Физическое воспитание в высших учебных заведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

С каждым годом увеличивается число студентов в Республике Беларусь. В соответствии с законодательством высшая школа, решая задачи профессиональной подготовки, должна обеспечить и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание студентов, таким образом, рассматривается как неотъемлемая, важнейшая часть общего воспитания студенчества.

Содержание

1. Значение, цель, задачи физического воспитания студентов

2. Программа физического воспитания студентов

3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе

4. Методические основы физического воспитания в вузе

5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе

6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях

Работа содержит 1 файл

фз учебных завед..doc

— 77.50 Кб (Скачать)

ТЕМА: 

«Физическое воспитание в высших учебных заведениях» 

Минск 2009 

План 

1. Значение, цель, задачи физического воспитания  студентов 

2. Программа  физического воспитания студентов 

3. Формы организации  занятий по физическому воспитанию  в вузе 

4. Методические основы физического воспитания в вузе 

5. Основные направления  работы по физическому воспитанию  в вузе 

6. Особенности  методики занятий по физическому  воспитанию в различных учебных  отделениях 

1. Значение, цель  и задачи физического воспитания  студентов 

С каждым годом  увеличивается число студентов  в Республике Беларусь. В соответствии с законодательством высшая школа, решая задачи профессиональной подготовки, должна обеспечить и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание студентов, таким образом, рассматривается как неотъемлемая, важнейшая часть общего воспитания студенчества. 

Роль физического  воспитания и других форм направленного  использования физической культуры в вузах многогранна. Технический  прогресс, стремительное развитие науки  и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебный труд студента все более интенсивным, напряженным. Соответственно возрастает значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим средствами физической культуры обеспечивается общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии. 

Решая специфические задачи, физическое воспитание студенчества играет в то же время существенную роль в нравственном, волевом и эстетическом развитии, вносит значительный вклад в подготовку широкообразованных и всесторонне развитых специалистов. 

Повышение роли направленного использования средств физической культуры в период обучения в вузе специалистов обусловлено, в частности, тем, что рабочий режим студента характеризуется малоподвижностью, однообразием рабочей позы на протяжении 10-12 часов. Физические упражнения в этих условиях – основной фактор противодействия отрицательным последствиям гиподинамии, а также умственной и нервно-эмоциональной нагрузки. Затраты времени на занятие физическими упражнениями при этом компенсируются благодаря повышению общей работоспособности, в том числе и умственной. 

Целью физического  воспитания студентов является формирование физической культуры личности. 

Задачи физического  воспитания. В процессе физического  воспитания студентов решаются следующие  основные задачи:  

- укрепление  здоровья средствами физической культуры, формирование потребности в поддержании высокого уровня физической и умственной работоспособности, самоорганизации здорового образа жизни; 

- освоение студентами  теоретических знаний, спортивно-прикладных  умений и навыков; 

- повышение уровня  физической подготовленности; 

- совершенствование  психомоторных способностей, обеспечивающих  высокую производительность профессионально-технических  действий; 

- создание у  студентов системного комплекса  знаний, теоретических основ и практических навыков для реализации их потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании на производстве, в быту, семье и рациональной организации свободного времени с творческим освоением всех ценностей физической культуры; 

- создание условий для полной реализации творческих способностей студента; 

- нравственное, эстетическое, духовное и физическое  развитие студентов в ходе  учебного процесса, организованного  на основе современных общенаучных  и специальных технологий в  области теории, методики и практики физической культуры и спорта. 

2. Программа  физического воспитания студентов 

Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов  регламентируется учебными планами  и программами, которые разрабатываются  и утверждаются Министерством образования РБ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и уровень развития физических качеств. 

В программе  по физическому воспитанию студентов можно выделить три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.  

Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает  овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых  для понимания процессов функционирования физической культуры общества и личности, умение их активного, творческого использования для личностного и профессионального развития, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. 

Знания сообщаются преподавателями кафедры в виде лекций. Лекционный курс читается по следующим темам: «Физическая культура и спорт в ВУЗах РБ», Организация и управление физического воспитания в вузах», «Здоровый образ жизни», «Врачебный контроль в системе физического воспитания», «Профессионально-прикладная физическая подготовка» и т.д. 

Кроме того, студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы. 

Практический  раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей по формированию необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. 

Практический  раздел программы реализуется на практических и учебно-тренировочных  занятиях. Практический раздел предусматривает  как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств. 

Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и  результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия  обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. 

В качестве критериев результативности разрабатываются зачетные требования и практические нормативы, тесты. 

Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100м; 2) прыжок в длину с  места; 3) поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (женщины), поднимание ног в висе до касания перекладины (мужчины); 4) подтягивание в висе лежа (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 5) бег на 2000м (женщины), бег на 3000м (мужчины); 6) бег на 30м; 7) количество метров, пробегаемых за 12 минут. 

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в  конце – как определяющие сдвиг  за прошедший учебный год. 

3. Формы организации  занятий по физическому воспитанию в вузе 

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего  периода обучения студентов в  режиме учебной деятельности и во внеучебное время.  

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах.  

1. Учебные занятия,  предусмотренные учебным планом  и расписанием вуза. Выделяют  теоретические и практические  занятия. 

Теоретические – лекции, методические практикумы, консультации, собеседования. 

Практические  – практикумы, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по общефизической подготовке и избранному виду спорта. 

2. Факультативные  занятия, являющиеся продолжением  и добавлением к учебным занятиям, которые являются основной формой. На факультативных занятиях совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности. 

Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах. 

1. Физические  упражнения в режиме учебного  дня: утренняя гимнастика, вводная  гимнастика, физкультурные паузы,  дополнительные занятия и др.  

Физкультпаузы проводятся после первых 4-х аудиторных или практических занятий. Их продолжительность  – 8-10 минут. 

Дополнительные  занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью  подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.

Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют  функцию активного отдыха. 

2. Организованные  занятия студентов во внеучебное  время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др.проводятся под руководством педагога по физической культуре и спорту. 

3. Самостоятельные  занятия студентов физическими  упражнениями в свободное от  учебы время: а) на основе  полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания). 

4. Массовые физкультурно-спортивные  мероприятия, проводимые в выходные  дни в течение учебного года  и в каникулярное время. К  ним относятся турпоходы, спортивные  праздники, дни здоровья, спартакиады,  соревнования по календарю межвузовских и внутривузовских мероприятий. 

Таким образом, помимо решения воспитательных и  образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов: улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.  

4. Методические  основы физического воспитания в вузе 

Многочисленными исследованиями установлено, что динамика умственной работоспособности у  студентов на протяжении всего периода  обучения в вузе зависит от объема физических нагрузок в режиме дня  и учебной недели. Наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6-8 ч. занятий в неделю. Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения. 

1. Занятия физическими  упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать  в первой половине каждого  семестра 70-75% упражнений, направленных  на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160-170 уд/мин. 

Во второй половине каждого семестра примерно 70-75% применяемых  средств необходимо использовать для  воспитания силы, общей и силовой  выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд/мин.). Такое построение учебных и самостоятельных занятий оказывает стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов. 

2. На занятиях  физического воспитания, проводимых  на первой паре, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС – 110-150 уд/мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130-150 уд/мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50-60%. Основное назначение таких занятий – обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку. 

Информация о работе Физическое воспитание в высших учебных заведениях