Физическое воспитание в учебных заведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:16, реферат

Описание работы

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 42.99 Кб (Скачать)

     Многие  спортивные и особенно игровые моменты  могут моделировать возможные жизненные  ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

     Прикладные  специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горахи др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

     Формировать специальные качества можно в  процессе ППФП не только с помощью  специально подобранных упражнений, но и при регулярном занятии соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т.д. 
 
 
 
 

3. Место ППФП в  системе физического  воспитания студентов 

     При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует всегда помнить, что  такая  подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой. Однако исследования показали, что  только общая физическая подготовка будущих специалистов не может решить задачи специальной подготовки к  определенной профессии.

     ППФП  должна опираться на хорошую общефизическую подготовку студента. Соотношение общей  физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости  от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовки почти достаточно, чтобы  иметь психофизическую готовность к будущей профессии. Хотя в последних  исследованиях физиологов труда  отмечается, что возможные головокружения, раннее проявление остеохондроза шейного  отдела позвоночника у многих представителей умственного труда возникают  от детренированности вестибулярного аппарата, от длительного неподвижного наклона головы вперед. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения самостоятельно подобранных физических упражнений для профилактики или лечения этих неблагоприятных явлений.

     В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами. Обычно эти  нормативы отличаются у студентов  различных факультетов и имеют  различия в зависимости от семестра и курса обучения. 
 
 
 
 

4. Основные факторы,  определяющие содержание  ППФП 

     Двигательную  деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность  к концентрированному и устойчивому  вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие также, как и профессиональные свойства личности, в определенных пределах и условиях тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Также сходны и принципиальные требования и условия их улучшения.

     Итак, конкретное содержание ППФП опирается  на психофизиологическое тождество  трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно  моделировать отдельные элементы трудовых процессов. 

     Основные  факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

  • формы (виды) труда специалистов данного профиля;
  • условия и характер труда;
  • режим труда и отдыха;
  • особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

     Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

     Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой трудоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

     Харатер труда также определяет содержание ППФП, так как для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, нужно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях. Если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

     Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддержать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха в любом месте является такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящегося.

     При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать  организационную структуру и  особенности производственного  процесса, а также производить  совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

     Динамика  работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.  

5. Дополнительные факторы,  определяющие содержание  ППФП 

     К ним относятся индивидуальные особенности  будущих специалистов, а также  географо-климатические условия  региона, где предстоит работать и жить выпускнику.

     Различия  в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит  от его физиологической и психологической  пригодности к данному виду труда, т.е. от способностей. Способности –  устойчивые свойства личности, однако они в процессе воспитания меняются. Поэтому совершенствовать их путем  целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей, следовательно. Усилия студентов и  время для освоения отдельных  видов ППФП к избранной специальности  у каждого свои.

     Важно знать и о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизиологические нагрузки в  процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в  процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. За этой общей характеристикой стоят  вполне конкретные возрастные изменения  отдельных функций. Так, временная  реакция на световые, звуковые, комбинированные  сигналы у нетренированных людей  укорачивается и стабилизируется  к концу студенческого возраста, а впоследствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована  и даже отчасти повышена.

     Итак, изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность  специалиста в сфере труда, психофизических  процессов, сопровождающих различные  виды профессиональной деятельности, позволяет выявить соответствующий  раздел профессиограммы специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности. 

6. Методика подбора  средств ППФП студентов 

     Подбор  средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей  профессиональной деятельности студентов.

     Средства  ППФП можно объединить в следующие  группы:

  • прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
  • прикладные виды спорта (их целостное применение);
  • оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
  • вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

     При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым  физическим и специальным качествам.

     При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных  занятий обычно увеличивается объем  специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из различных видов спорта чаще всего производится опытным путем по принципу соответсвия их особенностям профессиональных качеств и умений.

     Известный кардиохирург и активный популяризатор  двигательной активности академик Н.М. Амосов считает, что взаимодействие всех жизненно важных систем организма  лучше всего проявляется через  выносливость. Основа выносливости –  хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая  более четко координирует работу физиологических систем, тем самым повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие.

     В большинстве отечественных исследований по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. При выборе отдельных  прикладных упражнений следует уделить  особое внимание упражнениям «на  выносливость».

     Немаловажен и опосредованный прикладной опыт занятий  отдельными видами спорта. Так, штангист никогда не станет тянуть вес «вверх»  путем разгибания спины, что часто  наблюдается в быту, так как  при этом создается колоссальная нагрузка на межпозвоночные диски. Правильный подъем веса всегда начинается с активного  разгибания ног путем напряжения крупной передней группы мышц бедра.

     Каждый  вид спорта способствует совершенствованию  определенных физических и психических  качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного  совершенствования, совпадают с  профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально- прикладными.

     Элементы  состязательности, совмещенные с  повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный метод для решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

     Оздоровительные силы природы и гигиенические  факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных  географо-климатических условиях. С  помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приемам закаливания организма  и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению  восстановительных процессов в  организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Информация о работе Физическое воспитание в учебных заведениях