Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:10, курсовая работа
Актуальность. Вопросы физического развития детей очень актуальны не только в рассмотрении физического воспитания в школе, но и в системе спортивной тренировки детей.
В процессе спортивной тренировки при реализации задач общей и специальной подготовки спортсменов на этапе начальной специализации решаются задачи функционального развития детей. Использование средств общей и специальной физической подготовки спортсменов, в частности, юных баскетболистов ведет к физическому совершенствованию не только будущих спортсменов, но и детей занимающихся этим видом спорта только для физического развития.
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….……………………………………..3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ……………………………………….5
ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ………..5
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ИХ УЧЕТ НА ЭТАПАХ ТРЕНИРОВКИ…………………………………………...12
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ……………………15
2.1 ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ……………………………………………..16
2.2 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ……………………………………...18
2.3 ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ………………………………19
2.3 ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ………………………………………20
2.4 ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ И УМЕНИЯ РАСЛАБЛЯТЬСЯ……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...24
Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки. Степень их совершенства самым непосредственным образом влияет на освоение различных двигательных навыков. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии физических качеств и формирование двигательных навыков позволяют говорить о большом значении развития физических качеств во всесторонней физической подготовке юных спортсменов.
Организация занятий, в которых в первую очередь обеспечивается хорошее общее физическое развитие детей и постепенно вводится специализация, является наиболее правильной. Общая физическая подготовка является базой, на которой проводится специализация.
Понятие
«физическая подготовленность»
и «тренированность» тесно
Г.М. Куколевский и Н.Д. Граевская (1971), В.Л. Карпман (1980) отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей.
Физиологические
сдвиги в организме в процессе
систематических занятий
Из
обширного круга проблем, касающихся
физического совершенствования, мы
хотим более внимательно
Физическую подготовленность школьников, как указывает З.И. Кузнецова (1977) характеризуют два показателя:
Физическая подготовленность (двигательная) у учащихся осуществляется в результате обучения на уроках или тренировках. Но лишь при одном условии, если учитель обучает детей правильно выполнять двигательные действия, воспитывает у них и физические качества.
Чтобы управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы, нужно вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. Однако этому вопросу до сего времени не уделяется должного внимания в научных исследованиях. Имеющиеся литературные данные изучения основных движений детей школьного возраста показывают на отсутствие единой апробированной методики обследования. Обследование по различным заданиям в возрастных группах у мальчиков и девочек и в различных условиях испытаний не дает возможности выявить характерные особенности возрастно-полового развития. Давно уже выдвигается настоятельная необходимость разработки единой методики учета развития основных движений и сбора материала могущего послужить отправными данными для оценки физической подготовленности школьников разных возрастных групп.
Двигательные навыки и физические качества, приобретаемые школьниками в процессе физического воспитания в школе, имеют исключительное значение в практической работе учителей физического воспитания.
Ряд исследователей (Н.Н.Бинчук, А.П.Кашин, Л.И. Гендзегольскис, Х.В. Тийк,) указывают на недостаточность физической подготовленности учащихся и объясняется это тем, что в школах еще высок процент учащихся, освобожденных от занятий физической культурой без достаточных на то оснований, а организация процесса физического воспитания во многих из них находится не на высоком уровне.
В последние годы в центре внимания исследователей, считающих необходимым дальнейшее совершенствование системы физического воспитания школьников (Э.С. Громадский, Г.И. Кукушкин, Н.А.Лупандина) находятся вопросы совершенствования нормальных требований, с целью более эффективного развития физических способностей школьников. Так, А.Р.Джамаловым было проведено исследование физического состояния школьников и установлено, что наиболее эффективным в развитии физической подготовленности является более высокий режим двигательной деятельности, достигаемой применением комплекса разнообразных средств физической культуры и спорта.
З.И. Кузнецова (1972) физическую подготовленность предлагает называть двигательной подготовленностью. Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений.
Исходным положением в этих исследованиях было то, что «процесс физического воспитания в школе должен быть регламентирован едиными учебными нормами». В основу программы в тесной связи с учебным материалом, по мнению авторов, должны быть положены возрастные учебные нормы, стимулирующие всестороннее и гармоническое развитие физических способностей учащихся и с определенного возраста спортивное совершенствование. В исследованиях ставилась задача «сделать анализ применения учебных норм: усовершенствовать их и сделать важным условием дальнейшего улучшения учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся».
Разнообразие
двигательных умений и навыков, получаемых
школьниками в процессе занятий
по физической культуре в школе, направлено
на повышение уровня общей физической
подготовленности учащихся. Многими
исследованиями и повседневной жизнью
подтверждается то положение, что физически
подготовленный человек имеет лучшую
производительность труда, высокую работоспособность.
Основными показателями общей физической
подготовленности школьников были, есть
и будут достижения в основных движениях.
В них, как в фокусе, видно умение владеть
своим телом, умение выполнять движение
экономно, быстро, точно. В этих движениях
выявляется уровень развития физических
качеств, скорости, ловкости, силы и др.
Под качеством понимается такое свойство,
которое выражается в способности выполнения
не одной какой-нибудь узкой задачи, а
более или менее широкого круга задач,
объединенных психофизической общностью.
