Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель эксперимента: обучение детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросу обучения детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.
2. разработать комплекс упражнений для обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол.
3. экспериментально проверить уровень овладения детьми-дошкольниками элементами игры в баскетбол.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2-3
Глава 1.Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол
1.1 Проблема обучения игре детей дошкольного возраста в баскетбол………………………………………………………………………………………………………..4-8
1.2 Особенности обучения физкультурным упражнениям детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………………………8-10
1.3 Методы и формы обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол………………………………………………………………………………………………….…10-11
Глава 2.Организация и методы исследования
2.1 Использование игрового метода как условие обучения игре в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….12-13
2.2 Взаимодействие педагогов и родителей как условие обучения игре в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….13-14
Глава 3.Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол…………………………………………………………………………………………………….15-20
Заключение………………………………………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 54.46 Кб (Скачать)

Глава 3.Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.

Целью экспериментального исследования было создание методических условий при обучении дошкольников элементам игры в баскетбол. А также на практике предстояло проверить влияние специально созданных условий на развитие навыков работы с мячом.

Выявление склонности детей к игре в баскетболе, работе с мячом явилось первым этапом нашего исследования.

Целью методики является выявление интересов детей  к игре в баскетбол, подвижным  играм с мячом.

На основе анализа данных, полученных в результате наблюдения за умением детей работать в группах с мячом, выявила  способности детей, те способности, которые нужно развивать, которые  хорошо развиты, которые нужно совершенствовать.

Получила  следующие результаты:

Название  упражнения Количество человек
Набивание мяча 5
Попадания в кольцо 3
Передачи  мяча 2
Мало владели  мячом 15
 

Первый этап исследования показал, что дети имеют  различные задатки, способности  играть в группе с мячом, спортивные игры, в частности баскетбол.

На втором этапе эксперимента проводилась  работа по созданию методических условий для успешного развития имеющихся задатков, вообще способностей играть в баскетбол.

Для того чтобы  данные навыки имели свое развитие, мною были организованы различные виды деятельности на уроке физкультуры: эстафеты с мячом, игры в группах с мячом, броски по кольцу, игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч», «К кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Передал - садись», «Перестрелка».

Данная работа проводилась в течение 2 месяцев

Как видно  из данного списка игр, упражнений, в этот период времени моя деятельность была направлена на обучение дошкольников элементам игры в баскетбол.

При повторном  исследовании я заметила, что произошли  качественные изменения

Названия  упражнения Количество человек
Набивание мяча 18
Попадания в кольцо 13
Передачи  мяча 20
 

Таким образом, было доказано, что если опираться  на навыки детей, стремление играть в  группах с мячом и создавать все условия можно ускоренно обучать детей элементам игры в баскетбол.

Из всего  выше сказанного можно сделать вывод, что создавая методические условия, процесс обучения элементам игры в баскетбол улучшается.

Для обучения детей дошкольного возраста применяла  различные упражнения и игры. Упражнения с элементами соревнования необходимо проводить, в строгой последовательности с целью обеспечения закрепления правильного навыка. Поэтому в начале обучения соревнование ведется на точность выполнения движений между отдельными детьми, а в дальнейшем - между группами. После этого можно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения движений. Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляются в основном в подвижных играх, включающих эти действия.

Обучать ловле  мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Вначале детей нужно научить ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ребята должны освоить положение пальцев при ловле мяча после отскока от пола, от стены, после броска вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча одновременно с передачей его двумя руками от груди. Дошкольники учатся ловить и передавать мяч, передвигаясь сначала шагом, а затем бегом.

При обучении передаче мяча одной рукой от плеча  необходимо развивать и совершенствовать умение передавать его как правой, так и левой рукой.

Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передачи мяча. Вначале  следует дать дошкольникам возможность  свободно поупражняться в бросках  и лишь после этого проводить  занятие. Для овладения бросками мяча в корзину целесообразно  провести подготовительное упражнение: бросать мяч через препятствие (веревка, планка, сетка и т. д.). Когда  дети научатся просто добрасывать мяч  до корзины, им надо предложить попасть  в нее тем или иным способом. Целесообразно постепенно увеличивать  высоту до цели. Для этого удобна стойка с изменяющейся высотой кольца.

  Упражнения

1. Дети разбегаются  по площадке каждый с мячом  в руках и свободно играют. После сигнала воспитателя они  быстро ловят мячи и принимают  правильную стойку.

2. Дети без  мячей встают в круг и передвигаются  приставными шагами в сторону,  указанную воспитателем. Воспитатель  часто меняет направление передвижения.

3. Бросок  мяча вниз и ловля его после  отскока.

4. Бросок  мяча вверх и ловля его обеими  руками.

5. Бросок  мяча как можно выше и ловля  его после отскока от пола  или на лету.

6. Перебрасывание  мяча партнеру удобным для  детей способом.

7. Перебрасывание  мяча правой (левой) рукой, ловля  его двумя руками.

8. Ходьба  с подбрасыванием мяча и ловлей  его двумя руками.

9. Передача  мяча по кругу вправо, влево  (произвольным способом).

10. Передача  мяча двумя руками от груди  в стенку и ловля его.

11. Передача  мяча двумя руками от груди,  стоя на месте парами.

12. Передача  мяча двумя руками от груди  при движении парами.

13. Ловля  мяча и передача его одной  рукой от груди (в движении).

14. Передача  мяча в шеренге, по кругу  (вправо, влево).

15. Передача  мяча в колоннах с переходом  в конец своей, а затем противоположной  колонны.

16. Метание  мяча в баскетбольный щит, установленный  на разной высоте.

17. Бросок  мяча в цель (высота 1,5м) двумя  руками от груди с места  через веревку или сетку.

18. Бросок  мяча в корзину двумя руками  от груди с места.

19. Бросок  мяча в корзину после ведения  (с фиксацией остановки).

20. Бросок  мяча в корзину одной рукой  от плеча после ловли его.

Подвижные игры

1)За мячом.  Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и  становятся в колонны одна  против другой на расстоянии 2--3 м. После сигнала водящий бросает  мяч стоящему первым в противоположной  колонне ребенку, а сам бежит  вслед за мячом. Поймавший мяч  также передает его напротив  стоящему и отправляется за  мячом. Игра заканчивается тогда,  когда все игроки возвратятся  на свои места, а мячи - водящим.  Выигрывает та команда, которая  быстрее заканчивает игру.

2)Поймай  мяч. Дети делятся по трое. Двое  из них располагаются друг  против друга на расстоянии 3--4 м и перебрасывают мяч между  собой. Третий становится между  ними и старается поймать мяч  или хотя бы коснуться его  рукой. Если это удается, он  меняется местами с тем, кто  бросил мяч. Можно предложить  детям перед броском выполнить  какое-либо движение: бросить мяч  вверх, вниз, поймать его, вести  мяч на месте и т. д.

3)Кого назвали,  тот ловит мяч. Дети ходят  или бегают по площадке. Воспитатель  держит в руках мяч. Он называет  имя одного из детей и бросает  мяч вверх. Названный должен  поймать мяч и снова бросить  его вверх, назвав имя кого-нибудь  из детей. Бросать мяч надо  не слишком высоко и в направлении  ребенка, имя которого называют.

4)Борьба  за мяч. Дети делятся на равные  по числу команды и располагаются  на площадке для игры в произвольном  порядке. Одному из играющих  дается мяч. По сигналу дети  стараются быстрее выполнить  5-10 передач между своими игроками. За каждую передачу команда  получает очко (счет ведет воспитатель). Игра продолжается 5-8 мин. Выигрывает  команда, набравшая больше очков.

Игроки каждой команды имеют отличительные  знаки определенного цвета.

5)У кого  меньше мячей. Дети образуют  две равные команды. Каждая  из них берет по нескольку  мячей и располагается на своей  половине площадки (площадка разделена  сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см). Дети обеих команд после  сигнала воспитателя стараются  перебросить свои мячи на площадку  противника. Выигрывает команда,  на площадке которой после  второго свистка находится меньше  мячей.

6)Мяч ведущему. Дети делятся на 4-5 групп, каждая  образует свой круг диаметром  4-5 м. В центре каждого круга  - водящий с мячом. По сигналу  водящие поочередно бросают мяч  своим игрокам, стараясь не  уронить, и получают его образно. 

Когда  обойдет  всех игроков круга (1-3 раза), водящий  поднимает его вверх. Побеждает  команда, меньшее количество раз  уронившая мяч.

7)Мяч в  воздухе. Играющие образуют круг  и становятся на расстоянии  вытянутых в стороны рук, водящий  находится в середине круга.  Стоящие в кругу начинают перебрасывать  друг другу мяч, не давая  возможности водящему коснуться  его водящий, бегая в середине  круга, стремится дотронуться  до мяча, когда тот находится  в воздухе, на земле или в  руках у кого-либо из играющих. Если ему это удалось, он  меняется местами с игроком,  который последний держал мяч  в руках.

8)Передал  - садись. Дети образуют несколько  команд, каждая команда выбирает  капитана. Команды становятся в  колонны за линией старта. Капитан  каждой команды с мячом в  руках становится напротив своей  команды на расстоянии 2-3 м от  нее.

По сигналу  воспитателя капитан передает мяч  первому игроку колонны, который  ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем - третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану Перестрелка. В середине площадки проводят линию, делящую ее пополам. В 15-20 шагах от центра с двух сторон чертят еще по одной линии (плен).

Играющие  делятся на две команды, которые  свободно размещаются каждая на своем  поле. Руководитель, стоя в середине площадки, перебрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне  которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить  мячом игроков другой команды. Осаленные  идут за линию плена (на сторону противника).

Играющие  не имеют права переходить за среднюю  линию на поле противника. Игрок  не считается осаленным, если он поймает  мяч на лету, а также, если мяч  попадет в него, отскочив от земли. Бегать с мячом и задерживать  его в руках не разрешается. При  нарушении правил мяч передается другой команде. Пленных можно выручать. Для этого надо перебросить мяч  пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не переходя линию  плена. Тот, кому это удается, считается  освобожденным и возвращается на свое место.

Выводы

Изучая различные  подходы исследования способностей к игре в баскетбол, узнала о том, что у детей имеются способности по броскам по кольцу, передаче мяча. Отсутствие способностей не является проблемой, так как, создавая методические условия, можно научить детей элементам игры в баскетбол.

Формирование  умений происходит в игровой деятельности. Именно игра является тем условием, которое влияет, развивает, укрепляет  способности.

Способности проявляются уже в дошкольном возрасте и от того, какие будут созданы условия, зависит их дальнейшее развитие.

Информация о работе Экспериментальное исследование создания методических условий при обучении детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол