Физическая культура-часть общечеловеческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы объясняется тем, что необходимо cначала разобраться, что собой представляет, физическая культура (как и любая другая культура), на какие виды делится и какова её роль в общественной жизни и культуре человека. Каждый современный человек не может представить себе жизнь без спорта. Люди сталкиваются в школе и в институте с практической физической культурой. Это немудрено. Ведь в стародавние времена физическое воспитание играло огромную роль.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Актуальность  темы данной работы объясняется тем, что необходимо       cначала разобраться, что собой представляет, физическая культура (как и любая другая культура), на какие виды делится и какова её роль в общественной жизни и культуре человека. Каждый современный человек не может представить себе жизнь без спорта. Люди сталкиваются в школе и в институте с практической физической культурой. Это немудрено. Ведь в стародавние времена физическое воспитание играло огромную роль.

     Возникновение физического воспитания относится  к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

     Постепенно  в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены  племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

     Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему  в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение  животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

     Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным  и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных  классов или ограничивались рамками военного обучения.

     Мальчиков специально обучали выносливости, военному делу, борьбе. Также в древнем  мире существовали олимпийские игры. Они представляли спортивные соревнования, в которых, как и в наши дни,  атлеты соревновались за звание лучшего. Также в древности существовал культ тела. « В здоровом теле, здоровый дух», - считали они. Они настолько в это верили, что все свои статуи делали с телами атлетов. Иногда это доходило до комизма. Маленькая, непропорциональная голова с тонкой шеей находилась на теле атлетически сложенного человека.  Их не волновала правдивость изображения. Их интересовало только - красота. К тому же не один праздник в древности не обходился без состязаний. Атлеты упражнялись в беге, стрельбе из лука, метании диска и молота. Но самым захватывающем зрелищем была борьба, требующая от борцов силы, выносливости, жестокости и терпения.

     Но  и в наши  дни большое внимание отводится спорту. Сегодня нет  ни одного человека, который бы не имел понятия о физической культуре или  спортивных состязаниях. Спорт –  неотъемлемая часть нашей повседневности. Спорту уделяется большое внимание и на телевидение. Сегодня каждый желающий может смотреть спортивные передачи по телевизору. Специальные  группы болельщиков тех или иных команд собираются на стадионах, чтобы поддержать любимую команду.

     Роль  физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-технического  прогресса.

     1 Физическая культура

     Физическая  культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела путём упражнения мускулов, развитие физических способностей человека и спортивных достижений.

     Физическая  культура представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

     В наш век – век значительных  социальных, технических и физических  преобразований научно-техническая  революция,  наряду с прогрессивными  явлениями внесла в жизнь и  ряд неблагоприятных факторов. К  ним следует отнести гиподинамию,  нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной  современной техникой, а также  стрессы профессионального и  бытового порядка и как следствие  – нарушение обмена веществ,  избыточный вес, предрасположение  к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

     Влияние неблагоприятных факторов  на здоровье человека настолько  велико, что  внутренние защитные  функции самого организма не  в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием  неблагоприятным факторам оказались  регулярные занятия физической  культурой, которые помогли восстановлению  и укреплению здоровья людей,  адаптации организма к значительным  физическим нагрузкам. Чем дальше  идет человечество в своем  развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической  культуры.

     Совсем  недавно миллионы людей  ходили на работу и с работы  пешком, на производстве от них  требовалось применение большой  физической силы, в быту люди  также  не могли обойтись без  выполнения трудоемких работ. 

     В настоящее время объем передвижений  в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и  робототехника  на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины  в быту настолько повысили  дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают  как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем (при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно,  урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности  современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию,  и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима  двигательной деятельности людей,  минуя средства физической культуры  и спорта, в настоящее время  практически невозможно.

     Целью физической культуры является оптимизация  физического развития человека, всестороннего  совершенствования свойственных каждому  физических качеств и связанных  с ними способностей в единстве с  воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

     Всестороннее  развитие физических качеств имеет  большое значение для человека. Широкая  возможность их переноса на любую  двигательную деятельность позволяет  использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

     Здоровье  населения в стране рассматривается  как самая большая ценность, как  отправное условие для полноценной  деятельности и счастливой жизни  людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем   организма, может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

     Физическое  воспитание обеспечивает долголетнее  сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым  работоспособность людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ] 
 
 
 

     1.1 Функции физической культуры.

     Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

     Кроме выполнения этой важнейшей функции  отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических  функций частного характера.

     К ним следует отнести:

     1.образовательные  функции, которые выражаются в  использовании физической культуры  как учебного предмета в общей  системе образования в стране, это Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по  государственным программам в  образовательных учереждениях, где физическая культура является образовательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

     Спортивно – тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

     2.прикладные  функции, имеющие непосредственное  отношение к повышению специальной  подготовки к трудовой деятельности  и воинской службе средствами  профессионально-прикладной физической  культуры (ППФП). ППФП представляет  собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.

     Основное  назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном  уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда;

     3.спортивные  функции, которые проявляются  в достижении максимальных результатов  в реализации физических и  морально-волевых возможностей человека. Под ними также, понимают объективно  присущие им свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

     Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

     4.оздоровительно-реабилитационные  функции, которые связаны с  использованием физических упражнений  в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

     В решении центральной задачи всестороннего  гармонического развития человека участвуют  все функции физической культуры в своем единстве. Каждая из ее составных  частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться самостоятельно. 
 

     1.2 Социальное значение физической культуры.

     В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.     Но  и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой,   может в некоторых случаях  рассматриваться  с отрицательной стороны.    Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечнососудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.    В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм. Физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.

     Связи физической культуры с трудовой деятельностью  прослеживаются во многих аспектах.

     1. Любой трудовой процесс имеет  фазу врабатывания, а при его  большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.

     2.Некоторые   современные виды труда характеризуются   малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной кой на отдельные  части тела, на отдельные функции  организма. Средства физического  воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.

     3. В  современном производстве пока  еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания в значительной мере выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.

     4.Ряд   видов труда требует специальной   физической подготовленности, которая  может быть обеспечена только  специфическими средствами и  методами физической подготовки. 

Информация о работе Физическая культура-часть общечеловеческой культуры