Физическое воспитание мальчиков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:07, реферат

Описание работы

Задачей физического воспитания мальчиков и юношей является правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение жизненно важными двигательными навыками и обеспечение высокой физической работоспособности, учитывая индивидуальные особенности организма в этом возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Определение физического воспитания………………………...5
Периоды развития организма…………………………………..6
Физическое воспитание мальчиков 8-17 лет…………………..8
Физическое воспитание юношей 17-20 лет……………………14
Заключение……………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

физра.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

спортивные игры, лыжная, кроссовая или конькобежная подготовка, плавание, а где имеются необходимые условия, и борьба. Содержание занятий для девушек и юношей обретает свою специфику как по видам, так и по характеру занятий. С учетом требований наставления по физической подготовке Вооруженных Сил страны в программу для юношей вводятся виды деятельности военно-прикладного характера,

а также выполнение строевых команд. Физическая подготовка старшеклассников увязывается с их занятиями

производительным  трудом. В зависимости от характера  профессии (строительных, механизаторских, конвейерных, станочных, монтажных, слесарных) мальчики выполняют специальные упражнения.

Таким образом, на уроках происходит постепенное нарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивной деятельности, так и упражнений внутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разработаны требования к учащимся, учебные нормативы по усвоению навыков, развитию

двигательных  качеств. Педагогам рекомендуется  строго учитывать физические и моральные возможности каждого школьника, осуществлять про­думанный, дифференцированный подход в процессе физического развития детей, формирования у них умений и навыков самостоятельных занятий физкультурой в домашних

условиях.

        Третья часть комплексной  программы посвящена внеклассным формам занятий физической культурой и спортом. Для начальных классов предлагается создание групп общей физической подготовки, кружков физической культуры по гимнастике,

плаванию, настольному  теннису, конькам, бадминтону. В V—VI классах  занятия групп общефизической подготовки становятся более разнообраз­ными, физкультурные кружки уступают место спортивным секциям по гимнастике, легкой атлетике и

игровым видам  спорта: баскетболу, футболу, хоккею. Подростки VII—VIII классовмогут продолжать посещение  группы общей физической подготовки; в секциях осваивать технику по отдельным видам спорта; участвовать в лыжных гонках, туристских походах. Ребята IX—XI классов также занимаются в группах общей подготовки, совершенствуют свое мастерство в спортивных секциях, овладевают военно-прикладными специальностями.

     Четвертая часть комплексной программы включает в себя общешкольные,

физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. В школах проводятся

ежемесячные дни  здоровья и спорта. Это направлено на достижение всеобщности физического воспитания детей во внеклассной работе.

К комплексной  программе тесно примыкает работа по физиче­скому воспитанию детей, проводимая общественными организациями, спортивными обществами, объединениями при клубах, ДЭЗах, в дворцах, домах пионеров и школьников, в

специализированных  спортивных школах. Для школьников организуются летние спортивные лагеря, туристские походы и экспедиции. Многие учащиеся участвуют в военизированных мероприятиях, связанных с ними маршбросках, маневрах, соревнованиях. Значительный вклад в организацию физического воспитания детей

вносят средства массовой информации — радио, телевидение, печать. В массовых специальных и популярных изданиях публикуются комплексы упражнений,

описание спортивных игр, маршруты походов под руководством опытных

спортсменов-инструкторов. Физкультурные и спортивные занятия детей в секциях спортобществ, в ДЮСШ, специализированных спортивных школах вводят часть ребят

в большой спорт. Важно, чтобы спортивные увлечения  школьников развивались на фоне широких общественных интересов, не замыкали детей в узкий и

ограниченный  круг проблем спортивного профессионализма.

Физическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми  другими видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой происходит умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решениям экстремальных ситуациях. В плане трудовой подготовки школьников физкультура приучает к выдержке, настойчивости, умению

довести дело до конца, помогает проявить выносливость, ловкость, сноровку,

быстро приобрести умение и навык. Физкультурные занятия  формируют у детей добрую волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа. Мальчики развивают в себе способность эстетического восприятия красоты че­ловеческого ума и тела, проявляющиеся в движении, борьбе, преодолении препятствий. Физическое

воспитание —  неотъемлемая часть и основа всестороннего  развития личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Физическое воспитание юношей 17-20 лет

Возраст 17—20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. 

Формирование  скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16—18 годам заканчивается формирование стопы.

У женщин рост заканчивается  в 20—22 года, у мужчин в 23—25 чет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.

С возрастом  увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. Вес мышечной массы к весу тела у подростков 15 лет составляет 32,6%, а у юношей 17—18 лет— 44,2%.

К 18—21 годам  в основном заканчивается функциональное развитие отделов центральной нервной  системы и вегетативных систем. Нервные  процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает над тормозными.

Сердце нередко  «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 17—20 лет у 10—15% юношей отмечается относительное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки.

Частота сердечных сокращений в возрасте 17 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 20 лет — у юношей 65—70.

В обеспечении  снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14—16 лет составляет 18с, а у взрослых — 17—29 с.

Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и  постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий  физическими упражнениями. Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила .мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий уровень выносливости наблюдается обычно к 23—25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17—18 лет и особенно в 15—16 лет необходимо строго дозировать. Наиболее благоприятные условия для развития выносливости в 19—20 лет. 

В возрасте 15—16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с учащимися этого возраста следует воздерживаться от силовых упражнений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднее — в 19—20 лет. 

Необходимо подчеркнуть, что обучение в вузах и ссузах совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического развития учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического воспитания важен индивидуальный подход.

Физическое  воспитания юношей регламентируются государственной учебной программой для вузов и ссузов «Физическое воспитание».

Учебный материал программы предусматривает решение  задач физического воспитания студентов  и состоит из теоретического и практического разделов.

Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам  теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в  форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Лекционный курс в объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и состоит из восьми тем.

Первые четыре темы в объёме 10 часов читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме - на втором курсе.

Практический  раздел программы содержит учебный  материал для всех учебных отделений, который направлен на решение  конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий  всех учебных отделений включаются разделы:

гимнастика,

лёгкая атлетика,

плавание,

лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок или велосипедный спорт),

туризм,

спортивные игры,

стрельба.

В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям. Учебный процесс по физическому воспитанию юношей преимущественно направлен на:

укрепление здоровья,

закаливание организма,

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии с соблюдением особенностей этого возраста.

ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

С учетом педагогических, психологических и физиологических закономерностей разработана общая структура занятий физическими упражнениями, включающая в себя три части: 'подготовительную, основную и заключительную, которые различаются по своим педагогическим задачам. Так, педагогические задачи подготовительной части: организационный момент и сообщение задач урока; подготовка двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма к предстоящим физическим нагрузкам;

основной  части: формирование необходимых двигательных умений и навыков, сообщение знаний в области физического воспитания; воспитание физических, волевых и других качеств; заключительной части: организованное завершение занятия, подведение итогов, стимулирование интереса к .предстоящим занятиям, задание для самостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное время; приведение организма в относительно спокойное состояние, обеспечивающее 'переход к другим видам деятельности.

Целью физического  воспитания в вузах является содействие

подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания

предусматривается решение следующих задач:

воспитание у  студентов высоких моральных, волевых  и физических качеств,

готовности к  высокопроизводительному труду;

сохранение и  укрепление здоровья студентов, содействие правильному

формированию  и всестороннему развитию организма, поддержание высокой

работоспособности на протяжении всего периода обучения;

всесторонняя  физическая подготовка студентов;

профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом

особенностей  их будущей трудовой деятельности;

приобретение  студентами необходимых знаний по основам  теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;

воспитание у  студентов убеждённости в необходимости  регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Информация о работе Физическое воспитание мальчиков и юношей