Физическая культура-часть общечеловеческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы объясняется тем, что необходимо cначала разобраться, что собой представляет, физическая культура (как и любая другая культура), на какие виды делится и какова её роль в общественной жизни и культуре человека. Каждый современный человек не может представить себе жизнь без спорта. Люди сталкиваются в школе и в институте с практической физической культурой. Это немудрено. Ведь в стародавние времена физическое воспитание играло огромную роль.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее  воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).  Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние  физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

     Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

     В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное.

     Оздоровительно-рекреативная физическая культура — это отдых, восстановление сил с помощью  средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация».

     В современном обществе основные функции  физической рекреации сводятся к  следующему (Ю.Е. Рыжкин, 1999):

     социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта);

     творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в  развитии и совершенствовании);

     системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию  как функцию конкретной социальной системы);

     аксиологическая (ценностно-ориентировочная);

     коммуникативная (важное средство неформального общения людей).

     Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие  и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.

     По  количеству занимающихся рекреационные  занятия могут быть индивидуальными  и групповыми (семья, группа по интересам  и т.д.).     Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящем времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры.

     Общее представление о лечении с  помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случая за счет нормализации функций и систем организма, в других — за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.

     В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как  принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.

     Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:

     группы  ЛФК при диспансерах, больницах;

     группы  здоровья в коллективах физической культуры, н физкультурно-спортивных базах и т.д.;

     самостоятельные занятия.

     Специфика работы в группах ЛФК рассматривается  в соответствующих разделах предмета «Лечебная физическая культура». В  рамках ЛФК широко используются лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег, прогулки на лыжах и т.п. Определены двигательные режимы (щадящий, тонизирующий, тренирующий), разработаны организационно-методические формы занятий (урочные, индивидуальные, групповые).

     Занятия в группах здоровья носят как  общеоздоровительный характер для  лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания.    Основными средствами занятий являются легкодозируемые  по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных.

     Занятия проводятся по специально разработанным  программам под руководством методиста  и наблюдением врача.

     Индивидуальные  занятия реабилитационного типа могут также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечнососудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера.

     Оздоровительно-реабилитационная культура играет существенную роль и  в системе научной организации  труда. Проведение профилактических мероприятий  в физкультурно-оздоровительных  центрах позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения на производстве и современных условий жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные упражнения, применяемые в режиме и после рабочего дня, массаж, баня, психорегулирующие и другие средства.

     Физическая  культура оказывает оздоровительный  и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей  с различными заболеваниями постоянно  растёт.

     Физическая  культура должна входить в жизнь  человека с раннего возраста и  не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь  нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

     Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого  человека. 

     Заключение

     Как неоднократно подчеркивалось, физическая культура человека практически неотделима  от жизнедеятельности человека. Она  является важной составляющей в сохранении и укреплении здоровья.

     Физическая  культура - часть общечеловеческой культуры, самостоятельный вид деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Она оказывает  определенное влияние не только на разностороннее формирование человека как личности, но и на развитие семейных, производственных и современных  общественных отношений, Физическая культура представлена в обществе совокупностью духовных и материальных ценностей. К первым относится соответствующая информация, произведения искусства, созданные и создающиеся разнообразные виды спорта, игры комплексы и системы физических упражнений, этические и моральные нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Ко вторым можно отнести созданные и постоянно совершенствующиеся спортивные сооружения, инвентарь, экипировку, специальное оборудование.

     Становление физической культуры и ее развитие во многом обусловлено материальными  условиями жизни общества. Физическая культура — часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизни каждого человека. Рассматривая это определение, всегда следует помнить о том, что данный феномен жизни современного человека на каждом этапе развития общества всегда имел и имеет глубокие биологические корни, питающие раскидистую крону древа активной жизнедеятельности каждого человека. Движение (активная двигательная деятельность) — одно из главных составляющих биологического обеспечения жизнедеятельности организма человека (клеток, и тканей, и органов, и физиологических систем). В эволюционном плане все составляющие организма человека развивались и совершенствовались на основе движения и поэтому требуют его постоянно как для своего развития, так и для поддержания функциональных возможностей каждого человека. Актуальность этого положения возрастает по мере неуклонного сокращения двигательной активности современного человека. «Голод движения», слабый двигательный фон, опасен для жизнедеятельности человека, так как нарушает нормальный обмен веществ в организме, необходимый баланс между умственной и физической нагрузками. Именно поэтому возникла необходимость культуры использования движения — этой основы жизнедеятельности организма человека, т.е. разработки целого комплекса социальных, биологических,, физиологических, педагогических и других аспектов знаний об эффективном использовании движения для обеспечения жизнедеятельности человека в современных постоянно изменяющихся условиях.

     Все эти знания, собственное отношение  каждого человека к их реализаций, отношение общества к этому явлению и создали современную физическую культуру.

     Таким образом, в своей основе современная  физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому развитию молодого организма, позволяющих формировать необходимые умения и навыки, развивать физические способности, оптимизировать состояние здоровья, психическую устойчивость и в целом обеспечивать высокую работоспособность в течение всей жизни. 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и  спорта. – [Текст]- 2000.
  2. Жеребцов  А.В. Физкультура и труд  - [Текст]-Москва.1986.
  3. Коц Я. М. Спортивная физиология. - [Текст]: Физкультура и спорт, 1986.
  4. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. –[Текст] 1999.
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – [Текст]-1991.
  6. ПетровскийБ.П. Популярная медицинская энциклопедия - [Текст]-Москва. 1981.
  7. Рафин А. Я. Физическая культура. - [Текст]-1989.
  8. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта. – [Текст]-2003.

Информация о работе Физическая культура-часть общечеловеческой культуры