Характеристика детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:18, реферат

Описание работы

Зрение самый мощный источник информации о внешнем мире.85-90% информации поступает через зрительный анализатор, частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии.

Содержание

1.Характеристика зрительных функций:
1) Центральное зрение
2) Бинокулярное зрение
3) Периферическое зрение
4) Цветовое зрение
5) Светоощущение
2.Зрительные дисфункции у детей школьного возраста.
3. Наиболее характерные нарушения у детей школьного возраста:
1) Близорукость
2) Дальнозоркость
3) Косоглазие
4) Астигматизм
5) Нистагм
6) Амблиопия
7) Катаракта
8) Глаукома
9) Ретролентальная фиброплазия
3.Психическое развитие детей с нарушением зрения
1) Особенности внимания
2) Особенности памяти
3) Особенности восприятия
4) Особенности мышления
4.Физическое развитие и двигательные нарушения
5. Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением
зрения

Работа содержит 1 файл

частные методики АФК.doc

— 92.00 Кб (Скачать)
 

Содержание:

1.Характеристика  зрительных функций:

    1) Центральное  зрение

    2) Бинокулярное  зрение

    3) Периферическое  зрение

    4) Цветовое  зрение

    5) Светоощущение

2.Зрительные  дисфункции у детей школьного  возраста.

3. Наиболее характерные нарушения у детей школьного возраста:

    1) Близорукость

    2) Дальнозоркость

    3) Косоглазие

    4) Астигматизм

    5) Нистагм

    6) Амблиопия

    7) Катаракта

    8) Глаукома

    9) Ретролентальная  фиброплазия

3.Психическое  развитие детей с нарушением  зрения

    1) Особенности  внимания

    2) Особенности  памяти

    3) Особенности восприятия

    4) Особенности  мышления

4.Физическое  развитие и двигательные нарушения

5. Вторичные  отклонения в физическом развитии  детей, обусловленные нарушением 

    зрения

 

  Характеристика  зрительных функций.

  Зрение  самый мощный источник информации о внешнем мире.85-90% информации поступает через зрительный анализатор, частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии.

  Зрительный  анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Различают 5 основных зрительных функций:

  1. Центральное зрение – требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров, особенностью является восприятие формы предметов (форменное зрение). Развивается на 2-3 месяце жизни.
  2. Бинокулярное зрение – способность пространственного восприятия объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3-4 месяце жизни, формирование заканчивается к 7-13 годам. Нарушение бинокулярного зрения приводит к неустойчивости фиксации взора, (сложности в слежении за движущимися предметами). Нарушением данного вида зрения является косоглазие.
  3. Периферическое зрение – действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения. Поле зрения – это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Его изменение (скотома) может быть ранним признаком глазных заболеваний, поражений головного мозга. Наличие скотом ведет к возникновению темных пятен, теней, кругов и других видов нарушений, которые осложняют восприятие предметов, действий и окружающей действительности.  При изменении границ поле зрения дети испытывают трудности во время ориентации и зрительно-пространственного анализа.
  4. Цветовое зрение – благодаря нему человек способен воспринимать и различать цвета в окружающем мире. Появление реакций на различные цвета у маленьких детей происходит в определенном порядке: красный, желтый, зеленый, позднее фиолетовый и синий. Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).

      Нарушение или выпадение одного из компонентов  называется дихромазией. Это явление впервые описал ученый Дальтон, который сам страдал этим расстройством, так же это нарушение называют дальтонизмом.

  1. Светоощущение – способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различать световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения. Приспособление органа зрения к высокому уровню освещения называется  Световой адаптацией.

            Световая чувствительность появляется сразу после рождения, дети у которых она  

            нарушена, в  сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей отмечается

            светобоязнь (в этом случае дети пользуются темными очками). Расстройство  

            темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного   

            освещения. 
     
     
     
     
     

  Зрительные  дисфункции у детей  школьного возраста 

  По  данным Всемирной организации здравоохранения (за 1999 год), во всем мире насчитывается  более 35 млн. незрячих, в России – 260 тыс.

  Врожденная  слепота – нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза.

  Приобретенная слепота – развивается после перенесенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, поврежденной глазницы и черепно-мозговых травм. 
 

  Г.В. Никулина прелагает следующую классификацию нарушений: глубокие и неглубокие.

  К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение.

  К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушение характера зрения(нарушение бинокулярного зрения); нарушение остроты зрения. Связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия). 

