Физическая культура в Российской Империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Важнейшее достояние человеческой цивилизации – культура. Культура обозначает совокупность всего создания усилиями людей. Сюда же относится наука, техника, искусство, литература, общественный строй и многое другое. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги. На протяжении веков ученые пытались определить, что же включает в себя это обширное понятие. Бесспорен лишь тот факт, что физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры и уже, поэтому не может остаться незамеченным. Чем больше человек обращает внимание на свой организм, стремясь достичь идеала, тем важнее для него становится система теоретических знаний и практических навыков, направленных на раскрытие потенциала, заложенного в человеческом существе, т.е. физическая культура.

Содержание

1. Введение
2. Реформы Петра 1
3. Роль физической культуры в христианскую эпоху страны
4. Физическая культура в СССР и современной России
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЗВОСПИТАНИЮ.docx

— 28.25 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО  КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

Экономический факультет

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: Физическая культура в Российской империи

 

Выполнила:

Студентка экономического факультета

2 курса 6 группы

Рогозина  Юлия

Руководитель:

Махин Евгений  Владимирович

 

 

 

 

 

КОСТРОМА-2011

ПЛАН:

  1. Введение
  2. Реформы Петра 1
  3. Роль физической культуры в христианскую эпоху страны
  4. Физическая культура в СССР и современной России
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ВВЕДЕНИЕ

Важнейшее достояние  человеческой цивилизации – культура. Культура обозначает совокупность всего создания усилиями людей. Сюда же относится наука, техника, искусство, литература, общественный строй и многое другое. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги. На протяжении веков ученые пытались определить, что же включает в себя это обширное понятие. Бесспорен лишь тот факт, что физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры и уже, поэтому не может остаться незамеченным. Чем больше человек обращает внимание на свой организм, стремясь достичь идеала, тем важнее для него становится система теоретических знаний и практических навыков, направленных на раскрытие потенциала, заложенного в человеческом существе, т.е. физическая культура.

Деятельность  человечества в этой сфере чрезвычайно  важна и для индивидуума в  частности, и для общества в целом, хотя этот факт часто игнорировался, в определенные периоды исторического  развития общества, по причине особых религиозных убеждений, социальных условий и т. д. Теперь, в начале XX века, проблеме развития человеческого организма уделяется все больше внимания. Уже не подвергается сомнению тот факт, что интеллектуальное развитие находится в прямой зависимости от физического. Физическая культура есть мера и способ физического развития человека наряду с его общим интеллектуальным, психическим развитием.

Физическая  культура – самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).

Спорт – доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют в качестве синонима к понятию «физическая культура». Спорт может рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований.

    1. РЕФОРМЫ ПЕТРА 1

В первой четверти XVIII века в результате реформ Петра I произошли глубокие изменения, своего рода скачок в истории Русского государства: средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю.

 Был сделан  шаг вперед на пути к капиталистическим  отношениям, в преодолении отставания  от стран Западной Европы, вызванного  ордынским игом, хотя сохранилось  основное противоречие Петровской  эпохи: прогрессивные преобразования  наталкивались на крепостнические  порядки. 

Реформы, предпринятые в области административного  управления, военного дела, церкви и  просвещения, вызвали значительные перемены во всех сферах общественной жизни и культуры, в том числе  физической.

Создавались новые возможности для ее развития, прежде всего в среде господствующего  класса – дворянства. Размеренный  патриархальный быт сменялся более  динамичным жизненным укладом.

Для развития физической культуры, особое значение имели реформы в области культуры и быта.  Главным содержанием, которых было становление и развитие светской культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемые в плане европеизации: введение гражданского алфавита, издание газеты и литературы, учреждение Академии наук с университетом и гимназией при ней, открытие первых светских государственных школ, организация «ассамблей» для дворянства с танцами, играми, развлечениями.

Впервые в  истории образования в России физическое воспитание получает государственную  регламентацию, будучи введенным, в  учебные планы различного рода школ. Так, в Школе математических и  навигационных наук наряду с другими  предметами преподавалась «рапирная  наука» – фехтование, а также  гребля и управление парусами. В  Морской академии указом Петра I предписывалось учить, в частности, «воинским обучениям: мушкетами и на рапирах», т. Е, приемам рукопашного боя и фехтованию.

 В учебных  планах, созданных для подготовки  дворянской молодежи к военной  службе Сухопутного шляхетского  корпуса, Морского шляхетского  корпуса и других дворянских  военных учебных заведений, значились  фехтование, верховая езда, гребное и парусное дело, борьба, игры в мяч, танцы.

В начале XVIII века по указанию Петра I была создана  частная гимназия немецкого  пастора  Э. Глюка. В «Каталоге учителей и  наук», преподаваемых в ней, содержится и такая запись: «Стефан Рамбур, танцевальный мастер, телесное благолепие и комплименты чином немецким и французским научает; Иоанн  Штурмевель, конский учитель, охотников  научает кавалерийским чином  ехати и лошадей во всяких школах и маневрах умудрити». В программу преподавания было включено также фехтование.

В гимназии при Московском университете, открытом в 1755 г., преподавались фехтование и  танцы. К середине XVIII века образование, особенно в закрытых учебных заведениях, приобретает сословный характер, оно становится доступным главным  образом для дворян.

Среди новых  развлечений господствующего  класса следует упомянуть о катании  на коньках и на буерах. Указом Петра I вводились также «экзерциции  парусных и гребных судов», для  чего дворянам было роздано 141 судно. Проводились  еженедельные занятия («экзерциции») и  «генеральные» смотры. Фехтование и  стрельба из пистолетов культивируются среди дворян в значительной мере в связи с распространением дуэлей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ СТРАНЫ

После принятия христианства на Руси, как и во всем христианском мире, физическое воспитание переживает определенный кризис. Это  было обусловлено особенными идеологическими  догмами, парившими тогда в сознании человека. Христианство, принижающее, почти ненавидящее материальную природу человека, соответствующим образом влияло на мысли о заботе, о собственном здоровье, теле, а физкультура - это, прежде всего, развитие физического потенциала.

Дошло до того, что отдельным указом царя от 1648 года на Руси дворянству было запрещено  заниматься какими-либо играми. Первым из царей, давшим толчок развития физической культуры стал наиболее прогрессивный  царь Петр I. В эпоху его правления  физическое воспитание в стране приобрело, по сути дела, государственный характер. В это время здесь широко распространились такие виды физического воспитания, как фехтование, вольтижировка, катание  на коньках и буерах. Сам царь, обладая выдающимися физическими  способностями, не гнушался участия  в различных игрищах. При Петре I вновь были разрешены кулачные бои. “Русские кулачные бои,- писал Г. Фомин, историк XIX века,-- B том виде, в каком они происходят сейчас, - это наш спорт, его форма, в которую вылилось само собой наше российское стремление к состязанию в силе, ловкости и выносливости. Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и "корни его теряются в глубокой старине". В России было два вида кулачного боя - одиночный и массовый. Одиночный бои назывался "сам на сам" и имел форму спортивного единоборства. Массовые бои назывались “стенка на стенку”. Бились улица на улицу, посад на посад, деревня на деревню. И в тex, и в других боях строго соблюдались традиционные неписаные гуманные правила и постановления. Прохожих и зрителей трогать запрещалось; приходить с вооруженной рукой - тоже; кто убегал или упал того не били, а если увлекался боец его останавливали, кричали ему “Лежачего нe бьют!” Бои проводились лицом к лицу. Не разрешалось бить в спину с “подножки”, наносить удары ногами или головой. Нарушителя правил наказывали свои же бойцы.

Из русских  кулачных бойцов особенно славились  казанские, калужские и тульские оружейники Алеша Родимый, Тереша Кункин, братья Зубовы, Никита Долгов, братья Походкины. Видным московским бойцом был Семен Трещала - крепостной графа Орлова - Чесменского большого любителя кулачного боя. В Петербурге выдающимися кулачными бойцами были невзрачный с виду приказной чиновник Ботин и фабричный рабочий Соколик.

Описания  старинной славянской забавы имеются  в произведениях многих русских  писателей М. Ю. Лермонтова, С. Т. Аксакова, А. Е. Измайлова, Н. Г. Помяловского, Г. И. Успенского, А. М. Горького и других.

Поощрительное отношение Петра I к физическому  воспитанию народа способствовало тому, что в России появились теоретики, которые обосновывали значимость физического  воспитания. Так, один из советников Петра I В.Н. Татищев, в своей работе «разговор  о пользе наук и училищ», осуждал  организаторов академии, которые  не включили в программу учебных  занятий фехтование и езду на лошадях.

Информация о работе Физическая культура в Российской Империи