Формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в детские годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.

Содержание

Введение 3

Актуальность проблемы формирования навыков ЗОЖ 4
у детей дошкольного возраста.


Важность сотрудничества педагогов с семьями 5-6
воспитанников в вопросе формирования основ ЗОЖ.


Формы и методы взаимодействия сотрудников детского 6-9
сада с родителями по данному направлению в работе.



Список использованной литературы 10


Приложение

Работа содержит 1 файл

контрольная по Физо.docx

— 49.27 Кб (Скачать)

    В соответствии с содержанием программы дошкольного образования «Пралеска»  разрабатывается годовой план работы детского сада, перспективные планы воспитателей и специалистов, в которых отражаются формы работы с родителями, в том числе и по проблеме формирования основ ЗОЖ у воспитанников. Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья, физического и двигательного развития их детей;
  • опосредованное участие в составлении программ оздоровления детей;
  • анкетирование родителей по вопросам ЗОЖ;
  • ознакомление родителей с системой физкультурно-оздоровительной  работы дошкольного учреждения;
  • целенаправленную просветительскую работу с семьями воспитанников по проблеме формирования ЗОЖ в детском саду и в семье;
  • привлечение родителей к оснащению материально-технической базы.

        Шишкина В.А. наиболее эффективными формами сотрудничества считает: совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья,  домашние задания, которые позволяют повысить двигательную активность детей, демонстрация кинофильмов, передача  опыта  семейного воспитания: интервью, выставки, конференции, комплектование библиотечки (в  помощь родителям) по организации физического воспитания в семье дни открытых дверей, когда родителей приглашают присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдать организацию питания, сна, закаливающих процедур [9].

       В практике своей работы педагоги  я/с №2 г. Быхова используют  как выше указанные, так и другие формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые также оказывают своё положительное влияние в вопросе повышение педагогической компетенции родителей по проблеме формирования основ ЗОЖ у детей. Среди них индивидуальные, групповые, подгрупповые беседы с родителями в утреннее, вечернее, а также в специально отведенное для этого время позволяют корректировать программу оздоровления ребенка, получать вовремя информацию по проблемам семьи в области здоровья; родительские собрания на темы: «Здоровый образ жизни», «Здоровье дошкольника в современном мире», «Семейная Здравиада – путь к здоровью», «Домашние рецепты профилактики и лечения простудных заболеваний» и др. (приложение 1). Приглашаются  для участия в родительских собраниях врачи и узкие специалисты: психолог, педиатр, стоматолог, валеолог,   которые представят вниманию родителей лекции и консультации по теме ЗОЖ.

       Воспитатели проводят семинары, практикумы, дискуссии где происходит организованный обмен опытом между родителями: «Педагогические гостиные», анализ педагогических ситуаций и др. Такие формы совместной работы раскрывают как личностей и родителей, и воспитателей, усиливают доверие и друг к другу, и к ребенку (приложение2).

        Организуются проведения занятий разной тематики по формированию основ ЗОЖ с присутствием родителей: «Здоровые зубки», «Витамины растут на ветках, витамины растут на грядках», «Путешествие в страну Здоровья» и др. (приложение3). Анкетирование помогает выяснить трудности, возникающие у родителей в данном вопросе, узнать интересующие их вопросы и включить их решение и освещение в перспективный план работы с семьёй (приложение 4).

      На информационных стендах для родителей в каждой группе следует организовать размещение наглядных материалов по пропаганде ЗОЖ, работу рубрики, освещающей разнообразные вопросы формирования основ ЗОЖ: тематические консультации, рекомендации, памятки для родителей по данной проблеме (приложение 5). При поступлении в детский сад полезным будет дать информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей, которую воспитатели размещают в родительских уголках и уголках здоровья.

    Работа  по формированию здорового образа жизни, по мнению В.А. Шишкиной проходит в сотрудничестве администрации дошкольного учреждения, инструктора по физической культуре, старшей медсестры, психолога, воспитателей.  Взаимодействие всех участников образовательного процесса, которые осуществляют активное участие ребенка и родителей в организованных формах взаимодействия, направлено на составление программ оздоровления в каждой возрастной группе детского сада, на поиски новых форм работы с родителями по формированию здорового образа жизни, на привлечение родительской общественности к проблемам оздоровления детей [7].

    На  заключительном этапе работы по проблеме формирования основ ЗОЖ в течение учебного года целесообразно подводить итоги совместной деятельности коллектива и родителей сначала в каждой возрастной группе на родительском собрании, где обсуждаются достигнутые результаты. В конце учебного года  можно наметить проведение общей конференции, на которой подводятся итоги, дается оценка совместной деятельности педагогов и родителей, обсуждаются положительные и отрицательные моменты работы и намечаются перспективы на будущее.

         Таким образом, система работы по взаимодействию с семьей по оздоровлению детей предполагает следующие итоги её эффективности:

  • рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи: положительные изменения во взаимоотношениях в семье, мотивационная готовность к оздоровительной деятельности в семье, активная позиция родителей;
  • роста интереса родителей к оздоровлению детей; осознанное использование педагогической литературы по оздоровлению;
  • рост посещаемости родителями мероприятий, активность в выполнении домашних заданий по программе, рост спектра совместных дел родителей и педагогов;
  • положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей ДОУ в вопросах оздоровления, удовлетворенность оказанной помощью;

     В результате можно ожидать повышение уровня образовательной деятельности родителей, их психолого-педагогическая грамотность в вопросе формирования ЗОЖ, что будет способствовать укреплению психофизического развития их детей.

     Высокая эффективность проводимых форм взаимодействия с семьей гарантируется  тем, что  представленная система работа диктует  такой образ жизни всех участников образовательного процесса, когда не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции  самоопределения и ответственности  за свой выбор в области здорового  поведения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список использованной литературы: 

  1. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник:  Социально-оздоровительная технология XXI века/ Ю.Е.Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. –М.: АРКТИ, 2000.-85 с.
  2. Арнаутова,  Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника/ Е.П. Арнаутова.-  М.: Просвещение, 1994.- 92 с.
  3. Богина, Т.Д. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие/ Т.Д. Богина.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 112 с.
  4. Доронова, Т.П.  Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждений и родителей/ Т.П.  Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик. -М.: Просвещение, 2005. -191 с.
  5. Шебеко, В.Н.  Практикум по  физическому воспитанию в дошкольных учреждениях: Учебное пособие / В.Н. Шебеко, В.А.Шишкина, Н.Н Ермак; Под ред. В.Н. Шебеко. – Мн.: Універсітэцкае, 1999. – 109 с.
  6. Шишкина, В.А. Здоровый малыш. Система физкультурно-оздоро- вительной работы с детьми второго-третьего года жизни: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич.- Мн.: Полымя, 2000.- 174 с.
  7. Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ В.А. Шишкина. – Мн.: Зорны верасень, 2007. – 160 с.
  8. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику?: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования/ В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005.–137с.
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  4

Анкета для  родителей:                                                                                                                         

   «Путь к здоровью  ребёнка

лежит через семью»

      Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье. Заранее благодарим Вас!

  1. Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?: плохое, удовлетворительное, хорошее? (нужное подчеркнуть.)
  2. Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ______________
  3. Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, ткакие?_______________________________________________________________

Укажите меры, которые  Вы предпринимаете в семье с целью укрепления здоровья ребёнка (отметьте любым значком).

Меры  по укреплению здоровья Регулярно Не регулярно Вообще нет
Посещение врачей      
Приём лекарств      
Соблюдение  режима дня      
Соблюдение  санитарно-гигиенических норм      
Занятия физическими упражнениями      
Правильное  питание      
Прогулки  на свежем воздухе      
Закаливание      
Немедикаментозные средства оздоровления      

5.Ваши пожелания: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Приложение  2 

Дискуссия

«Расти  здоровым, малыш!»

1.Вступительное  слово к дискуссии:

   Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

   Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

2. Разминка. Решить  педагогические задачи:

     Семья отправилась на прогулку в лес. Во время отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей. Вопрос: Какая из предложенных реакций родителей наиболее правильная?:

  1. Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим детям строго-настрого запретили влезать на деревья, объяснив им, что это опасно.
  2. Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.
  3. Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.

       Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: «Не хочешь – не ешь". Вопрос: Кто прав?

3. Вопросы дискуссии.

Информация о работе Формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ у детей