Основные движения наиболее полно вскрывают
эту общность качеств. Разумеется, педагогический
процесс по физическому воспитанию не
ограничивается узким набором упражнений,
«приложимых в жизненных условиях». Чем
больше число двигательных условных рефлексов
приобретает ученик, тем более сложные
и разнообразные двигательные задачи
может ставить учитель перед учениками,
тем легче приобретается навык. А двигательный
навык характеризуется объединением частных
операций в единое целое, устранение ненужных
движений, задержек, повышением точности
и ритмичности движений, уменьшением времени
на выполнение действия в целом, строгой
системностью в движениях, слаженностью
различных систем организма.
В настоящее время благоприятным возрастом для начала систематически занятий баскетболом считают возраст 9-11 лет, т.е. конец младшего школьного – начало подросткового возраста. Эффективная организация и проведение тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки предполагает систематический учет динамики возрастного и индивидуального развития юного спортсмена, что требует от тренера знания основных возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и подростков.
Дети младшего школьного возраста отличаются относительно равномерным развитием организма. У юных спортсменов мышцы более эластичны, чему взрослых, они легче растягиваются и обеспечивают гибкость, т.е. большую амплитуду движений. Костный аппарат еще гибок и легко поддается неблагоприятным влияния, поэтому при занятиях с детьми необходимо особое внимание уделять корригирующим упражнениям для выработки правильной осанки.
За период с 6 до 10 лет значительно возрастает скорость движений, хотя точность их еще не высока. Дети стремятся быстрее выполнить упражнение зачастую в ущерб правильности, что связано с поверхностным и недостаточно критичным восприятием детей, затруднением точных дифференцировок.
Вместе с тем дет и могут выполнять довольно сложные по координации двигательные действия, сочетая в них работу рук и ног.
Глобальное психическое новообразование в младшем школьном возрасте – произвольность психических процессов и поведения, проявляющееся в способности ребенка управлять своей двигательной и умственной деятельностью. Усиливается также роль второй сигнальной системы, словесного мышления.
Внимание
у детей младшего школьного возраста
неустойчиво, они не имеют его
сосредотачивать и
Во
время занятий баскетболом
На начальном этапе подготовки баскетболистов решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья;- всестороннее физическое развитие;
-
воспитание основных
- обучение основам техники и тактики;
- привитие навыков участия в соревновательной деятельности;
-формирование интереса к занятиям;
- отбор способных детей.
Не
смотря на важность поставленных ранее
задач, основной задачей начального этапа
специализации является общая и специальная
физическая подготовка.
ГЛАВА
II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧСКИХ
КАЧЕСТВ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
Современный баскетбол – это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств.
Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие баскетболиста и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств в избранном виде спорта. Она должна иметь специфическую направленность, а именно: укреплять органы и системы организма спортсмена применительно к требованиям баскетбола, способствовать переносу тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия.
Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в формировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Осуществляется она в тесной связи с овладением и совершенствованием навыков и умений в баскетболе с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке.
Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствовании его.
Общая и специальная физическая подготовка взаимосвязаны и дополняют друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки зависят от особенностей игры, с другой – определяют реальные возможности действий баскетболиста в соревнованиях. Необходимо также отметить, что достаточно высокий уровень физической подготовленности игрока является важным фактором психологического плана, а именно: придает уверенность в борьбе, способствует проявлению более высоких волевых качеств в экстремальных условиях.
Функциональные
возможности баскетболиста составляют
основу его физической подготовленности.
Уровень их развития конкретно проявляется
в спортивной работоспособности – способности
игрока совершать специфическую для него
работу в течение длительного времени,
достаточного для получения устойчивых
сдвигов.
2.1 ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ
В игровой деятельности это физическое качество проявляется в сочетании с быстротой движения в рамках определенного двигательного навыка, соответствующего правильной технике игры в баскетбол.
Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По данным науки в баскетболе более 70% движений носят скоростно-силовой характер. Однако при перемещениях в защитной стойке, вырываниях мяча и других «жестких» действиях требуются значительные статические усилия. Поэтому силовая подготовка игрока должна быть разносторонней и развивать силу мышц в различных режимах.
Воспитание силовых способностей баскетболиста должно быть направлено на:
- развитие и поддержание уровня абсолютной силы мышц;
- проявление максимума усилий за более короткое время;
- формирование умений концентрировать рабочее усилие на определенном участке движения;
- улучшение способности к проявлению максимума усилий в момент переключения от одних движений к другим.
По влиянию на организм все упражнения , развивающие силу, принято делить на глобальные, предназначенные для развития большинства крупных мышечных групп тела игрока, и на локальные, направленные на развитие рабочих групп мышц, участвующих в конкретном движении.
Рекомендуются следующие правила целевого подбора упражнений:
- для развития скоростно-силовых способностей: выполнение в максимальном темпе упражнения со штангой весом до 45% от максимального, количество повторений – 8-12;
-
для развития собственно
- для развития силовой выносливости в среднем темпе повторяют «до отказа» упражнение с малыми весами 25-50 раз подряд, без отдыха.