Формирование самооценки в процессе подвижных игр старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать систему игровых заданий, обеспечивающих формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, обосновать и эмпирически проверить.
Задачи исследования:
1. В ходе анализа литературы выявить психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки.
2. Охарактеризовать особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ………………………………………………...5
1.1 Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки…………………………………………………………………………5
1.2 Особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………..………………………………………….7
1.3 Пути и условия формирования самооценки старших дошкольников в процессе подвижных игр…………………………………………………………..9
1.3.1 Педагогические условия организации и проведения подвижных игр……………………………………………………………………………………9
1.3.2 Соблюдение правил игры……………………………………………..11
1.3.3 Педагогически грамотное распределение ролей…………………….11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР…………………………………………………14
2.1 Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...14
2.2 Формирование самооценки дошкольников в процессе игры….…..17
2.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через подвижные игры на основе сравнительного анализа результатов проведенного исследования………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 55.96 Кб (Скачать)

Игры «Белочка с орехами»,  «Каракатица», «Городки» – наиболее подходящие для данной группы, так  как они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости.

 

1.3.2 Соблюдение правил игры

Чтобы помочь каждому ребенку  занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

• каждый ребенок имеет право участвовать в игре;

• желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;

• ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

• при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка (роль ведущего нужно заслужить);

• дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

• если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего ухода;

• все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;

• как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.

Оценивая вместе с взрослыми  действия сверстников и их ошибки в игре, ребёнок не только лучше усваивает правила, но и начинает осознавать собственные просчёты. Играя по правилам, дети завоёвывают  одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

 

1.3.3 Педагогически грамотное распределение ролей

Один из ответственных  моментов в детских играх –  распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, то есть водящие роли. Игровая  практика накопила немало демократических  примеров распределения ролей, таких  как:  жеребьёвка, считалки, бросание кубиков с цифрами и т.п.

Для педагога при распределении  ролей важно:

- Помочь неавторитетным укрепить свой авторитет; неактивным - проявить активность; недисциплинированным - стать организованными; новичками или детям, сторонящимся коллектива сверстников, - сдружиться со всеми.

- Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.

- Предусмотреть активное участие детей в игре: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать.

- Не использовать в игре отрицательные роли.

 

Вывод по I главе

Наиболее ранние работы ученых указывают на зависимость самооценки дошкольника от отношения взрослых в регламентированных правилами  видах деятельности. Более поздние  работы раскрывают связь самооценки с общением между детьми.

Для того чтобы научиться  правильно оценивать себя, ребенок  должен сначала научиться оценивать  других людей, на которых он может  смотреть как бы со стороны. А это  происходит далеко не сразу. Оценивая сверстников, ребенок просто повторяет  мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке. Этот процесс следует понимать как  осознание своей личности, своего «Я», как физического, духовного  и общественного существа. Самосознание – это знание и в тоже время  отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся  в теснейшем единстве, влияют друг на друга.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны  с развитием межличностных отношений  с другими. По мере усвоения нормы  и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок  в оценке других людей. Но приложить  эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают  друг друга; на всех этапах возрастного  развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР

2.1 Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста

С целью изучения уровня развития самооценки дошкольников в начале практического исследования мы организовали констатирующий этап. Исследование проводилось на базе дошкольного центра развития ребёнка №2 г.Барановичи. В исследовании участвовали дети 5 – 6 лет (10 человек).

Наше исследование было направлено на решение следующих задач:

1. выявление у детей  уровней адекватности самооценки;

2. разработку программы  коррекции выявленных у детей  негативных особенностей формирования  самооценки.

Для реализации поставленной цели нами были подобраны следующие  методики:

методика Марцинковской Т.Д. «Лесенка»;

методика «Какой я?».

1. Процедура проведения  методики Т.Д. Марцинковской «Лесенка».

Цель: исследование самооценки детей 5 – 6 лет.

Задача: выявить уровень  адекватности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Стимульный материал теста  «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий  из семи ступенек. Посередине располагают  фигуру ребенка. Для удобства может  быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить  на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция: Посмотри на эту  лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем  лучше дети, а на самой верхней  ступеньке – самые хорошие  ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста. Ребенку  дают листок с нарисованной на нем  лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно  ли понял ребенок объяснение, в  случае необходимости следует повторить  его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую  ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого  возраста ставят себя на ступеньку  «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как  положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а  об отрицательном отношении к  себе, неуверенности в собственных  силах.

В результате проведенного исследования мы получили следующие  результаты. (подробнее см. Приложение № 1)

Из 10 опрошенных детей семеро поставили себя сами на высшую ступеньку  «лестницы», двое на пятую ступеньку  и один на четвертую. При предположении, куда бы поставила мама – трое детей  расположили себя на 7 ступени, один – на 6, четверо – на 5 двое –  на 4; куда бы поставил папа: на 7 ступень  – пять испытуемых, на 6 – двое и  на 5, 4, 3 ступени – по одному ребенку. При ответе, куда бы поставил тебя воспитатель: по три человека оказались на 7, 6 и 4 ступени, один ребенок – на 5. Таким  образом, мы наблюдаем завышенную самооценку у всех детей данной группы в позициях «Я (сам)», «Мама»; в позиции «Папа» завышенная самооценка наблюдается у 8 детей; в позиции «Воспитатель» - самооценка завышена в 7 случаях.

