Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение процесса физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 6

1.1. Формы организации физического воспитания школьников 6
1.2. Определяющие черты внешкольной работы по физическому
воспитанию 9
1.3. Значение внешкольной работы в системе физического воспитания
школьников. Задачи, особенности и методические требования 10
1.4. Учреждения, непосредственно проводящие внешкольное
физическое воспитание 11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ВО
ВНЕШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ 13

2.1. Физическое воспитание в детско-юношеских спортивных школах,
специализированных детско-юношеских школах олимпийского
резерва, центрах олимпийского резерва и подготовки 13
2.2. Физическое воспитание по месту жительства учащихся 16
2.3. Физическое воспитание в Домах, Дворцах культуры, Центрах
молодежного творчества 17
2.4. Организация и содержание внешкольной работы в физкультурно-
оздоровительных комбинатах 17
2.5. Организация физического воспитания в парках культуры и
отдыха 18
2.6. Физическое воспитание в детских экскурсионно-туристических
станциях и центрах 18
2.7. Физическая культура в лагерях различного профиля 19

ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 23

3.1. Социально-педагогическое значение физической культуры в
семейном быту 23
3.2. Физическая культура в режиме повседневной жизни школьника 24
3.3. Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в
физическом воспитании детей 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

ФК В СИСТЕМЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В БЫТУ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

      Распорядок дня в таком лагере приближен к условиям военной службы. Основными формами работы являются:

      - утренняя зарядка;

      - закаливающие процедуры;

      - тренировочные занятия;

      - купания (обучение неумеющих плавать);

      - соревнования;

      - занятия по изучению стрелкового оружия;

      - занятия по изучению тактических  действий военнослужащих [7].

 

      ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

      3.1. Социально-педагогическое значение физической культуры в семейном быту

 

      Особая  роль и место в физическом воспитании детей принадлежит семье. Семья и школа должны быть едины во взглядах и действиях, направленных на воспитание детей. Только при этом условии воспитание детей дает положительные результаты. И родители, и школа должны организовывать и поощрять физкультурную самодеятельность детей, заботиться об их всестороннем физическом развитии и повышении спортивного мастерства [7]. Важно, чтобы родители стали не только учителями, тренерами своих детей, но и являлись для них лидерами и участниками игр, развлечений и других форм занятий физическими упражнениями. Другими словами, отношение взрослых к физической культуре в семье определяет отношение к ней и школьников. Это первейшее методическое правило должен знать каждый родитель.

      В домашнем быту должны создаваться благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, роста и нормального физического развития детей, что возможно лишь при целесообразно осуществляемом семейном физическом воспитании [18].

      Первая  предпосылка благотворного влияния  семейного быта на здоровье детей — это создание гигиенически нормальных условий быта, соблюдение в домашнем быту правил личной и общественной гигиены. Сюда относится:

       Разумная организация режима жизни детей. Общий суточный режим (правильное распределение времени в течение суток для сна, питания, различных видов деятельности, отдыха) устанавливается с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей, условий, в которых они живут, воспитываются и учатся. Во время учебного года он во многом определяется занятиями в школе, а летом может быть подобным тому, какой заведён в оздоровительных лагерях.

       Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к внешним условиям быта (свежий воздух и чистота в помещениях, где занимаются, играют, отдыхают и спят дети; содержание в чистоте и исправности инвентаря для игр и упражнений; гигиенически оправданные размеры, формы и качество игрушек, предметов домашнего обихода, с которыми имеет дело ребенок; достаточная освещенность мест игр и занятий и т. д.).

      В связи с этим одна из важных задач  семьи состоит в том, чтобы прививать детям с младенческих лет навыки личной и общественной гигиены вплоть до формирования устойчивых привычек. Это длительный процесс, требующий сотрудничества семьи, школы, общественных организаций. Стержнем, вокруг которого формируются многие гигиенические навыки, является привычка к рациональному распорядку дня в семье. Приучение к твердому режиму жизни дает не только оздоровительный эффект, но одновременно имеет и серьезное собственно-воспитательное значение, поскольку во многом содействует воспитанию организованности, дисциплинированности. Приучаясь строго придерживаться рационального режима жизни в семье, дети сознательно переносят эту привычку и на общий режим деятельности [18].

      Физическая  культура школьника в семье является сложным, длительным и динамическим процессом, требующим от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. В общем виде она охватывает: оптимальное соотношение сна, учебы, труда и отдыха в режиме дня; выполнение правил гигиены (уход за телом, утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание); физкультминутки во время приготовления домашних заданий; выполнение домашних заданий по физической культуре; специально организованные занятия физическими упражнениями целевого назначения (для исправления нарушений осанки, развития двигательных качеств и др.); активный отдых на свежем воздухе (игровая деятельность); спортивные развлечения — катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, купание и др.; прогулки и семейный туризм; участие в соревнованиях и других физкультурно-оздоровительных мероприятиях [13].

      Вся эта деятельность должна быть развернута на фоне здоровой организации жизни  всей семьи, где многие компоненты являются общими для всех ее членов, где родители показывают достойный пример своим детям. И чем младше школьник, тем большее значение имеет личный пример, участие старших.

      3.2. Физическая культура в режиме повседневной жизни школьника

      К наиболее типичным формам направленного  использования физической культуры в режиме повседневной жизни школьника относятся:

      1. Утренняя гигиеническая  гимнастика (зарядка) – одна из важнейших и распространенных форм занятий в быту. Главная задача упражнений утренней гигиенической гимнастики — ликвидировать застойные явления крови в организме, «размять» суставы и мышцы, активизировать деятельность сердца и других внутренних органов, систем. УГГ способствует улучшению состояния нервной системы, деятельности внутренних органов и систем, сохранению и поддержанию мышечного и психического тонуса, укреплению связок, развитию мышц. Вместе с тем ежедневные 15—20-минутные занятия способствуют улучшению физического развития учащихся, совершенствуют осанку, координационные и другие физические способности детей [19].

      2. Физкультурные минутки  (паузы) во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30—35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40—45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста.

      3. Индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях:

      - силовая (атлетическая) гимнастика;

      - оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);

      - стретчинг, калланетика и др.

      4. Активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3ч. Часть этого времени, по крайней мере, не менее 1 ч, следует отводить на самостоятельные, по возможности, строго регламентированные занятия физическими упражнениями и играми.

      5. Участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я — спортивная семья) и викторинах.

      6. Семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями. Прогулки и походы в загородных условиях являются прекрасным средством оздоровления ребенка, развивающим и совершенствующим его физические качества, а также повышающим устойчивость его организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды.

      7. Закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или прогулки перед сном.

      8. Выполнение домашних  заданий по физической  культуре. Родители должны контролировать правильность выполнения заданий. Элементы их можно включать в виде дополнений к утренней гимнастике или физкультминуткам.

      9. Индивидуальные дополнительные тренировки юных спортсменов, систематически занимающихся в спортивных секциях или ДЮСШ. Важно, чтобы такие занятия находили поддержку и внимание со стороны родителей (разрешение вопросов бюджета свободного времени, отдыха, питания, сна и др.)

      Физическое  воспитание детей в семье требует  от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участий. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей [19].

      3.3. Сотрудничество  семьи, школы и внешкольных  учреждений в физическом воспитании  детей

 

      Сотрудничество  семьи, школы и внешкольных учреждений в физическом воспитании детей осуществляется в разнообразных формах. Школа организует индивидуальные и групповые консультации, собеседования, доклады на родительских собраниях по основным вопросам обеспечения единого (для семьи и школы) подхода к физическому воспитанию школьников. Родителям сообщают результаты наблюдений врача за состоянием здоровья и физическим развитием каждого ребенка, которые служат основанием для индивидуальных назначений детям режима, гигиенических процедур, физических упражнений. Учителя школы знакомятся с бытом детей в домашних условиях, решают во время посещения семьи вопросы, касающиеся оптимизации общего и двигательного домашнего режима школьников и т. д. Особенно тесные контакты устанавливаются между родителями юных спортсменов и тренерско-педагогическим составом ДЮСШ [18].

      Помощь  родителей школе и внешкольным  учреждениям в работе по физическому  воспитанию выражается, прежде всего, в содействии закреплению и развитию того, что дают эти учреждения детям, вовлекая их в систематические занятия физической культурой и спортом. Используя установленные в законодательном порядке права, родители (или заменяющие их лица) могут принимать участие в обсуждении вопросов постановки физического воспитания в общеобразовательной школе и ДЮСШ, где воспитываются и обучаются их дети. Родительские комитеты в школах привлекают родителей к проведению оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий, решению организационных вопросов постановки физического воспитания детей в летнее время в городских и загородных лагерях, выпуску стенных газет, в которых среди других материалов освещается опыт семейного физического воспитания и другие формы помощи школе. Родительский комитет в ДЮСШ оказывает руководству и тренерско-преподавательскому составу школы помощь в воспитательной работе, в организации оздоровительно-спортивного лагеря, тренировочных сборов, проведении соревнований, показательных выступлений и т. д. Родительские комитеты при домоуправлениях, ЖЭК помогают в организации физкультурной работы во дворе, создании детских сезонных спортивных клубов, проведении соревнований дворовых и уличных команд по различным видам спорта. С привлечением самих детей во дворах, на площадках оборудуют гимнастические городки, заливные катки, снежные горки, уголки для игр.

      Контакты семьи, школы и внешкольных учреждений в физическом воспитании детей, таким образом, многообразны. Они составляют единую структуру социальной организации воспитания.

      Таким образом, анализ функций родителей в организации физического воспитания детей позволяет сгруппировать их в следующие разделы работы:

      1. Создание необходимых материально-технических условий для занятий дома.

      2. Контроль и содействие выполнению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливания, утренней гимнастики, домашних заданий.

      3. Личное участие в днях здоровья, спортивных праздниках, организация игр и развлечений, лыжных прогулок.

      4. Организация соревнований и игр на детских площадках и в школе.

      5. Выполнение обязанностей общественных тренеров и судей [7].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Таким образом, задачи, поставленные в работе, были достигнуты методом анализа и синтеза материала. В курсовой работе представлен материал по организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста. Показано значение и основные задачи внешкольной работы в системе физического воспитания в Республике Беларусь. Раскрыты сущность, определяющие черты и организационно-методические основы физкультурной и спортивной работы во внешкольных учреждениях. Описаны основные формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста.

      Выводы:

      1. Физическое воспитание во внешкольных учреждениях, в быту и в режиме свободного времени является неотъемлемой частью системы физического воспитания школьников в Республике Беларусь.

      2. Основное назначение внешкольной работы — организация свободного времени учащихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха.

      3. Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреждения.

Информация о работе Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту и в режиме свободного времени детей и молодежи школьного возраста