  Наиболее  характерные нарушения  у детей школьного  возраста: 

  Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов – это первые признаки развития миопии.

  С.И. Шкарлова, В.Е. Романовский выделяют 2 группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии:

  1-я  группа – факторы, характеризующие  общее состояние организма: перенесенные  заболевания, хронические интоксикации, наследственность;

  2-я  группа – факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение, неправильная посадка во время письма и чтения, нерациональная мебель в школе и дома, неправильный режим дня и другие гигиенические факторы.

  Э.С. Аветистов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо отмечают, что близорукость встречается в 4 раза чаще в тех семьях, где она прослеживалась в ряде поколений. Одним из факторов близорукости является ослабленная склера – внутриглазное давление. Оно может возникнуть в результате общих заболеваний организма и эндокринных нарушениях.

  Также она обусловлена повышенными  зрительными нагрузками, социальными  и географическими аспектами. Среди детей, занимающихся спортом, близоруких намного меньше. У детей слабо развитых физически. Близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует.

  Для ее лечения применяются очки, контактные линзы, точечный массаж. медикаментозное  лечение, физиотерапевтическое лечения, специальные упражнения для улучшения  зрения. 
 

  Дальнозоркость (гиперметропия) – характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится напрягать глаза, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, головные боли, тяжесть в глазах, головокружение, буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Все это обусловлено перенапряжением ресничной мышцы.

  Различают 3 степени дальнозоркости:

  1.слабая  – до 3 D, 2.средняя – от 3 до 6 D, 3. Высокая – свыше 6 D [D (диоптрия)– единица измерения оптической среды глаза].

  Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими  поражениями глазного дна, страдающие ею дети не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам. 

  Косоглазие – характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и, способность сливать их изображения в единый зрительный образ. Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии глаз, психическая травма (испуг). Острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка, и т.д.

  Различают содружественное и паралитическое косоглазие. При содружественном косоглазии подвижность глазных яблок не ограничена. Оно может быть:

  • постоянным или периодическим
  • сходящимся (глазное яблоко отклонено кнутри носа)
  • расходящимся (глазное яблоко отклонено к виску)
  • односторонним (монокулярным)
  • перемежающимся (отклоняется попеременно, то один, то другой глаз).

  Появляется  в большинстве случаев в возрасте от 2 до 4 лет. Этот вид косоглазия встречается  значительно чаще, чем паралитическое.

  Паралитическое косоглазие обусловлено параличом или порезом одной или нескольких глазодвигательных мышц. Оно характеризуется ограничением или отсутствием подвижности косящего глаза в сторону парализованной мышцы. К причинам возникновения этого вида косоглазия относится: травма, опухоль, инфекция. Косоглазие, как правило, сочетается с недоразвитием глазодвигательных функций, что затрудняет отслеживание движущихся предметов (например при игре с мячом, метания меча в цель), приводит к нарушению координации движений, увеличению сроков обучения двигательным действиям. 

  Астигматизм – сочетание в одном глазу разрядных видов рефракций или разных степеней рефракций одного вида. Симптомы астигматизма:

  • выраженные явления зрительного утомления
  • головные боли
  • реже – хроническое воспаление краев век

  Причинами астигматизма могут быть:

  • ранение глаза
  • оперативные вмешательства на глазном яблоке
  • болезни роговицы

  Глаз  человека имеет два взаимно перпендикулярных глазных меридиана: с наибольшей преломляющей способностью. По силе преломления  на протяжении меридиана различают: а) правильный астигматизм – имеет одинаковую преломляющую силу на 

                          протяжении всего меридиана, в  большинстве случаев это врожденная 

                          патология

                      б) неправильный астигматизм – развивается за счет выше перечисленных

                          причин, характеризуется изменениями  на разных отрезках одного 

                          меридиана, практически не поддается  коррекции.

    Известны три вида правильно  астигматизма:

  • простой – сочетания нормально зрения в одном меридиане с аномалией рефракции (миопия, гиперметропия) в другом
  • сложный – наличие в обоих меридианах рефракции одного характера (миопия или гиперметропия), но разной степени
  • смешанный – сочетание миопии в одном меридиане с гиперметропией в другом.
 

  Нистагм (дрожание глаз) – самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным;

  по  виду – маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. 

  Амблиопия – понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях она может привести к амоврозу (полной слепоте). 

Информация о работе Характеристика детей с нарушением зрения