Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель эксперимента: обучение детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросу обучения детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.
2. разработать комплекс упражнений для обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол.
3. экспериментально проверить уровень овладения детьми-дошкольниками элементами игры в баскетбол.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2-3
Глава 1.Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол
1.1 Проблема обучения игре детей дошкольного возраста в баскетбол………………………………………………………………………………………………………..4-8
1.2 Особенности обучения физкультурным упражнениям детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………………………8-10
1.3 Методы и формы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол………………………………………………………………………………………………….…10-11
Глава 2.Организация и методы исследования
2.1 Использование игрового метода как условие обучения игре в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….12-13
2.2 Взаимодействие педагогов и родителей как условие обучения игре в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….13-14
Глава 3.Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….15-20
Заключение………………………………………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 54.46 Кб (Скачать)

Необходимость принимать быстрые, но разумные и  твердые решения, претворять эти  решения в жизнь без излишних колебаний способствует развитию самостоятельности. Уверенность в своих силах, возможностях является основным фактором, который  позволяет ребенку успешно проявлять  приобретенные навыки. Решая проблему обучения дошкольников игре в баскетбол нужно обратить внимание на обучение физкультурным упражнениям, что будет рассмотрено во втором пункте главы.

1.2 Особенности обучения  физкультурным упражнениям в дошкольном возрасте.

Игра в  баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный  и воспитательный эффект. Баскетбол - спортивная игра, требующая соответствующей  физической, технической и тактической  подготовке игроков, что достигается  при помощи специальных и постоянных тренировок, а также при соблюдении определенной последовательности. Проводить обучение нужно в несколько этапов, используя различные упражнения. В начале обучения основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. В начале надо добиться, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть.

Затем следует  научить детей правильно держать  мяч обеими руками на уровни груди, пальцы должны быть расставленными, кисти  лежать сзади - сбоку, мышцы рук расставлены. Важно научить детей принимать  и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста.

После того как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадки, можно учить их ловить мяч обеими руками. Выполнение ловли мяча и  других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими  действиями способствует совершенствованию  изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в  игровых ситуациях.

Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей  и передачи мяча двумя руками от груди с места. Детей следует  научить передавать мяч из правильной стойки, держа его двумя руками на уровне груди.

При передаче мяча большинство детей старается толкать его обеими руками, широко разводя локти в сторону. В процессе обучения передачи мяча необходимо напоминать детям, что локти следует опустить около туловища; стараться бросать на уровне груди партнера; мяч следует сопровождать взглядом и руками.

Передачи  мяча и броски его в корзину  являются сходными по своей структуре  движениями. Поэтому обучение броскам  мяча следует ограничить этими же способами - бросками двумя руками от груди и одной рукой от груди. С самого начала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали  мяч, стоя в правильной стойке, прицеливаясь, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в стороны.

Для сознательного  отношения ребенка к действиям, недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать ребенку возможность  упражняться, действовать, активно  применять полученные знания в игровой  деятельности. Только при сочетании  объяснения техники действий с показом  и упражнениями самих детей, у  ребенка возникает сознательное отношение к действиям, умению целесообразно  пользоваться ими в игровой деятельности.

Цель углубленного разучивания заключается в формировании полноценного двигательного умения. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств: применяются  упражнения для закрепления мышечной системы с учетом особенностей техники баскетбола; используют подводящие упражнения, которые позволяют подготовить детей к освоению основного действия.

Подводящие  упражнения представляют собой «игру  по овладению мячом», техникой: бросание партнеру команды, бросание в стену, в цель, кидания в кольца.

Когда дети овладеют техникой баскетбола нужно переходить к этапу закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель этого этапа - двигательное умение перевести в навык. Эта цель решается с помощью следующих задач: добиться стабильности, автоматизма выполнения передвижений, различных действий с мячом. Довести до необходимой степени совершенства основные элементы техники передач, бросков мяча.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых  условиях. Следует менять или усложнять  правила игровых ситуаций. В целях  совершенствования бросков и передач нужно применять корзины разной высоты, поточное выполнение бросков в сочетании с прыжками, передачами и другими упражнениями. Также нужно увеличить скорость заданных движений.

Таким образом, в процессе обучения элементам игры в баскетбол ставится задача: научить  управлять своими действиями. Процесс  обучения строится последовательно  от простого к сложному, в порядке, зависящем от изучения технических  приемов того или иного раздела  техники игры.

Проведение  физкультурных упражнений благоприятно воздействует на приобретение детьми навыков игры в баскетбол. Дальнейшими  действиями должны быть - обучение методике игры в баскетбол, что рассмотрено  в следующем пункте главы.

1.3 Методы и формы  обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол.

Процесс обучения дошкольников в баскетбол направлен на вооружение учеников знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование.

Решение задач  обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний об игре.

Значительное  место в обучении занимает не только развитие физических и моральных  качеств, но и формирование специальных  умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть в значительной мере. Занимающиеся должны научиться рационально, пользоваться приобретенными навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.

Основное  внимание в обучении дошкольников игре в баскетбол направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения двигательных действий, на формирование четкости при выполнении наиболее существенных элементов движения.

В тех случаях, когда элементы движений, упражнения с мячом выполняются детьми неуверенно или дается в новой комбинации, целесообразно показать и объяснить  их, учитывая двигательный опыт детей, можно показ проводить одновременно с объяснением.

