Физкультура в жизни студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:49, реферат

Описание работы

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Работа содержит 1 файл

Физкультура 1 курс.docx

— 28.87 Кб (Скачать)

Введение

Цель и задачи физического воспитания студентов.

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных  заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое  благополучие, физическое совершенство. 

Свои образовательные  и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания студентов.

Целью физического  воспитания студентов является формирование физической культуры личности,а также создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни,  физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности.

Задачи физического  воспитания. В процессе физического  воспитания студентов решаются следующие  основные задачи: 

    понимание  роли физической культуры в  развитии личности студента и подготовке ее к профессиональной деятельности;

обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого  долголетия.

Формирование установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

знание научно-практических основ физической культуры и здорового  образа жизни;

укрепление здоровья и закаливание организма;

обеспечение общей  физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

приобретение  опыта творческого использования  физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Глава 1.

Роль физической культуры в развитие и личности  студента.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий  фактор, который определяет не только гармоничное развитие студента , но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие. 

Потребности в  физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения студента. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Являясь по своей  сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здо­ровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространст­ва вуза 

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности каждого студента, которые позволяют ему развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура

 выступает как сфера самосовершенствования и самоутверждения личности. Роль

физкультуры в жизни студентов, характер ее  воздействия на личность ,

выходят далеко за рамки функции развития физических качеств. Физическое

совершенствование индивида влечет за собой важные последствия  для самых

различных сфер его жизнедеятельности: производственной (развитие и

совершенствование человека как главной производительной силы общества, повышение

его работоспособности); оздоровительной (сохранение и укрепление здоровья,

удлинение активного  периода жизнедеятельности человека); досуговой (рациональная

организация  свободного времени с использованием активных форм отдыха) и другие. 

Принципиальное  значение  имеет социально интегрирующая  функция физической 

культуры . Она реализуется в развитии таких социально значимых черт, как

коллективизм,  способность к общению и переживанию. Совместные занятия оказывают

воздействие на формирование и укрепление малых  групп, развитие внутригруппового

общения, стабилизацию морально-психологического климата  в коллективе.

Здоровый образ  жизни отражает обобщенную типовую  структуру форм жизнедеятельности  студентов. Поэтому роль  физического воспитания студентов очень велика.  В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место  в учебе, работе людей. Занятием физическими  упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться  в образовательных учреждениях  различных уровней поэтапно. Немалую  роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и  воспитания студентов.

Глава 2.

Укрепление здоровья-регулярные занятия физическими упражнениями и спортом.

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.

Выполняя  физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных  эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Медицинской наукой установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального Уровня деятельности и работоспособности организма.

Регулярные занятия  физическими упражнениями, особенно в сочетании с дыхательной  гимнастикой, повышают подвижность  грудной клетки и диафрагмы. У  занимающихся дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура - более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание и снабжение кислородом сердечной мышцы. 

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышцы человека увеличиваются в  объеме, становятся более сильными, повышается их упругость; в мышцах в  несколько раз увеличивается  число функционирующих капилляров, которые в состоянии покоя  находятся в спавшемся положении  и через них кровь не проходит. При мышечных сокращениях капилляры  открываются, в них начинается усиленное  движение крови. В результате этого  уменьшается венозный застой, увеличивается  общее количество циркулирующей  крови и улучшается доставки кислорода  к органам и тканям. 

От того, как  и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную работоспособность часто бывает больше, чем это кажется на первый взгляд. К сожалению, программой по физическому воспитанию в Вузах предусмотрено слишком мало времени для занятий физической культурой. Необходимы самостоятельные систематические занятия физической культурой. и спортом. Ежедневная порция физических упражнений должна стать для Вас такой же необходимостью, как утренний туалет, как чистка зубов. Но прежде Вы должны знать, что для нормального функционирования организма каждому человеку необходим определенный минимум двигательной активности. 

Не так давно  специалисты определили, сколько  времени нужно отводить физическим упражнениям, чтобы достичь защитного  эффекта. Эти требования были выработаны в результате многолетней исследовательской  работы. Оказывается, нужно не так  уж много. Вот три главных принципа, которые легко запомнить 

1. Тренируйтесь  через день или хотя бы три  раза в неделю

2. Тренируйтесь  непрерывно в течение 20 минут.

3. Тренируйтесь  энергично, но следите за своим  дыханием.

Существуют три  формы самостоятельных занятий  физической культурой: 

    Ежедневная  утренняя гимнастика.

    Ежедневная  физкультпауза.

    Самостоятельные  занятия физической культурой,  физические упражнения и спорт  (не реже, чем 2-3 раза в неделю). 

Каждое самостоятельное  тренировочное занятие состоит  из трех частей; подготовительная часть (разминка) делится на две части  – общеразогревающую и специальную. Общеразвивающая часть состоит из ходьбы (2-3 мин.), медленного бега (женщины – 6-8 мин, мужчины -8-12 мин), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц. Выполнять физические упражнения рекомендуется, начиная с мелких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать, проделывая упражнения для ног. После комплекса физических упражнений силового характера и растягивания следует выполнять упражнения на расслабление. Специальная часть разминки преследует цель подготовить к основной части занятий физической культурой те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат и обеспечить нервно – координационную и психологическую настройку организма на предстоящее в основной части занятия выполнение упражнений. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных физических упражнений, имитация, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. При этом учитывается темп и ритм предстоящей работы. В основной части комплекса физических упражнений изучается спортивная техника и тактика, осуществляется тренировка, развиваются физические и волевые качества (быстрота, сила, выносливость). В заключительной части выполняются медленный бег (3-8 мин), переходящий в ходьбу (2-6 мин.), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние. 

При тренировочных  занятиях физической культурой (продолжительность 60 или 90 мин) можно ориентироваться  на следующее распределение времени  по частям занятий: подготовительная 15-20 (25-30) мин, основная 30-40 (45-55) мин, заключительная 5-10 (5-15) мин. В практике проведения самостоятельных  занятий физической культурой наибольшее распространение приобрели занятия  спортивными играми, атлетической гимнастикой, оздоровительным бегом, лыжными  прогулками. В последнее время  у студенток растущей популярностью  стали пользоваться ритмическая  гимнастика (аэробика) и шейпинг. Очень  многие занимаются аэробикой дома.

Для того, чтобы физические занятия оказались более эффективными, необходимо соблюдать следующие правила: 

    Увеличивать  продолжительность и нагрузки  на занятиях физической культурой  постепенно.

    До  начала игр проводить разминку, включающую медленный бег (3-5 мин.), общеразвивающие упражнения и  упражнения для тех групп мышц, которые принимают наибольшую  нагрузку в данной игре.

    Соблюдать  все правила, связанные с техникой  безопасности, обращая внимание  на соответствие обуви, инвентаря,  ровность покрытия площадки и  др. требования. 

Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, бадминтон, теннис и настольный теннис сказывают разностороннее воздействие  на занимающихся, улучшая функциональное состояние, физическую подготовку и  координацию движений.

Студентам при планировании и проведении самостоятельных занятий надо учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем самостоятельных занятий следует несколько снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха.

Глава 3

Закаливание

закаливание –  это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной  мобилизации.

Немного из истории  закаливания.

Особое значение закаливанию придавалось на Руси. Здесь оно носило массовый характер. «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», - писал  секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий. 

Издавна славянские народы Древней Руси использовали для  укрепления здоровья баню с последующим  растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое  время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось  в русской армии, где для

Информация о работе Физкультура в жизни студента