Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:30, курсовая работа
Целью данной работы является задача рассмотреть физическую культуру как компонент здорового образа жизни.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:
1. Рассмотрение вопроса здорового образа жизни, дать определение феномену.
2. Проследить связь здорового образа жизни и физической культуры.
3. Показать социологические аспекты взаимосвязи "физическая культура - здоровый образ жизни"
4. Определить важность занятий спортом.
"Гимнастика,
физические упражнения, ходьба должны
прочно войти в повседневный
быт каждого, кто хочет
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.
В этой работе освещаются вопросы воспитания любви к физической культуре, как неотъемлемому компоненту здорового образа жизни.
Целью данной работы является задача рассмотреть физическую культуру как компонент здорового образа жизни.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:
1.
Рассмотрение вопроса
2.
Проследить связь здорового
3.
Показать социологические
4. Определить важность занятий спортом.
Научная
новизна заключается в
Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых для физического воспитания учащихся, а также методов, направленных на формирование здорового образа жизни.
Практическая значимость работы заключается в применении разработанных методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПО СРЕДСТВАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Понятие "Здоровье", его содержание и критерии
Существует
много определений этого
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
-
индивидуальное здоровье
-
здоровье представляет собой
гармоничную совокупность
-
индивидуальное здоровье
-
здоровье - это процесс сохранения
и развития биологических,
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
• Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным "уродом", если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Функциональные резервы организма.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не позволяет "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.
Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб.
Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.
Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1.
Биохимические резервы (
2.
Физиологические резервы (на
3. Психические резервы.
Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.
От чего зависит здоровье
Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
• наследственность - 20%;
• окружающая среда - 20%;
• уровень медицинской помощи - 10%;
• образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:
• человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);
• экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
• социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
• медицинский фактор - 10%.
1.2. Здоровый образ жизни, определение феномена
"Здоровый образ жизни", по формулировке авторов программною документа "К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний" (Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г.С.Жуковский и др., 1994) — "поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья". Укрепление же здоровья — "мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия".
Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от:
—
объективных общественных условий,
социально-экономических
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
До
недавнего времени под "здоровьем"
в преобладающем количестве случаев
понималось здоровье в узко биологическом
смысле. С данной точки зрения здоровье
можно рассматривать как
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый
образ жизни, по мнению ведущих медицинских
специалистов в сфере физической
культуры, — это реализация комплекса
единой научно обоснованной медико-биологической
и социально-психологической
Группа авторов монографии "Формирование здорового образа жизни молодежи" (1988) указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В. Валентик, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский и др.).
Формирование
ЗОЖ не сводится только к пропаганде
или отдельным видам медико-
Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний (Изуткин Д.А., 1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.
Информация о работе Физкультура как компонент здорового образа жизни