Время от времени нужно возвращаться к показу хорошо известных упражнений, так как для совершенствования движения необходима точность, четкость выполнения каждого элемента.

Таким образом, по мере освоения движений целесообразно  варьировать сочетание наглядных  и словесных методов обучения, давать показ всего упражнения с  объяснением; частичный показ с  пояснением; описание упражнения без  показа; установку на мысленное воспроизведение  упражнение и его описание детьми, затем показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.

Необходимо  также ознакомить детей с правилами  игры, техникой игры.

После рассмотрения проблем обучения дошкольников игре в баскетбол, специальных занятий, упражнений по подготовке детей к обучению игре можно переходить к рассмотрению условий обучения игре во второй главе. 
 
 

Глава 2.Огранизация  и методы исследования

2.1 Использование игрового  метода как условие  обучения игре  в баскетбол

Игра вместе с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. В современных детских садах и  школах для активизации и интенсификации учебного процесса используют игры.

С раннего  детства игра является основным видом  деятельности; и в дошкольном возрасте, дети еще не выросли из игры; хотя основной их деятельностью становиться ученье. Для них характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами.

Важно учитывать  это стремление детей к игре и  использовать при обучении на уроках физической культуры. При обучении баскетболу дошкольников обязательно должна присутствовать игра.

В ролевых  играх и эмпатия, и рефлексия  также являются важнейшими характеристиками, определяющими успешность игрового процесса. Это важно при обучении игре в баскетбол. Находясь в воображаемой роли, необходимо чувствовать ролевые переживания напарника, что благоприятно сказывается на команде играющей сплоченно.

Наиболее  явственно особенности стратегии  поведения проявляются в этих играх, партнеры должны одновременно ориентироваться  и в реальных и в игровых  взаимоотношениях.

Организуя сюжетные игры в детском коллективе, воспитатель имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения между детьми игровых ролей.

Игровая форма  проведения занятия является основной методикой обучения дошкольников игре в баскетбол. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки. Сами движения должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы. Занятия по обучению игре в баскетбол отличаются многообразием форм проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (с мячом), пользуясь имеющимся разнообразным оборудованием на площадке. Можно предложить следующие игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Борьба за мяч», «У кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Мяч в воздухе», «Передал - садись», «Перестрелка» (см. приложение).

Таким образом, игровой метод служит необходимым  условием при обучении игре в баскетбол. Игра создает благоприятный эмоциональный  настрой детей; дает возможность  обучать игре даже тех, кто не хочет  или не может (в силу своих недостаточно развитых коммуникативных способностей) играть в баскетбол. Через игру учитель  может сплотить детский коллектив. В игровой ситуации дети лучше  осваивают элементы баскетбола, нарабатывают навык владения мячом.

Насколько интересно увлеченно будет игра, настолько сплоченнее, качественнее будут играть в баскетбол дети. Целью экспериментального исследования было создание методических условий при обучении дошкольников элементам игры в баскетбол. А также на практике предстояло проверить влияние специально созданных условий на развитие навыков работы с мячом.

В эксперименте участвовали дошкольники 4-5 лет (Палехский детский сад №1). Группа состояла из 25 детей (15 девочек, 10 мальчиков). Эксперимент проводился в течение двух месяцев, с 15 октября по 16 декабря 2010 года.

2.2 Взаимодействие педагогов  и родителей как  условие обучения  игре в баскетбол

В воспитании и обучении детей огромное значение имеет не только школа, дошкольные учреждения, педагоги, дом и родители, но их взаимодействие как фактор, условие обучения и воспитания, в частности обучение игре в баскетбол.

Воспитание  детей - конституционная обязанность  родителей. Они призваны всемирно, укреплять авторитет детского сада, педагогов, стимулировать их к обучению, приучать к дисциплине дома и в детском саду, заботиться об их физическом развитии, стимулировать их к учению. Детский сад должен использовать эту помощь со стороны родителей. В свою очередь воспитатели должны оказывать влияние на жизнь учащихся в семье. Если родители будут знать, какие воспитательно-оздоровительные проблемы решаются в группе и хорошо представлять, какая помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с воспитателем.

Важную роль во взаимодействии воспитателей и детского сада играет индивидуальная работа. Формы этой работы и влияние родителей чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и детского сада по улучшению воспитания дошкольников, работы по физическому воспитанию. В этих случаях воспитателя совместно с родителями анализируют причины недостатков в обучении спортивным играм дошкольников и намечают пути их преодоления. Весьма важна роль индивидуальной работы с родителями тех детей, которые проявляют интерес и способности к занятиям по физической культуре, игре в баскетбол. Контакт с родителями таких учащихся направлен на то, чтобы родители, заботясь о развитии физических задатков детей и создавая для этого необходимые условия для развития ребенка в данной области. Укреплению воспитательных функций способствует совместный интерес к физкультуре и баскетболу в частности.

Воспитатель не должен упускать из вида, приемных детей, детей их неблагоприятных семей. Все это вызывает опр6еделенные комплексы, зачастую мешает с увлечением обучаться игре. Совместно с опекунами, работниками соответствующих инстанций воспитатели должны настроить детей на обучение игре. Сотрудничество родителей и воспитателей - важное, необходимое условие обучения детей игре в баскетбол. Насколько плотным будет это сотрудничество, настолько плодотворным будет воздействие на учащихся. Будет ли он совершенствоваться в игре баскетбол или нет.  
 
 
 

Информация о работе Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол