Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно ориентированного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:38, реферат

Описание работы

Проблема разработки системы воспитания в области школьной физической культуры в последнее время все больше привлекает внимание специалистов. Это объясняется объективно сложившейся негативной ситуацией в подготовке учащихся общеобразовательной школы по учебному предмету "физическая культура".

Работа содержит 1 файл

Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно ориентированного подхода.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Для оценки изменений, произошедших за период проведения педагогического  эксперимента в контрольных и  экспериментальных группах, у школьников подсчитывались средние величины по исследованным показателям. Представляет интерес вычисление показателя общего уровня подготовленности школьников по предмету "физическая культура", что облегчает проведение аттестации учащихся и выведение адекватных оценок успеваемости.

Общий уровень  подготовленности (ОУП) учащихся контрольной  и экспериментальной групп по личностно ориентированной программе  физического воспитания высчитывался по следующей формуле, в баллах:

ОУП = Х зн + Х кд+ Х кс + Х сзкл + Х дп
--------------------------------------
5  

где:

Хзн - средний  балл усвоения знаний по физической культуре;  
Хкд - средний балл усвоения культуры движений;  
Хкс - средний балл сформированности культурологических стремлений;  
Хсзкл - средний балл сформированности социально значимых качеств личности;  
Хдп - средний уровень двигательной подготовленности.

Анализ полученных результатов показал, что величина уровня подготовленности школьников контрольной  и экспериментальной групп различается (табл. 3).

Таблица 3. 
Общий уровень подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце педагогического эксперимента, баллы

Тестирование Группа Различия Достоверность различий
контрольная экспериментальная t Р
Исходное 3,441 ±0,1 3,478 ±0,1 0,037 0,26 недостоверно
Итоговое 3,798 ±0,1 4,177 ±0,1 0,383 2,71 меньше 0,01

Полученные данные позволяют сделать вывод, что  предложенное личностно ориентированное  освоение учебного предмета "физическая культура" является перспективным и несет в себе ряд признаков инновационного подхода к процессу воспитания учащихся начальной школы. Разработанная программа личностно ориентированного воспитания по физической культуре показала ее эффективность как для формирования умений и навыков собственно физкультурной деятельности, так и для культурологической деятельности различного характера.

Литература 

  1. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Основные компоненты личностно-ориентированного физкультурного воспитания учащихся начальной школы: Материалы Х научно-практ. конф. "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". Коломна, 1999, с. 169 - 170.
  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. М., 1992. - 43 с.
  3. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Оценка успеваемости по физической культуре //Физическая культура в школе. 1991, № 11, с. 12 - 14.
  4. Малыхина М.В., Протченко Т.А., Полянская Н.В. и др. Личная физическая культура учащихся общеобразовательной школы: проблема отбора содержания: Материалы VIII научно-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". Коломна, 1998.
  5. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М., 1993. - 97 с.
  6. Протченко Т.А., Полянская Н.В., Малыхина М.В. и др. Проблема комплексного формирования психофизических качеств учащихся младшего школьного возраста //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, №4.

По  материалам сайта http://lib.sportedu.ru/press/fkvot

Пути  оптимизации физического  воспитания младших  школьников

Ширшова Е.О. (Калининградский  госуниверситет, кафедра  теории и методики физической культуры и спорта)

На современном  этапе развития общества реформирование системы образования является необходимым условием обеспечения эффективности социально-экономических и культурных преобразований. В соответствии с Национальной доктриной развития образования в Российской Федерации опорой образования должны стать, с одной стороны, адекватный социально-экономическим условиям методологический подход, с другой стороны, опережающая стратегия управления качеством, характером и уровнем образования (А.П. Клемешев, И.Н. Симаева, 2000). Кроме обеспечения всеобщей грамотности в рамках государственного стандарта и высокого качества базового общего образования в число задач включено создание условий для развития креативной грамотности и формирования способности личности к социальному проектированию. Спецификой образования в Калининградской области становится интеграция как в российское, так и в европейского образовательное пространство.

Одним из перспективных  направлений развития образования  является разработка методик обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся. Педагогика индивидуальности как наука представляет применение принципов психологии к практике жизнедеятельности человека и образуется на стыке психологии (так как изучает закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (так как изучает управление развитием индивидуальности, средства и методы ее формирования) (О.С. Гребенюк, 2000). Средства физического воспитания являются важным звеном в системе образования, однако, возможности физического воспитания как одного из средств развития индивидуальности еще не рассматривались.

Важность оптимизации  физического воспитания в начальной  школе трудно переоценить, поскольку в данном возрасте закладывается фундамент всего дальнейшего образования. В настоящее время существует большое количество методик физического воспитания детей, основанных на различных методологических подходах (развивающее, природосообразное обучение и т. д.), особенно в начальной школе. Однако они требуют изменения организации не только уроков физической культуры, но и всего учебно-воспитательного процесса в школе. Учитывая недостаточную материально-техническую обеспеченность большинства школ города, недостаток квалифицированных кадров и характер финансирования школьного образования (В.К. Пельменев, 1999), оптимизация физического воспитания младших школьников на данный момент возможна в основном в рамках действующих организационно-методических условий обучения.

Таким образом, существует противоречие между современными условиями и требованиями к организации  и содержанию физического воспитания учащихся младших классов.

Целью нашего исследования является теоретическое  и экспериментальное обоснованию  методики физического воспитания младших школьников с преимущественным использованием соревновательно-игрового метода как наиболее адекватного положениям педагогики индивидуальности, а также с применением информационных технологий в оценке эффективности учебно-воспитательного процесса.

Работа ориентирована  на ближайшие перспективы развития системы образования, так как  применение результатов возможно при  минимальных финансовых затратах. Разработка автоматизированной системы учета  и контроля отвечает современным требованиям информатизации управления учебно-воспитательным процессом по физическому воспитанию.

В ходе подготовки и проведения педагогического эксперимента определены условия, при которых  создаются максимальные предпосылки  для эффективного развития индивидуальности, повышения уровня двигательной подготовленности (физической и технической) и формирования личности, а также основные средства и методы реализации концепции педагогики индивидуальности в физическом воспитании младших школьников. Педагогический эксперимент проводится на базе МОУ школа № 43 с участием шести классов – трех контрольных и трех экспериментальных.

Мы предполагаем, что:

  • преимущественное использование игровой деятельности на уроках физической культуры является оптимальным условием развития индивидуальности и решения основных задач физического воспитания, так как максимально отвечает возрастным психофизиологическим особенностям младших школьников;
  • автоматизированная система оценки, разработанная на основе таких критериев, как учет максимально разносторонних показателей и стандартизации показателей для конкретного контингента, позволяет повышать эффективность управления учебно-воспитательным процессом.

 
Таким образом, мы считаем актуальным выбранное  направление исследования. Получаемые результаты представляют теоретическую и практическую значимость.

Информация о работе Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно ориентированного подхода