Формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в детские годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.

Содержание

Введение 3

Актуальность проблемы формирования навыков ЗОЖ 4
у детей дошкольного возраста.


Важность сотрудничества педагогов с семьями 5-6
воспитанников в вопросе формирования основ ЗОЖ.


Формы и методы взаимодействия сотрудников детского 6-9
сада с родителями по данному направлению в работе.



Список использованной литературы 10


Приложение

Работа содержит 1 файл

контрольная по Физо.docx

— 49.27 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования 

«Могилёвский  государственный университет  им. А.А. Кулешова» 
 
 

                                                

                                                                                                                     инд. 212022

                                                                                                                    г. Могилёв

                                                                                                                     ул. Космонавтов -1 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная  работа

по  педагогике

по методике физического воспитания

студентки  III  курса ОЗО

факультета  ПиПД  группы «К»

Свирченко  Елены Олеговны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                            Могилёвская обл., 213353

                                                                                                       г.Быхов, ул.Гришина д.17,кв.25

                                                                                                        д.т. 8-02231-56-506,

                                                                                                       м.т. 8-029-5466048  
 
 
 
 

Могилёв, 2010г. 
 
 

Тема:     «Формы сотрудничества  дошкольного учреждения

            и семьи по формированию основ ЗОЖ у детей» 
 
 

     План:

    

     Введение                                                                                                 3

  1.   Актуальность проблемы формирования навыков ЗОЖ                4

            у детей дошкольного  возраста.                                                

  1.   Важность сотрудничества  педагогов с семьями                      5-6

            воспитанников в вопросе формирования основ ЗОЖ.              

  1.   Формы и методы взаимодействия сотрудников детского    6-9

            сада с родителями по данному направлению в работе.         

                                                                                                                              

     Список использованной литературы                                                   10 

    Приложение 
     

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                     Введение 

     Здоровый  образ жизни – осознанное в  своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и  правил, способствующих сохранению и  укреплению индивидуального и общественного  здоровья.

     Медицинские и социологические исследования установили, что здоровье человека определяется тремя группами факторов: наследственностью, образом жизни  и условиями жизни.

     В настоящее время доказано, что  образ жизни на 50% определяет состояние  здоровья человека (остальные – 20% - наследственность, 20% - экология и 10% - медицина), что свидетельствует о важности формирования здорового образа жизни. По мнению Е.Н. Назаровой, здоровье перестало быть ценностью. Многие вспоминают о здоровье в тот момент, когда его теряют. Она считает, что человек, не думающий о своем здоровье смолоду, рискует полностью утратить его к 25-30 годам, и наоборот, соблюдая ЗОЖ, можно даже вопреки наследственности и имеющимся болезням укрепить своё физическое состояние [5].

     Формирование  образа жизни человека начинается с  момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются  в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в детские годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.

     По  мнению Назаровой Е.Н. формирование представлений о здоровом образе жизни у детей  дошкольного возраста будет проходить эффективно при проведении комплекса мероприятий, обеспечивающих совместную непрерывную и целенаправленную деятельность  педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по формированию представлений о здоровом образе жизни. В дошкольном учреждении и дома необходим поиск более эффективных способов организации воспитательного процесса, который должен быть рассчитан на воспитание у детей здорового образа жизни [5].

     Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением  педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.  
 
 
 
 

    1.  Актуальность проблемы формирования навыков ЗОЖ

           у детей  дошкольного  возраста 
 

     Здоровье человека в большей степени зависит от него самого. Эта мысль должна осознаваться всеми взрослыми людьми, так как они являются главными воспитателями подрастающего поколения. Ведь, как известно, показателем здоровья нации выступает здоровье детей.

     Ю.Е. Антонов считает, что в настоящее время стоит остро вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Между тем известно, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении [1].

     В отечественной литературе выделены условия организации здорового образа жизни, последовательное использование основных (показавших себя на практике) средств формирования здорового образа жизни дошкольников. По мнению Шебеко В.Н., элементарные знания о слагаемых ЗОЖ (рациональная организация режима дня и питания, физическая культура, закаливание, соблюдение личной гигиены, психологический комфорт, профилактика вредных привычек) доступны уже самым маленьким детям [6].

     Т.Д. Богина говорит о том, что  уже с детства ребёнок должен осознавать мысль о том, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. В основе этого искусства лежат представления детей о здоровом образе жизни. Под элементарными представлениями дошкольников о здоровом образе жизни понимается определенный уровень осведомленности, который формируется в процессе целенаправленной педагогической работы. Представления ребенка о здоровом образе жизни носят элементарный, но целостный характер [3]. 
 
 
 

    2.   Важность сотрудничества  педагогов с семьями

         воспитанников в вопросе формирования основ ЗОЖ 

   Семья и детский сад – это  тот  микроклимат, в котором живет  ребенок дошкольного возраста. Это  та среда, в которой он черпает  необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые  времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку  и понимание проблем ребенка  для разностороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, как считает Т.П. Доронова, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не всегда приносит желаемых результатов [4].

    В.А. Шишкина считает, что успехов  в укреплении здоровья детей, их полноценного физического и общего развития  можно добиться только совместными  усилиями сотрудников дошкольного  учреждения и семьи [7].   Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

    Как считает Шебеко В.Н., чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи, так как именно в семье закладываются основы ЗОЖ, а задача детского сада – помочь родителям в решении этой проблемы [6].  Арнаутова Е.П. говорит о том, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. В силу объективных и субъективных причин отмечается снижение воспитательной функции семьи, примитивные представления родителей о возрастных и индивидуальных особенностях собственного ребенка, ограниченная информированность родителей об особенностях жизнедеятельности детей, отсутствие конкретных знаний по психологии, физиологии, социологии, валеологии. Педагогическая некомпетентность родителей ведет к нарушениям психического и личностного развития детей, а значит, и к проблемам в области семейного здоровья [2].

    Именно  поэтому, по мнению В.А. Шишкиной, проблема взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, поиск эффективных форм и методов была, есть и будет актуальной. Особенно актуальной она становится, когда мы говорим об оздоровительной деятельности в семье. Она считает очевидным, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду[8].

      Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях, которые определила Т.П. Доронова:

  • соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и     формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду; а педагоги, в свою очередь, используют лучший опыт семейного воспитания;
  • систематичность и последовательность работы в соответствии с ежегодным

    планом работы коллектива;

  • индивидуальный  подход к каждому ребенку и каждой семье на основе

  учета их интересов и способностей;

  • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление

 авторитета педагога в семье и родителей в детском саду [4]. 

    3.   Формы  и  методы  взаимодействия сотрудников  детского 

          сада  с родителями  по данному направлению  в работе 

    В дошкольном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной. И каждый родитель, прежде всего, желает быть здоровым и вырастить здоровым своего ребенка. В этом наши цели сходятся. Но прежде всего в семье закладываются основы личности, сознания ребенка, модель здорового образа жизни, которую во взрослой жизни ребенок будет подсознательно реализовывать.

Информация о работе Формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ у детей