Система физических упражнений, в детских лагерях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Физкультурные технологии, применяемые в лагерях, главным образом направлены на: укрепление здоровья; закаливание организма и улучшение жизнедеятельности всех его систем; укрепление защитных сил организма; повышение уровня умственной и двигательной работоспособности; возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии; ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний; приобретение необходимых и допустимых для отдыхающих умений и навыков для самостоятельных занятий; воспитание у человека убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Работа содержит 1 файл

муцольгов.docx

— 34.40 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     “Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть”.

Французский философ XVII века Паскаль.

     На  современном этапе не для кого не является откровением, что противодействие  гиподинамии (малоподвижному образу жизни) – является физическая активность, которая есть основой профилактики многих заболеваний и средство продления  жизни. Учённые всех эпох утверждали, что жизнь требует движения. Известный  американский кардиолог Поль Уайт говорил, что: “Если бы наше поколение использовало свой ум и ноги, а будильник и  желудок меньше, то у нас было бы меньше случаев коронарной болезни”. Поскольку организм человека развивается  в постоянном движении. Сама природа  распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.

     Ребенок еще не родился, а его будущее  развитие уже взаимосвязано с  двигательной активностью. Потребность  в движении является характерной  особенностью растущего организма.

     Взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците двигательной активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, ведущие малоподвижный образ жизни, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения

     Снижение  двигательной активности в сочетании  с нарушением режима литания и  неправильным образом жизни приводит к появлению избыточной массы  тела за счет отложения жира в тканях.

     Доказано, что у людей умственного труда  мышечная активность вызывает усилие потока положительных импульсов  в коре головного мозга и улучшает работу тех его участков, которые  уже включены в определённую деятельность в данный момент. Труд, спорт, физическая культура чрезвычайно важны для здоровья каждого человека.

     Огромное  количество людей разного возраста занимаются оздоровительной физической культурой для того, чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать  сильными, ловкими, выносливыми, иметь  стройную фигуру, хорошо развитые мышцы. Выполняя физические упражнения, человек  попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее  настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Занятия физической культурой - это как бы компенсация  за то, что мы лишены таких естественных физических действий, как бег, прыжки, плавание, ходьба и т.д.

     Немалую роль в деле восстановления и развития здоровья вкладывают современные летние оздоровительные лагеря, где в основу организации занятий оздоровительной физической культурой положены четкие методы и способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику. Занятия оздоровительной физической культурой имеют свои методические особенности в зависимости от уклада жизни, индивидуальных склонностей и интересов, индивидуальных возможностей организма и характера течения заболевания.

     Разработка  методики занятий оздоровительными физическими упражнениями в лагерях  должна производиться высокопрофессиональными  специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести к серьезным  последствиям, даже к травмам. Физкультурные  упражнения должны быть правильно разработана  и детализирована.

     Физкультурные технологии, применяемые в лагерях, главным образом направлены на:

     укрепление  здоровья; закаливание организма  и улучшение жизнедеятельности  всех его систем; укрепление защитных сил организма; повышение уровня умственной и двигательной работоспособности; возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии; ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний; приобретение необходимых и допустимых для отдыхающих умений и навыков для самостоятельных занятий; воспитание у человека убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

     В этой связи оздоровительная физическая культура – неотъемлемый компонент  отдыха и оздоровления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ДЕТСКИХ ЛАГЕРЯХ 

        Система физических упражнений, в детских лагерях направленных  на повышение функционального  состояния до необходимого уровня, называется оздоровительной, или  физической, тренировкой. Первоочередной  задачей оздоровительной тренировки  является повышение уровня физического  состояния до безопасных величин,  гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для  детей и подростков это развитие  и укрепление здоровья. Кроме  того, необходимо учитывать возрастные  физиологические изменения в  организме в процессе инволюции.  Все это обусловливает специфику  занятий оздоровительной физической  культурой и требует соответствующего  подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

        В оздоровительной тренировке (так  же, как и в спортивной) различают  следующие основные компоненты  нагрузки, определяющие ее эффективность:  тип нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность,  периодичность занятий, продолжительность  интервалов отдыха между занятиями.

        Помимо оздоровительной тренировки, занятия физической культурой  должны включать обучение основам  психорегуляции, закаливания и массажа,  а также грамотный самоконтроль  и регулярный врачебный контроль. Только комплексный подход к  физкультуре в лагере может обеспечить эффективность занятий для коренного улучшения здоровья человека, а значит и физических качеств. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКИХ ЛАГЕРЯХ

      

         По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля и т.д. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, плаванье, греблю и т.д.

УТРЕННЯЯ  ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

        Неотъемлемая составная часть  режима дня в детских лагерях.  Утренняя гигиеническая гимнастика  способствует более быстрому  приведению организма в рабочее  состояние после пробуждения,  исчезновению чувства вялости,  разбитости, онемения и поддержанию  высокого уровня работоспособности  в течение дня, совершенствованию  координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой  и дыхательной систем. Во время  утренней гимнастики и последующих  водных процедур активизируется  деятельность кожных и мышечных  рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС,  что способствует улучшению функций  опорно-двигательного аппарата и  внутренних органов. Утренняя  гигиеническая гимнастика – зарядка  состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Проводимая зарядка в лагерях служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом.

