Физическое воспитание в учебных заведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:16, реферат

Описание работы

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 42.99 Кб (Скачать)

     Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные  технические приспособления, с помощью  которых можно моделировать отдельные  условия и характер будущего профессионального  труда. Следует различать тренажеры, применяемые на учебных занятиях по предмету «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с  их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и  навыков. В профессиональных же тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных  или усложненных условиях, а это  является уже задачей не кафедры  физического воспитания, а выпускающих  кафедр высшего учебного заведения. 

7. Организация и  формы ППФП в  вузе

 

     Организация ППФП студентов в высших учебных  заведениях предполагает использовать специальную физическую подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной программе «Физическая культура», которая составляется кафедрой физического воспитания на основе Примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза.

     Для расширенной психофизической подготовки с профессиональной направленностью  в основном учебном отделении  могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта.

     Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.

     ППФП  студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

     Цель  теоретических занятий – дать будущим студентам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал должен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности. Целесообразнее объяснять именно во время практических занятий.

     ППФП  во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

     Формы ППФП в свободное время:

  • секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;
  • самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.д.);
  • самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).

     Одна  из форм ППФП – массовые оздоровительные  физкультурные и спортивные мероприятия (внутривузовские соревнования между  учебными группами, курсами, факультетами). 

8. Подвижные игры: организация  и методические основы проведения 

     Подвижные игры на уроках физической культуры применяют  строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, в тесной взаимосвязи  со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности студентов, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма, дисциплинированность группы, а также условия, в которых урок проводится.

     Учащихся  надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные  игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые  в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры студентам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья, для овладения учебным материалом по физической культуре.

     Подвижные игры должны эффективно содействовать  нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма  учащихся с учетом возраста, а также  формированию правильной осанки.

     Особое  значение приобретает наличие достаточно четких правил, исключающих произвольное толкование обязанностей и действий играющих. Точные правила упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.

     Особенность методики проведения подвижных игр  на уроках физической культуры состоит  в первую очередь в том, что  между подвижными играми и другими упражнениями, включаемыми в урок должна быть обеспечена тесная организационно-методическая преемственность и взаимосвязь. Надо правильно определять место выбранной игры среди других упражнений и учитывать возможную ее длительность.

     Подвижные игры, знакомые учащимся и не занимающие много времени, можно проводить, например, с целью разминки перед  упражнениями, которые связаны со значительными мышечными напряжениями. После таких упражнений возможно проведение относительно спокойных  игр. Подвижные игры с бегом, прыжками, включаемые перед упражнениями, требующими большой концентрации внимания, точности движений, могут затруднять последующее  успешное выполнение подобных упражнений.

     При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами.

     Если  на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики, армреслинга (борьбы на руках) и т. д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями — наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития занимающихся метания различных предметов на дальность.

     Для развития качества быстроты следует  подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

     Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.

     Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой  затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

 

     Заключение

     Большинство исследователей указывают, что высокой  эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта.  При этом  применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.

     В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.

     Однако  при подборе средств физического  воспитания в целях ППФП имеет  смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более  направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.

     Такими  группами средств ППФП студентов  можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.

     Прикладные  физические упражнения, и отдельные  элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.  

 

Список  использованной литературы 

  1. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М., 1980
  2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983.
  3. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982.
  4. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., Высшая школа, 1985.
  5. Материалы интеренет-портала www.ru.wikipedia.org  

Информация о работе Физическое воспитание в учебных заведениях