Физические качества человека. Средства и методы их воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:00, реферат

Описание работы

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.
Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.
Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Содержание

Введение 3
1. Понятие физических способностей 4
1.1 Сила 6
1.2 Выносливость 8
1.3 Ловкость 10
1.4 Координационные способности 11
1.5 Гибкость 14
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

реферат по физре воспитание физ.качеств.docx

— 37.03 Кб (Скачать)

         В теории и практике физического воспитания выделяют общую  и специальную выносливость. Под  общей выносливостью понимают длительное выполнение работы с оптимальной  функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и  структур организма. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями  выполнять двигательные действия в  зоне умеренных нагрузок. Специальная  выносливость характеризуется продолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная  выносливость классифицируется: а) по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); б) по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); в) по признакам взаимодействия с  другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного  решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).

         Воспитание выносливости осуществляется посредством решения  двигательных задач, требующих мобилизации  психических и биологических  процессов в фазе компенсаторного  утомления или в конце предшествующей фазы, но с обязательным выходом на фазу компенсаторного утомления. Условия решения задач должны обеспечивать вариативный характер работы с обязательно меняющимися нагрузками и структурой двигательного действия (например, преодоление препятствий во время бега по пересеченной местности).

         К ведущим физическим способностям, выражающим качество выносливости, относят выносливость к нагрузкам  в максимальной, субмаксимальной, большой  и умеренной зонах нагрузок. Все  эти способности имеют единый измеритель - предельное время работы до начала снижения ее мощности.

         Ведущим в развитии выносливости является метод строго регламентированного упражнения, позволяющий  точно задавать величину и объем  нагрузки. Повторное выполнение упражнения или серий можно начинать при  ЧСС 110-120 уд/мин. В паузах для отдыха выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц и развитие подвижности в  суставах. Развивать выносливость при  субмаксимальных нагрузках целесообразно  после упражнений на развитие координации  движений или обучения двигательным действиям при начинающемся утомлении. Продолжительность упражнений, их количество и интервалы для отдыха между  ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы. Развитие выносливости в условиях больших нагрузок осуществляется методами строго регламентированного  и игрового упражнений. Последний  позволяет за счет повышенной эмоциональности  достигать большего объема работы.

1.3 Ловкость

         _Ловкость выражается  через совокупность координационных  способностей, а также способностей  выполнять двигательные действия  с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость  воспитывают посредством обучения  двигательным действиям и решения  двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

1.4 Координационные способности

 

         Координационные способности  связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени  и включают: а) пространственную ориентировку; б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным  параметрам; в) статическое и динамическое равновесие. Пространственная ориентировка подразумевает: 1)сохранение представлений  о параметрах изменения внешних  условий (ситуаций) и 2) умение перестраивать  двигательное действие в соответствии с этими изменениями . Человек  не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование  предстоящих событий и в связи  с этим строить соответствующую  программу действий, направленную на достижение положительного результата.

         Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании  упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых  и временных параметров двигательного  действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения. Развитие точности временных параметров движений направлено на совершенствование так называемого чувства времени, т. е. Умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне.

         В целостном двигательном действии все три ведущие координационные  способности - точность пространственных, силовых и временных параметров - развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное  средство (упражнение) позволяет, акцентировано  воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому  повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок. Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают  статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического  равновесия осуществляется с помощью  упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости  с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется  сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и  горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Навыки в  статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом - за счет постепенного изменения условий выполнения упражнений.

         Быстрота проявляется  через совокупность скоростных способностей, включающих: а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством  решения многообразных двигательных задач, успех решения которых  определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного  действия (обученность движениям), а  с другой - наличия оптимального функционального состояния организма, обеспечивающего высокую физическую работоспособность. Первая группа требований предусматривает повышение трудностей решения задач за счет уменьшения времени выполнения двигательных действий, но при условии, что техника владения двигательным действием не лимитирует его скоростные параметры. Вторая группа требований предполагает осуществление  решения двигательных задач до наступления  первых признаков утомления, которое  сопряжено с увеличением времени  движений, а, следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения.

         Быстрота двигательной реакции характеризуется минимальным  временем от подачи какого-либо сигнала  до начала выполнения движения и представляет собой сенсорную реакцию. Различают  простые и сложные двигательные реакции. Время простых реакций  значительно короче времени сложных. Простая реакция-это ответ заранее  определенным движением на ожидаемый  сигнал.

         Сложные реакции  разделяются на реакции выбора и  реакции на движущийся объект. Реакция  выбора - это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов. Необходимыми условиями для воспитания быстроты являются повышенная работоспособность и высокая эмоциональность человека, желание выполнять упражнение на заданный результат.

         Особенностью физического  качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его  физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции  не связано со скоростью одиночного сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту движений. Можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал (раздражитель), но иметь малую частоту движений и наоборот.

1.5 Гибкость

 

         Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с  необходимой амплитудой движений. Она  характеризует степень подвижности  в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как  с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного  действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, лимитирует возможности пространственных перемещений  тела и его звеньев.

         Различают пассивную  и активную гибкость. Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних  сил. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих  тот или иной сустав. Величина пассивной  гибкости всегда больше активной. Под  влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается. Уровень развития гибкости оценивают  по амплитуде движений, которая измеряется либо угловыми градусами, либо линейными мерами. В практике физического воспитания выделяют общую и специальную гибкость. Первая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах опорно-двигательного аппарата, вторая - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

         Гибкость развивают  в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. Активная и пассивная гибкость развиваются  параллельно. Уровень развития гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для  овладения техникой изучаемого двигательного  действия. Этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень  гибкости необходимо поддерживать повторным  воспроизведением необходимой амплитуды  движений.

 

Заключение

         Регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени задержать возрастных инволюционных  изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений  органов и систем.

         Выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие физических качеств человека. Эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий физической культурой на организм человека.

         Таким образом, можно  говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать  состояние здоровья человека  и  его уровень физической подготовки для рационального использования  физических возможностей организма, чтобы  физические нагрузки не принесли вреда  здоровью. 

 

Список  литературы

 
  1. Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.sportreferats.ru

Информация о работе Физические качества человека. Средства и методы их воспитания