы в тяжелое военное время, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. В том же 1919 году Всевобуч подготовил для фронта отряды лыжников. Руководство Всевобучем осуществлял видный государственный деятель Н. И. Подвойский.

Огромное  значение для развития физкультурного движения имело постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 года “О задачах партии в области физической культуры”, которое стало программой деятельности в этом направлении спортивных организаций. Повсюду в стране, строились спортивные площадки, создавались физкультурные ячейки на фабриках и заводах. Во многих городах действовало общество “Муравей”, созданное по инициативе комсомола. Только в Москве насчитывалось 180 кружков “Муравья”, в которых более 10 тысяч юношей и девушек знакомились с основами спорта, получали первые спортивные навыки.

В 1930 году в  СССР введен Всесоюзный физкультурный  комплекс «Готов к труду и обороне  СССР». Этот гордый девиз впервые  прозвучал со страниц газеты «Комсомольская правда» в мае 1930 года. Комсомол обратился к каждому молодому человеку: «Крепкие мышцы, зоркий глаз нужны каждому трудящемуся! Предлагаем установить всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне». Страна Советов жила тогда заботами своих великих строек. «Ярче пламя героических будней!», «Будем драться как черти!», - эти строчки взяты из газетных номеров того времени. Речь шла о строительстве уральских домен, тракторного завода на Волге. До настоящих боев было еще далеко. Но их уже ждали, к ним готовились.

Идея создать  комплекс физкультурных испытаний, который бы показывал степень  подготовленности советских людей  к труду и защите Отечества, касалась каждого, и патриотический призыв комсомола  был услышан страной. Активно  шло обсуждение норм, видов испытаний. И вот 11 марта 1931 года Всесоюзный совет физической культуры утвердил первое положение о комплексе ГТО и первые нормативы для получения значка ГТО, который народный комиссар обороны К.Е.Ворошилов назвал «физкультурным орденом».

 

 

Как бы мы сейчас не относились к тоталитарному режиму, в котором наша страна находилась более 70 лет, мы не можем игнорировать тот факт, что советская идеология сделала очень много для физического развития человека. В стране существовало огромное количество домов детского творчества, в которых наряду с прикладными кружками существовало множество спортивных секций, проводились студенческие игры. Поистине Всесоюзный масштаб получили популярные в советское время детские турниры «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Страна гордилась своими спортсменами и старалась повышать свою физическую культуру.

В современной  России наступил кризис власти, который моментально отразился и на спорте, и на физическом воспитании. Жизнь стала несколько меркантильнее, и Почетные Грамоты, и вывешивания на Доске Почета предприятий перестали служить стимулом для упорной борьбы и победы. В большом спорте остались только энтузиасты.

Со временем исчезли физкультминутки "производственной гимнастики", перестали проводиться  и разминки перед школьными уроками, канули в лету сдачи норм ГТО, одна за другой стали закрываться школы олимпийского резерва. Традиционные забеги, заезды сохранились, правда, судя по количеству участников и по результатам, любителей в них с каждым годом все меньше и меньше. Таким образом, значимость массового спорта в общественном сознании несколько упала.

Но сейчас - на пороге постиндустриальной эпохи, следить за своей физической формой - дело каждого: чем сильнее и здоровее граждане, тем сильнее и здоровее страна. Пусть не каждый может заниматься в спортзалах и бассейнах, но сделать  утром несколько наклонов или  приседаний, размять мышцы ног, отказавшись  от поездки на троллейбусе до метро - может каждый. Это и полезно, и, в конечном счете, экономически выгодно.

 

 

 

 

 

    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История учит, что развитие физической культуры и  спорта представляет собой объективный, закономерный процесс в жизни  человеческого общества.

Этот процесс  происходит не по произволу людей, а  в силу действия объективных законов, вытекающих из материальных и духовных условий существования того или  иного общественного строя. История  физической культуры и спорта показывает, как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в области физической культуры и  спорта, обусловливаются определённым образом производства, политикой, культурой, идеологией, наукой, военным делом. В духовном творчестве народа ведущие  общественные деятели, педагоги, врачи  и учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы  и методы физической культуры и спорта.

История физической культуры и спорта показывает, что  в силу теоретико- педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её принадлежит значительное место. Она относится к профилирующим, мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать свой предмет.

Учебная практика убедительно свидетельствует, что  улучшение воспитания историей требует  постоянного совершенствования  форм и методов учебной работы, программ и учебно-методических пособий, повышение качества учебников и  другой литературы на исторические темы, широкой пропаганды исторических знаний, используя все средства массовой информации.

Требуется более  глубокий подход к всестороннему  анализу истории физической культуры и спорта в России, всеобщей истории  физической культуры и спорта, с  более глубоких научных позиций  предстоит исследовать основные тенденции международного спортивного  и олимпийского движения на разных этапах его развития.

 

 

 

    1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.Н.Бледнова, А.П.Фроленков Физическая культура студента: Методические рекомендации /Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств/ СПб 2002

2. В.Пушкин  Первая ступень, «Советский писатель», 1959г.

3. Мячин И. К., Стародуб А. Э., Смирнов Б. М. Москва-80. Олимпийский путеводитель.-- М.: Российский рабочий, 1985

Информация о работе Физическая культура в Российской Империи