Содержание общей и специальной физической подготовки юных баскетболистов и ее значение для их физического и спортивного совершенствован

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопросы физического развития детей очень актуальны не только в рассмотрении физического воспитания в школе, но и в системе спортивной тренировки детей.
В процессе спортивной тренировки при реализации задач общей и специальной подготовки спортсменов на этапе начальной специализации решаются задачи функционального развития детей. Использование средств общей и специальной физической подготовки спортсменов, в частности, юных баскетболистов ведет к физическому совершенствованию не только будущих спортсменов, но и детей занимающихся этим видом спорта только для физического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...………………………….……………………………………..3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ……………………………………….5
ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ………..5
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ИХ УЧЕТ НА ЭТАПАХ ТРЕНИРОВКИ…………………………………………...12
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ……………………15
2.1 ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ……………………………………………..16
2.2 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ……………………………………...18
2.3 ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ………………………………19
2.3 ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ………………………………………20
2.4 ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ И УМЕНИЯ РАСЛАБЛЯТЬСЯ……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

баскетбол.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки. Степень их совершенства самым непосредственным образом влияет на освоение различных двигательных навыков. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии физических качеств и формирование двигательных навыков позволяют говорить о большом значении развития физических качеств во всесторонней физической подготовке юных спортсменов.

      Организация занятий, в которых в первую очередь  обеспечивается хорошее общее физическое развитие детей и постепенно вводится специализация, является наиболее правильной. Общая физическая подготовка является базой, на которой проводится специализация.

    Понятие «физическая подготовленность»  и «тренированность» тесно связаны  и в определенной мере характеризуют  степень здоровья.

    Г.М. Куколевский и Н.Д. Граевская (1971), В.Л. Карпман (1980) отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей.

    Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой в избранном виде спорта.

    Из  обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования, мы хотим более внимательно рассмотреть  вопрос физической подготовленности в  процессе физического воспитания школьников, используя средства общей и специальной физической подготовки юных баскетболистов.

    Физическую  подготовленность школьников, как указывает  З.И. Кузнецова (1977) характеризуют два  показателя:

  1. Степенью владения техникой движений;
  2. Уровнем развития двигательных (физических) качеств.

    Физическая  подготовленность (двигательная) у учащихся осуществляется в результате обучения на уроках или тренировках. Но лишь при одном условии, если учитель обучает детей правильно выполнять двигательные действия, воспитывает у них и физические качества.

    Чтобы управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы, нужно вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. Однако этому вопросу до сего времени не уделяется должного внимания в научных исследованиях. Имеющиеся литературные данные изучения основных движений детей школьного возраста показывают на отсутствие единой апробированной методики обследования. Обследование по различным заданиям в возрастных группах у мальчиков и девочек и в различных условиях испытаний не дает возможности выявить характерные особенности возрастно-полового развития. Давно уже выдвигается настоятельная необходимость разработки единой методики учета развития основных движений и сбора материала могущего послужить отправными данными для оценки физической подготовленности школьников разных возрастных групп.

    Двигательные  навыки и физические качества, приобретаемые  школьниками в процессе физического  воспитания в школе, имеют исключительное значение в практической работе учителей физического воспитания.

    Ряд исследователей (Н.Н.Бинчук, А.П.Кашин, Л.И. Гендзегольскис,        Х.В. Тийк,) указывают на недостаточность физической подготовленности учащихся и объясняется это тем, что в школах еще высок процент учащихся, освобожденных от занятий физической культурой без достаточных на то оснований, а организация процесса физического воспитания во многих из них находится не на высоком уровне.

    В последние годы в центре внимания исследователей, считающих необходимым  дальнейшее совершенствование системы  физического воспитания школьников (Э.С. Громадский, Г.И. Кукушкин, Н.А.Лупандина) находятся вопросы совершенствования нормальных требований, с целью более эффективного развития физических способностей школьников. Так,  А.Р.Джамаловым было проведено исследование физического состояния школьников и установлено, что наиболее эффективным в развитии физической подготовленности является более высокий режим двигательной деятельности, достигаемой применением комплекса разнообразных средств физической культуры и спорта.

    З.И. Кузнецова (1972) физическую подготовленность предлагает называть двигательной подготовленностью. Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений.

    Исходным  положением в этих исследованиях  было то, что «процесс физического воспитания в школе должен быть регламентирован едиными учебными нормами». В основу программы в тесной связи с учебным материалом, по мнению авторов, должны быть положены возрастные учебные нормы, стимулирующие всестороннее и гармоническое развитие физических способностей учащихся и с определенного возраста спортивное совершенствование. В исследованиях ставилась задача «сделать анализ применения учебных норм: усовершенствовать их и сделать важным условием дальнейшего улучшения учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся».

    Разнообразие  двигательных умений и навыков, получаемых школьниками в процессе занятий  по физической культуре в школе, направлено на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся. Многими  исследованиями  и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе,  видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы и др. Под качеством понимается такое свойство, которое выражается в способности выполнения не одной какой-нибудь узкой задачи, а более или менее широкого круга задач, объединенных психофизической общностью. Основные движения наиболее полно вскрывают эту общность качеств. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, «приложимых в жизненных условиях». Чем больше число двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма. 

    1.   ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ИХ УЧЕТ НА ЭТАПАХ ТРЕНИРОВКИ

    В настоящее время благоприятным  возрастом для начала систематически занятий баскетболом считают возраст 9-11 лет, т.е. конец младшего школьного – начало подросткового возраста. Эффективная организация и проведение тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки предполагает систематический учет динамики возрастного и индивидуального развития юного спортсмена, что требует от тренера знания основных возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и подростков.

    Дети  младшего школьного возраста отличаются относительно равномерным развитием организма. У юных спортсменов мышцы более эластичны, чему взрослых, они легче растягиваются и обеспечивают гибкость, т.е. большую амплитуду движений. Костный аппарат еще гибок и легко поддается неблагоприятным влияния, поэтому при занятиях с детьми необходимо особое внимание уделять корригирующим упражнениям для выработки правильной осанки.

    За  период с 6 до 10 лет значительно возрастает  скорость движений, хотя точность их еще не высока. Дети стремятся быстрее выполнить упражнение зачастую в ущерб правильности, что связано с поверхностным и недостаточно критичным восприятием детей, затруднением точных дифференцировок.

    Вместе  с тем дет и могут выполнять  довольно сложные по координации двигательные действия, сочетая в них работу рук и ног.

    Глобальное  психическое новообразование в младшем школьном возрасте – произвольность психических процессов и поведения, проявляющееся в способности ребенка управлять своей двигательной и умственной деятельностью. Усиливается также роль второй сигнальной системы, словесного мышления.

    Внимание  у детей младшего школьного возраста неустойчиво, они не имеют его  сосредотачивать и распределять, легко отвлекаются, поэтому необходимо возбуждать их интерес и внимание  новизной упражнений, переключением от одного упражнения у другому.

    Во  время занятий баскетболом отмечаются существенные напряжения сердечно-сосудистой, дыхательной других вегетативных систем организма ребенка, отмечен повышенный расход энергии и уровень основного обмена; реакции на нагрузки не экономичны в связи с низким уровнем функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения. Уже в 9-10 летнем возрасте заметно отставание в росте объема сердца и кровеносных сосудов. К 10-11 годам вторичные половые признаки проявляются у детей лишь в отдельных случаях, что связано с активизацией деятельности половых желез. Жизненная емкость легких у детей низкая, дыхание частое и поверхностное, в связи с чем организм не обеспечивается необходимым при нагрузках количеством кислорода и ребенок быстро утомляется.

    На  начальном этапе подготовки баскетболистов решаются следующие задачи:

    - укрепление здоровья;- всестороннее  физическое развитие;

    - воспитание основных физических  качеств;

    - обучение основам техники и  тактики;

    - привитие навыков участия в соревновательной деятельности;

    -формирование  интереса к занятиям;

    - отбор способных детей.

    Не смотря на важность поставленных ранее задач, основной задачей начального этапа специализации является общая и специальная физическая подготовка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ                           В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 

    Современный баскетбол – это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств.

    Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие баскетболиста и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств в избранном виде спорта. Она должна иметь специфическую направленность, а именно: укреплять органы и системы организма спортсмена применительно к требованиям баскетбола, способствовать переносу тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия.

    Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в формировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Осуществляется она в тесной связи с овладением и совершенствованием навыков и умений в баскетболе с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке.

    Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствовании его.

    Общая и специальная физическая подготовка взаимосвязаны и дополняют друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки зависят от особенностей игры, с другой – определяют реальные возможности действий баскетболиста в соревнованиях. Необходимо также отметить, что достаточно высокий уровень физической подготовленности игрока является важным фактором психологического плана, а именно: придает уверенность в борьбе, способствует проявлению более высоких волевых качеств в экстремальных условиях.

    Функциональные  возможности баскетболиста составляют основу его физической подготовленности. Уровень их развития конкретно проявляется в спортивной работоспособности – способности игрока совершать специфическую для него работу в течение длительного времени, достаточного для получения устойчивых сдвигов. 

    2.1 ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ

    В игровой деятельности это физическое качество проявляется в сочетании с быстротой движения в рамках определенного двигательного навыка, соответствующего правильной технике игры в баскетбол.

    Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По данным науки в баскетболе более 70% движений носят скоростно-силовой характер. Однако при перемещениях в защитной стойке, вырываниях мяча и других «жестких» действиях требуются значительные статические усилия. Поэтому силовая подготовка игрока должна быть разносторонней и развивать силу мышц в различных режимах.

    Воспитание  силовых способностей баскетболиста  должно быть направлено на:

    - развитие и поддержание уровня  абсолютной силы мышц;

    - проявление максимума усилий за более короткое время;

    - формирование умений концентрировать рабочее усилие на определенном участке движения;

    - улучшение способности к проявлению максимума усилий в момент переключения от одних движений к другим.

    По  влиянию на организм все упражнения , развивающие силу, принято делить на глобальные, предназначенные для развития большинства крупных мышечных групп тела игрока, и на локальные, направленные на развитие рабочих групп мышц, участвующих в конкретном движении.

    Рекомендуются следующие правила целевого подбора  упражнений:

    - для развития скоростно-силовых способностей: выполнение в максимальном темпе упражнения со штангой весом до 45% от максимального, количество повторений – 8-12;

    - для развития собственно силовых способностей: повторение в медленном темпе 4-6 раз предложенного упражнения с весом, равным 70-85% от максимального упражнения сопровождаются кратковременным отдыхом;

    - для развития силовой выносливости в среднем темпе повторяют «до отказа» упражнение с малыми весами 25-50 раз подряд, без отдыха.

Информация о работе Содержание общей и специальной физической подготовки юных баскетболистов и ее значение для их физического и спортивного совершенствован