Система подвижных игр для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Цель: разработать систему подвижных игр для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе 3-4 вида.



Данная цель определяет постановку следующих задач:

· Показать особенности физического развития и двигательных функций у учащихся младших классов с нарушениями зрения;

· Показать значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения;

· Описать систему подвижных игр для детей с нарушениями зрения;

· Показать результаты использования системы подвижных игр на уроках физической культуры.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы рекреации и рекреационных занятий

1.1 Понятие и сущность рекреации и рекреационно-оздоровительных занятий

1.2 Особенности детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения

1.3 Особенности физического развития и двигательных нарушений детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

2. Практические основы рекреационно-оздоровительных занятий

2.1 Организация исследования

2.2 Система подвижных игр для детей с нарушениями зрения на уроках физической культуры

2.3 Результаты формирующего эксперимента

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

афк (2).docx

— 39.61 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы рекреации  и рекреационных занятий

1.1 Понятие и сущность рекреации  и рекреационно-оздоровительных  занятий

1.2 Особенности детей младшего  школьного возраста, имеющих нарушения  зрения

1.3 Особенности физического развития  и двигательных нарушений детей  младшего школьного возраста  с нарушениями зрения

2. Практические основы рекреационно-оздоровительных  занятий

2.1 Организация исследования

2.2 Система подвижных игр для  детей с нарушениями зрения  на уроках физической культуры

2.3 Результаты формирующего эксперимента

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный кризис, охвативший все  сферы жизни в Российской Федерации, представляет собой серьезную проблему для нормального развития человека. При этом самой ранимой и уязвимой частью населения становятся дети младшего школьного возраста. По статистическим данным, в стране лишь 12% здоровых детей, 33% - больных и 55% - с различными отклонениями в состоянии здоровья. По данной Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается более 35 млн. незрячих, в России - 260 тысяч. Исследования последних лет показывают значительное увеличение числа детей с нарушениями  зрения.

Это обстоятельство требует создания условий для максимально возможной  коррекции нарушения развития детей. Одним из таких условий является создание здоровья сберегающей среды, которая обеспечит оптимальный  уровень двигательной активности у  учащихся с нарушениями зрения. Двигательная активность может быть достигнута благодаря  комплексу подвижных игр.

 

Проблема: как подвижные игры способствуют развитию физических качеств у детей с нарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе 3-4 вида.

 

Цель: разработать систему подвижных игр для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе 3-4 вида.

 

Данная цель определяет постановку следующих задач:

· Показать особенности физического  развития и двигательных функций  у учащихся младших классов с  нарушениями зрения;

· Показать значение подвижных игр  в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения;

· Описать систему подвижных  игр для детей с нарушениями  зрения;

· Показать результаты использования  системы подвижных игр на уроках физической культуры.

 

Объект исследования: процесс развития.

 

Предмет исследования: подвижные игры как средство рекреационно-оздоровительных занятий.

 

Гипотеза: мы предполагаем, что реализация системы подвижных игр повысит уровень физического развития младших школьников с нарушениями зрения.

 

Методы исследования: изучение научной литературы, наблюдение, диагностирование физических качеств.

 

 

 

1. Теоретические основы  рекреации и рекреационных занятий

1.1 Понятие и сущность  рекреации и рекреационно-оздоровительных  занятий

Научно-обоснованная организация  отдыха, направленная на восстановление функциональных возможностей и работоспособности  человека с использованием адекватных средств и методов, рекреация  охватывает широкий круг проблем, связанных  с оздоровительным отдыхом и  предполагающих их комплексное использование  с соответствующей организацией и планированием.

 

Рекреация может осуществляться как  в специально создаваемых учреждениях (санатории, базы отдыха, пансионаты), так  и посредством смены видов  деятельности в любительских объединениях по интересам, участие в досуговой  деятельности в учебных заведениях, предприятиях, в неформальном общении  и с оптимальной организацией собственной жизнедеятельности  во внерабочее время.

 

В рекреации важным средством является двигательная активность, поэтому понятие  «двигательная рекреация» конкретизирует понятие, означая, что в процессе восстановления, отдыха преобладает  двигательный компонент с использованием физических упражнений.

 

Н.И. Пономарев характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха.

 

Г.Ф. Шитикова характеризует двигательную рекреацию как двигательную деятельность, направленную на удовлетворение общественно-полезной потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.

 

Содержание и формы двигательной рекреации, в отличие от других видов  физической культуры, легко могут  быть приспособлены к возможностям любой общественной среды, группы занимающихся, внешним условиям, субъективным потребностям каждой личности.

 

В цивилизованных странах двигательная рекреация развита достаточно широко, она совмещается с занятиями  по интересам и массовым оздоровительным  спортом.

 

Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных  инвалидом во время какого-либо вида деятельности на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение  кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

 

 

Из этого вытекает ряд важных специфических функций адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность:

· гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие);

· оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил);

· развивающая (поддержание физических кондиций);

· воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).

 

Под влиянием занятий двигательной рекреации в сочетании с другими  сферами жизнедеятельности ребенка  с отклонениями в развитии расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе.

 

Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие  социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную.

 

Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность ребенка с  нарушениями в развитии одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.

 

По своему содержанию адаптивная двигательная рекреация имеет много общего с рекреативно-оздоровительным занятием. Эта общность выражается в функциональных связях, имеющих сущностное, социальное значение. Объединяет эти два вида адаптивной физической культуры независимый  самостоятельный выбор двигательной активности, исходящий из внутренней, сугубо личностной потребности самого человека и регламентируемой физическими  и психическими возможностями, характером и глубиной нарушений функций  организма. Средства, т.е. сами упражнения, могут совпадать в тех случаях, когда предметом двигательной рекреации  являются конкретные виды спорта, например, занятия плаванием, бильярдом или  волейболом. Основные отличия состоят  в следующем. Обязательным атрибутом  занятий, включая и рекреативно-оздоровительные, являются соревнования и целенаправленная подготовка к ним, предполагающая непрерывность, цикличность, определенное соотношение  общей и специальной подготовки, объема и интенсивности нагрузки и т.п., которые в результате адаптации  организма должны привести ребенка  с отклонениями в развитии, занимающегося  спортом, к состоянию готовности для участия в соревнованиях. Занятия спортом имеют выраженный организационный аспект: расписание, место занятий, относительно постоянный коллектив с определенными ролевыми функциями, правилами и требованиями. Работа проводится под руководством тренера, при участии врача и  психолога, контролирующих состояние  детей-инвалидов.

 

 

В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительных, занятия носят преимущественно  самодеятельный характер, они могут  быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут  варьировать используемые средства как в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные  игры на снегу), так и во временной  перспективе (сезонная смена видов  двигательной активности). Занятия  могут проводиться индивидуально  и со всей семьей, где есть ребенок-инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях учебных  заведений, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту  жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и  полном отсутствии его. Рекреативные занятия  не предполагают участия в официальных  соревнованиях.

 

Главное отличие двигательной рекреации  состоит в психофизическом эффекте: получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями.

 

Формы рекреативно-оздоровительных  занятий можно классифицировать по разным признакам: по особенностям их применения в разных социологических  группах инвалидов, по использованию  их в разных возрастных группах, по педагогическим задачам, направленности, видам спорта и др. Наиболее приближенной к действительной практике является классификация видов рекреации  по месту применения:

 

· в условиях быта и семьи:

К ним относятся упражнения гигиенической  гимнастики в сочетании с закаливанием и водными процедурами, подвижные  игры, коррекционные и развивающие  упражнения в условиях «домашнего стадиона», существующие в традициях семьи, индивидуальные программы комплексов упражнений самокоррекции, саморазвития, самореабилитации по видео- и аудиотрансляции и др.

 

· в условиях учебной и трудовой деятельности:

В процессе учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация носит всегда организованный характер и представлена так называемыми «мелкими», т.е. непродолжительными формами физических упражнений. Их назначение: профилактика, отдых, активизация  функционального состояния, разгрузка, восстановление, переключение на другой вид деятельности. К рекреативным формам относятся: вводная производственная гимнастика, утренняя зарядка (в интернатах, детских домах и пр.), физкультурные паузы, физкультминутки, профилактическая гимнастика, игры на переменах (в школах), в перерывах, после работы - подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах и др.

 

 

· в условиях досуга и активного  отдыха:

Самый многообразный арсенал физических упражнений представлен в формах двигательной рекреации в условиях досуга и активного отдыха инвалидов. К основным средствам относятся разнообразные подвижные и спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, мини-футбол, дартс, бильярд, баскетбол, в том числе в колясках, городки, лапта, шашки и др.), плавание и купание, катание на коньках, лыжах, санках, на лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки и туристические походы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы, викторины в сочетании с театрализованными представлениями, а также физкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады и дни здоровья, слеты, экскурсии на большие соревнования и т.п.

 

Таким образом, если говорить об инвалидах  и детях с нарушениями в  развитии, то этот вид двигательной активности больше всего соответствует  интересам и потребностям данной категории детей и людей, так  как является наиболее доступной  и естественной формой реализации своих  физических возможностей, где главное-процесс, а не результат. Двигательная рекреация  утоляет «эмоциональный голод», создает  условия равной личности в общении, ибо часто объединяют детей и  взрослых, здоровых и инвалидов с  различными патологическими нарушениями, людей разного уровня образования, социального положения, профессий  и национальностей.

 

А.В. Лотоненко указывает, что двигательная рекреация, воспитывая целеустремленность и сознательное приобщение к культурным ценностям, формирует сферу общения, необходимую в условиях духовно-творческой атмосферы повседневной жизни, где проявляется уважение к человеческой индивидуальности и достоинству, формирование истинных человеческих отношений. Совместная деятельность помогает выработать нравственные критерии отношений, самооценку личности, развить способность к самореализации.

 

В двигательной рекреации удовлетворяется  потребность в сопереживании, сопричастности к определенной группе, обществу и  реализуемая посредством общения.

 

Выбор вида двигательной активности определяется внутренними мотивами. Ценностные ориентации могут быть разными, но, как правило, направленными на возможность самореализации своей  индивидуальности, физических и психических  способностей, намерений, интересов, на перспективу завести новые знакомства, получить определенный статус, самоутвердиться. Иногда это уход от одиночества, способ психологической защиты, что особенно важно для личности и общества в целом, так как рекреативные занятия дают возможность компенсировать неудовлетворенные индивидуальные потребности в общении, сфере  профессионального труда, проявить творчество, укрепить здоровье.

Информация о работе Система подвижных игр для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения