Характеристика детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:18, реферат

Описание работы

Зрение самый мощный источник информации о внешнем мире.85-90% информации поступает через зрительный анализатор, частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии.

Содержание

1.Характеристика зрительных функций:
1) Центральное зрение
2) Бинокулярное зрение
3) Периферическое зрение
4) Цветовое зрение
5) Светоощущение
2.Зрительные дисфункции у детей школьного возраста.
3. Наиболее характерные нарушения у детей школьного возраста:
1) Близорукость
2) Дальнозоркость
3) Косоглазие
4) Астигматизм
5) Нистагм
6) Амблиопия
7) Катаракта
8) Глаукома
9) Ретролентальная фиброплазия
3.Психическое развитие детей с нарушением зрения
1) Особенности внимания
2) Особенности памяти
3) Особенности восприятия
4) Особенности мышления
4.Физическое развитие и двигательные нарушения
5. Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением
зрения

Работа содержит 1 файл

частные методики АФК.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

    Катаракта – помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.  

  Глаукома – повышение внутриглазного давления, которое в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления. 

  Ретролентальная фиброплазия – заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80-100%-ного кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки. Чаще всего ретролентальная фиброплазия заканчивается слепотой. Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа главных заболеваний у детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Психическое развитие детей с  нарушением зрения 

  У ребенка с нарушением зрения возникает  ряд специфических установок, влияющих на его психическое развитие. Неудачи  и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватным поведением и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянное высокое эмоциональное напряжение, чувства дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. 

  Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности – низкому объему внимания, хаотичности, т.е. нецеленаправленности. Переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности. Низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее. Чем у нормальных видящих сверстников. 

  Особенности памяти. А.Г. Литвак отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

  У детей с нарушением зрения увеличивается  роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов  и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной памяти у  всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10-11 и 14-15 лет, у девочек в 12-15 лет.

  Процесс узнавания у слабовидящих зависит  от того, насколько полно был сформирован  ранее образ воспринимаемого  объекта. Образование и запоминание  у незрячих точных и простых движений требует 8-10 повторений. В то время как у нормально видящих 6-8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слепым и слабовидящим детям требуется большее количество повторений. Чем нормально видящим, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени (каникулярный период) между подкреплениями отрицательно сказываются на их представлениях.

  В процессе обучения дети овладевают навыками осязательно-зрительного узнавания, а иногда используются навыки неспецифичного узнавания по второстепенным. Несущественным признакам (например, по звуку, характерному для данного предмета, запаху, теплопроводимости и т.д.) 

  Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, восприятие внешнего мира ограничено. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует  зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих детей с остаточным зрением основные формы восприятия – осязательно-двигательная и зрительно-двигательная-слуховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Нарушения зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Однако какая бы сенсорная система ни доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она отражает взаимодействие различных анализаторов, их взаимное влияние в процессе формирования образов и представляет собой знание об окружающем мире в форме ощущений, мыслей. 

  Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных восприятию. Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушением зрения проходят те же стадии в развитии мышления и примерно в том же возрасте могут решать задачи, не опираясь на зрительные восприятия. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются как у нормальных видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление.  

  На  уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной (вербальной) форме. Используется также практически действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений. Этот вид оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью (Солнцева Л.И.) 
 

  Физическое развитие и двигательные нарушения. 

  Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых  детей отмечается отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх. Нарушается координация и точность движений.

  Индивидуальные  отклонения обусловлены рядом причин:

  - расстройством функций зрения  на основе органических нарушений,  сопровождающихся трудностями формирования  физических качеств;

  - ограничением возможностей зрительного  подражания, порождающим искаженное  представление об окружающей действительности;

  - неблагоприятным периодом дошкольного  воспитания (у детей, не посещающих  детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной  и двигательной активности;

  - снижением иммунитета к инфекционным  и простудным заболеваниям и, как следствие, пропусками академических занятий, снижению успеваемости учащихся.

  Реализация  резервных возможностей организма  ребенка может быть эффективной  только при рациональном двигательном режиме.

  Известно, что наибольший коррекционный эффект обучения детей с проблемами в развитии зависит от выбора оптимального возрастного этапа. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности, формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, привития навыка здорового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потенциалов детей с нарушением зрения. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль выполнения движений, совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. И.М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства. Всякий  раз рука играет роль хватательного орудия и без руководства глаз служить таким орудием не может. Однако младшие школьники с нарушением зрения часто путают правую и левую стороны. В процессе обучения, в результате трудовой и игровой деятельности правая рука более совершенствуется в исполнительных функциях, а левая – в контрольных. В связи с этим точность правой руки по мере обучения повышается.

  Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и  среднего школьного возраста с депривацией  зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников: в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки отставание составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ), примерно на 200 куб. см.

  Также отмечается нарушение координации  движений. В возрасте 8-9 лет оно  составляет 28%, а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Сопоставление результатов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7-9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способности, но более медленно, по сравнению с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у этих детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается  к 15 годам, то детей со зрительной депривацией развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с нарушением зрения отмечается задержка статистической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабовидящих продолжает развиваться до 17 лет. 
 

  Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные  нарушением зрения.

  По  проведенным исследованиям было установлено, что у слабовидящих школьников плоскостопие встречается  от 30 до 53,8%. Мышечная слабость у 12%, нарушение осанки у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% девочек, тогда как у нормально видящих 20% и 14%; значительно больше и число простудных заболеваний. Исследования Ростомашвили (1997) показали, что 87% учащихся школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербурга уже поступают в школы с нарушениями осанки, усилением грудного кифоза, сколиозом, плоскостопием и т.д.

  По  данным медико-психолого-педагогической оценки, все причины вторичных  отклонений можно разделить на группы:

  1. органические нарушения, наследственные заболевания, врожденное слабовидение, обусловливающие трудности формирования гармонически развитой личности;
  2. недостаточный уровень социальных и педагогических условий для гармонического развития ребенка с депривацией зрения, отсутствие или недостаточность профилактической или коррекционной работы с данной категорией детей.

  К сопутствующим заболеваниям, встречающимся  у таких детей, относится: общее  недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (разные виды дисграфии), соматические заболевания, задержка психического развития, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД).

  Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна носить комплексный характер, т.е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия для его жизнедеятельности и развития.

Информация о работе Характеристика детей с нарушением зрения