2. Процедура проведения методики «Какой Я?»

Эта методика предназначается  для определения самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств  личности. Экспериментатор, пользуясь  представленным протоколом (см. Приложение № 2), спрашивает у ребенка, как он себя сам воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В данной методике оцениваются следующие качества личности:

Хороший

Добрый

Умный

Аккуратный

Послушный

Внимательный

Вежливый

Умелый (способный)

Честный

Смелый

Ответы оцениваются по вербальной шкале: да, нет, не знаю, иногда (не всегда). Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме  баллов, набранной им по всем качествам  личности.

Выводы по уровню развития: 10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балл – очень низкий.

Проведя исследование по данной методике, мы получили следующие результаты. У пятерых детей (Соня Л., Лера М., Леша Л., Рома Л.) очень высокий уровень  самооценки. Все перечисленные выше набрали по 10 баллов, у пятерых  – высокий уровень самооценки, причем, двое (Алиса Ю. и Костя  К.) набрали по 8,5 баллов каждый, трое (Денис Х., Саша П., Стася И.) набрали по 9,5 баллов каждый (подробнее см. Приложение № 2).

Таким образом, мы видим завышенную самооценку во всех случаях.

 

 

2.2 Формирование  адекватной самооценки дошкольников в процессе игры

Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных  позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие же самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка, но в группе обследуемых детей таковых не выявлено.

Одна из наших задач  – формирование адекватной самооценки дошкольника. На основе полученных нами результатов мы подобрали комплекс подвижных игр для достижения поставленной цели. Он состоит из 6 игр, каждая из которых предполагает выбор водящего.

Игра «Сова».

Дети выбирают водящего –  сову, которая садится в гнезда и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий  говорит: «Ночь». Сова открывает глаза  и начинает летать. Все игроки сразу  должны замереть. Кто пошевелится  или засмеется – становится совой. И игра продолжается.

Игра «Белые медведи».

Намечается место, где  будут жить белые медведи. 2 детей  берутся за руки. Это белые медведи.

Со словами: «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда они переловят всех играющих, игра заканчивается.

Игра «Стоп!»

С одной стороны площадки за линией дети стоят в шеренге. На расстоянии 10 - 15 шагов от детей чертят круг (диаметром 2 - 3 м). Из детей выбирают одного ведущего, который становится в круг спиной к ним. Ведущий закрывает  глаза и говорит: "Быстро иди, не отставай, стоп!" В то время, когда  он говорит эти слова, дети большими шагами быстро идут вперед по направлению  к ведущему. На слово "стоп!" все  замирают на местах, ведущий быстро смотрит. Если ребенок не успел остановиться и встать ровно, ведущий снова ведет его к линии и он при повторении игры начинает двигаться снова от линии. Ведущий снова закрывает глаза и говорит те же слова, а дети дальше двигаются к ведущему в круг, и так до тех пор, пока кто - нибудь из детей не дойдет к ведущему в круг раньше, чем тот скажет "стоп!" Этот ребенок меняется местами с ведущим, и игра повторяется.

Игра «Пастух  и волк».

Из детей выбирают "пастуха" и "волка", остальные дети - "овцы". На одном конце площадки чертят "дом" для овец, на противоположной стороне  площадки - поле, где будут пастись  овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет  овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал воспитателя: "волк!" овцы разбегаются по площадке и убегают  в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит  к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности).

Игра «Хитрая  лиса».

Дети стоят в кругу  плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади  них и не заметно дотрагивается  до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится "хитрой лисой". Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: "Я тут!" и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 - 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.

Игра «Ловля бабочек».

Из детей выбирается 4 "ловца". Они встают в пары и  отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети - "бабочки". На слова воспитателя: "Бабочки, бабочки  в сад полетели" дети - "бабочки" летают - бегают по всей площадке. На слово  воспитателя "ловцы!" два ребенка, держась за руки, стараются словить бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край площадки и садят на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: "Бабочки, бабочки в поле полетели" дети - "бабочки" прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4 - 6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется.

Данные игры поочередно проводились  каждый день с детьми данной группы с целью коррекции самооценки.

 

2.3 Оценка эффективности  развития самооценки дошкольников  через подвижные игры на основе сравнительного анализа результатов проведенного исследования

Результаты практического  исследования, полученные в первом параграфе второй главы нашего исследования, показали, что самооценка дошкольников завышенном уровне.

Информация о работе Формирование самооценки в процессе подвижных игр старших дошкольников