         Физические упражнения зарядки  - простые и доступные для людей  различной физической подготовленности  и разного состояния здоровья - подбираются по определенному  плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья. Кроме гимнастических  упражнений, в зарядку могут включаться  умеренный бег (пробежка) или не  утомительный кросс.

          Зарядка должна проводиться в  хорошо проветренной комнате,  а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять  упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются  водные процедуры влажное обтирание,  обмывание, прием душа, летом - купание. При выполнении зарядки  необходимо следить за самочувствием  и правильным дыханием во время  упражнения.

КОМПЛЕКС  УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ №1

1. Ходьба  на месте или с передвижением  с размашистыми движениями рук,  сжимая и разжимая пальцы. Длительность 1 минута.

2. Стоя, ноги на ширине плеч. Левую  руку через сторону вверх, правую  за спину, прогнуться и потянуться, вдох; вернуться в исходное положение,  выдох. Повторить, сменив положение  рук. Темп средний.

3. Стоя  подниматься на носки, руки  поднять через стороны вверх,  прогнуться - вдох; вернуться в исходное  положение - выдох.

4. Стоя, ноги врозь, левую руку вверх  правую на пояс; пружинящий наклон  вправо; повторить то же в другую  сторону. Дыхание равномерное,  темп средний.

5. Стоя, мах левой ногой назад, руки  махом вперед, кисти расслаблены  - вдох; исходное положение - выдох;  повторить то же с правой  ноги.

6. Стоя  подняться на носки, руки в  стороны - вдох; выпад правой ногой,  наклон вперед, руками коснуться  пола - выдох; исходное положение  - вдох; то же с левой ноги. Темп  средний.

7. Сидя  на полу, руки к плечам. Три  пружинящих наклона вперед, взявшись  руками за голени - выдох; выпрямится, руки к плечам - вдох. Наклоны постепенно  увеличивать. Ноги не сгибать.  Поднимая туловище, расправьте плечи.  Темп средний.

8. Исходное  положение - упор сидя сзади.  Прогибаясь перейти в упор  лежа сзади, согнуть правую  ногу вперед; повторить то же, сгибая левую ногу. Носки ног  оттягивать. Дыхание произвольное.

9. Исходное  положение - упор стоя на коленях.  Наклоняя голову вперед и поднимая  правое колено, выгнуть спину;  исходное положение; выпрямить  правую ногу назад и прогнуться; исходное положение. То же с  другой ноги.

10. Исходное  положение стойка на коленях.  Руки вперед, вверх, в стороны,  прогнуться с поворотом туловища  направо - вдох; поворачиваясь прямо  и садясь на пятки, наклон  вперед, руки назад - выдох; исходное  положение. То же, делая поворот  в другую сторону. Темп медленный.

11. Стойка  ноги врозь, руки вперед, пальцы  переплетены. Поворот туловища  влево - вдох; исходное положение  - выдох; наклон назад, руки  за голову - вдох; исходное положение  - выдох. То же в другую сторону.  Темп средний.

12. Стоя, руки на поясе. Прыжки поочередно  на правой и левой ноге. Дыхание  произвольное. Темп средний.

13. Бег  на месте или с передвижением.  Дыхание равномерное. Темп средний.  Продолжительность 40 - 50 секунд. Переход  на ходьбу с высоким подниманием  бедра 20 с. или более.

14. Стоя  ноги врозь, руки на поясе,  руки вперед. Поднимаясь на носки,  локти назад, прогнуться - вдох; исходное  положение - выдох. 
 
 

КОМПЛЕКС  УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ №2

1. Ходьба  с размашистыми движениями рук  в ускоряющемся темпе. Длительность 1 минута.

2. Стойка  ноги врозь, пальцы рук переплетены.  Поворачивая ладони наружу, руки  вверх, подняться на носки вдох; разъединяя кисти, руки через  стороны вниз, вернуться в исходное  положение - выдох.

3. Бег  (15 - 20 с) с замедлением и переходом  на ходьбу.

4. Стойка  ноги врозь, руки на поясе. 1 - поворот туловища влево, руки  в стороны; 2 - 3 - пружинящий наклон  назад; вдох; 4 - исходное положение;  выдох; 5 - 8 - то же с поворотом  вправо. Темп средний.

5. Лежа  на спине, руки в стороны.  Поднять правую ногу, опустить  ногу вправо до касания пола; поднять ногу; исходное положение.  То же левой ногой, опуская  ее влево. Дыхание равномерное,  темп медленный.

6. Исходное  положение - стать на колени  и затем сесть на пятки с  наклоном вперед, ладони на полу. 1 - 3 скользя грудью над полом,  вначале сгибая, а затем выпрямляя  руки, перейти в положение упора  лежа на бедрах - вдох; 4 - сгибая  ноги, быстро вернуться в исходное  положение - выдох. Темп медленный.

Информация о работе Система физических упражнений, в детских лагерях