Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:49, реферат
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Введение
Цель и задачи физического воспитания студентов.
Физическая культура
в Основах законодательства Российской
Федерации о физической культуре
и спорте представлена в высших учебных
заведениях как учебная дисциплина
и важнейший компонент
Свои образовательные
и развивающие функции
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности,а также создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности.
Задачи физического
воспитания. В процессе физического
воспитания студентов решаются следующие
основные задачи:
понимание роли физической культуры в развитии личности студента и подготовке ее к профессиональной деятельности;
обеспечение высокого
уровня работоспособности и
Формирование установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
укрепление здоровья и закаливание организма;
обеспечение общей физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
приобретение
опыта творческого
Глава 1.
Роль физической культуры в развитие и личности студента.
Физическое развитие
тесно связано со здоровьем человека.
Здоровье выступает как ведущий
фактор, который определяет не только
гармоничное развитие студента , но и успешность
освоения профессии, плодотворность его
будущей профессиональной деятельности,
что составляет общее жизненное благополучие.
Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения студента. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.
Являясь по своей
сути человековедческой дисциплиной,
физическая культура направлена на то,
чтобы развить целостную личность, гармонизировать
ее духовные и физические силы, активизировать
готовность полноценно реализовать свои
сущностные силы в здоровом и продуктивном
стиле жизни, профессиональной деятельности,
в самопостроении необходимой социокультурной
комфортной среды, являющейся неотъемлемым
элементом образовательного пространства
вуза
Физическая культура
прямо и опосредованно
Физическая культура
выступает как сфера самосовершенствования и самоутверждения личности. Роль
физкультуры в жизни студентов, характер ее воздействия на личность ,
выходят далеко за рамки функции развития физических качеств. Физическое
совершенствование индивида влечет за собой важные последствия для самых
различных сфер его жизнедеятельности: производственной (развитие и
совершенствование человека как главной производительной силы общества, повышение
его работоспособности); оздоровительной (сохранение и укрепление здоровья,
удлинение активного
периода жизнедеятельности
организация
свободного времени с использованием
активных форм отдыха) и другие.
Принципиальное
значение имеет социально интегрирующая
функция физической
культуры . Она реализуется в развитии таких социально значимых черт, как
коллективизм,
способность к общению и
воздействие на формирование и укрепление малых групп, развитие внутригруппового
общения, стабилизацию морально-психологического климата в коллективе.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов. Поэтому роль физического воспитания студентов очень велика. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Глава 2.
Укрепление здоровья-регулярные занятия физическими упражнениями и спортом.
Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.
Выполняя физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Медицинской наукой установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального Уровня деятельности и работоспособности организма.
Регулярные занятия
физическими упражнениями, особенно
в сочетании с дыхательной
гимнастикой, повышают подвижность
грудной клетки и диафрагмы. У
занимающихся дыхание становится более
редким и глубоким, а дыхательная мускулатура
- более крепкой и выносливой. При глубоком
и ритмичном дыхании происходит расширение
кровеносных сосудов сердца, в результате
чего улучшается питание и снабжение кислородом
сердечной мышцы.
Под влиянием регулярных
занятий физическими
От того, как
и сколько мы двигаемся, в значительной
степени зависит состояние
Не так давно
специалисты определили, сколько
времени нужно отводить физическим
упражнениям, чтобы достичь защитного
эффекта. Эти требования были выработаны
в результате многолетней исследовательской
работы. Оказывается, нужно не так
уж много. Вот три главных принципа,
которые легко запомнить
1. Тренируйтесь через день или хотя бы три раза в неделю
2. Тренируйтесь непрерывно в течение 20 минут.
3. Тренируйтесь
энергично, но следите за
Существуют три
формы самостоятельных занятий
физической культурой:
Ежедневная утренняя гимнастика.
Ежедневная физкультпауза.
Самостоятельные
занятия физической культурой,
физические упражнения и спорт
(не реже, чем 2-3 раза в неделю).
Каждое самостоятельное
тренировочное занятие состоит
из трех частей; подготовительная часть
(разминка) делится на две части
– общеразогревающую и специальную.
Общеразвивающая часть состоит из ходьбы
(2-3 мин.), медленного бега (женщины – 6-8
мин, мужчины -8-12 мин), общеразвивающих
гимнастических упражнений на все группы
мышц. Выполнять физические упражнения
рекомендуется, начиная с мелких групп
мышц рук и плечевого пояса, затем переходить
на более крупные мышцы туловища и заканчивать,
проделывая упражнения для ног. После
комплекса физических упражнений силового
характера и растягивания следует выполнять
упражнения на расслабление. Специальная
часть разминки преследует цель подготовить
к основной части занятий физической культурой
те или иные мышечные группы и костно-связочный
аппарат и обеспечить нервно – координационную
и психологическую настройку организма
на предстоящее в основной части занятия
выполнение упражнений. В специальной
части разминки выполняются отдельные
элементы основных физических упражнений,
имитация, специально-подготовительные
упражнения, выполнение основного упражнения
по частям и в целом. При этом учитывается
темп и ритм предстоящей работы. В основной
части комплекса физических упражнений
изучается спортивная техника и тактика,
осуществляется тренировка, развиваются
физические и волевые качества (быстрота,
сила, выносливость). В заключительной
части выполняются медленный бег (3-8 мин),
переходящий в ходьбу (2-6 мин.), и упражнения
на расслабление в сочетании с глубоким
дыханием, которые обеспечивают постепенное
снижение тренировочной нагрузки и приведение
организма в сравнительно спокойное состояние.
При тренировочных
занятиях физической культурой (продолжительность
60 или 90 мин) можно ориентироваться
на следующее распределение
Для того, чтобы
физические занятия оказались более эффективными,
необходимо соблюдать следующие правила:
Увеличивать
продолжительность и нагрузки
на занятиях физической
До начала игр проводить разминку, включающую медленный бег (3-5 мин.), общеразвивающие упражнения и упражнения для тех групп мышц, которые принимают наибольшую нагрузку в данной игре.
Соблюдать
все правила, связанные с
Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, бадминтон, теннис и настольный теннис сказывают разностороннее воздействие на занимающихся, улучшая функциональное состояние, физическую подготовку и координацию движений.
Студентам при планировании и проведении самостоятельных занятий надо учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем самостоятельных занятий следует несколько снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха.
Глава 3
Закаливание
закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.
Немного из истории закаливания.
Особое значение
закаливанию придавалось на Руси.
Здесь оно носило массовый характер.
«Русские – крепкий, сильный, выносливый
народ, способный легко переносить
и стужу, и жару. Вообще в России
люди здоровые, доживающие до глубокой
старости и редко болеющие», - писал
секретарь гольштейнского посольства
в Москве Адам Олеарий.
Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для