Содержание общей и специальной физической подготовки юных баскетболистов и ее значение для их физического и спортивного совершенствован

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопросы физического развития детей очень актуальны не только в рассмотрении физического воспитания в школе, но и в системе спортивной тренировки детей.
В процессе спортивной тренировки при реализации задач общей и специальной подготовки спортсменов на этапе начальной специализации решаются задачи функционального развития детей. Использование средств общей и специальной физической подготовки спортсменов, в частности, юных баскетболистов ведет к физическому совершенствованию не только будущих спортсменов, но и детей занимающихся этим видом спорта только для физического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...………………………….……………………………………..3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ……………………………………….5
ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ………..5
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ИХ УЧЕТ НА ЭТАПАХ ТРЕНИРОВКИ…………………………………………...12
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ……………………15
2.1 ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ……………………………………………..16
2.2 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ……………………………………...18
2.3 ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ………………………………19
2.3 ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ………………………………………20
2.4 ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ И УМЕНИЯ РАСЛАБЛЯТЬСЯ……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

баскетбол.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

    Для развития взрывной силы в практике тренировки используют следующие упражнения: толкания, броски ногами тяжелых набивных мячей на дальность; перетягивание, вытеснение или выталкивание партнеров из обозначенного на площадке пространства; вырывание мячей из рук соперников; элементы вольной борьбы и самбо.

    Одной из важнейших способностей баскетболистов является прыгучесть. Специфическими способностями проявления прыгучести являются:

    - быстрота и своевременность прыжка;

    - выполнение прыжка с места  или короткого разбега, преимущественно в вертикальном направлении;

    - неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы;

    - управление своим телом в без опорном положении;

    - точность приземления  готовность к немедленным последующим действия. 

    2.2 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ

      Принято выделять элементарные и комплексные формы проявления быстроты. К элементарным формам относятся: время простой и сложной реакции, время одиночного движения и частота движений. Для баскетболиста характерны проявления сложных реакций, таких, как реакция на движущийся объект и реакция выбора. Когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, наиболее адекватное данной ситуации.

    В игре обычно требуется комплексное  проявление всех форм быстроты, т.к. они  являются составными большинства двигательных действий баскетболистов и проявляются в быстроте передвижений при выполнении отдельных технически приемов с мячом и без мяча и их комплексов, в быстроте передвижений при выполнении отдельных технических приемов с мячом и без мяча и их комплексов, в быстроте смены одних приемов другими. Отличительной особенность развития быстроты в баскетболе является необходимость проявления е в непрерывно меняющихся условиях, при наличии сбивающих факторов.

    Для воспитания сложных реакций модно использовать упражнения, в которых необходимо реагировать на движущийся предмет, появляющийся внезапно, меняющий скорость движения, и разнообразные изменения игровых ситуаций.

    Основными средствами воспитания быстроты являются скоростные упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью:

  1. Выполнение упражнений в облегченных условиях;
  2. Чередование упражнений в затрудненных и обычных условиях, варьирование отягощений;
  3. Бег за лидером, бег с разгона;
  4. Введение ограничения времени выполнения упражнения, пространственных условий его выполнения.
 

    2.3 ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

      Для современного баскетбола характерны очень  высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, примение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга.

      Для баскетболиста важна как общая, так и специальная выносливость. Развитость их целесообразно последовательно  в соответствии с этапами круглогодичной тренировки. На этапе общей подготовки подготовительного периода годичного цикла следует преимущественно заниматься вопросами общей выносливости, что предполагает развитие всех качеств и создание необходимой базы аэробных возможностей. Средствами совершенствования аэробных возможностей являются кроссы, плавание, гребля, ходьба на лыжах и т.д.

    Совершенствование любой выносливости проводится с использованием равномерного, непрерывного, повторного и переменного методов. С их помощью решаются следующие задачи:

    - повышение максимального уровня потребления кислорода;

    - развитие способности поддержать достигнутый уровень;

    - увеличение быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин.

    Включая в тренировки упражнения для развития выносливости, необходимо предусматривать, чтобы тренировочные и соревновательные воздействия соответствовали функциональным возможностям и уровню подготовленности игрока. Интенсификация нагрузок возможна при широком использовании средств, стимулирующих восстановительные процессы в организме спортсмена.

    Необходимо  прежде всего рациональное построение занятий. Здесь большое значение нагрузок:

  1. Правильное сочетание нагрузок и отдыха.
  2. Вариативность средств и методов тренировки.
  3. Проведение активного отдыха в день, следующий после занятий с максимальной нагрузкой.
  4. выполнение упражнений в паузах между основными упражнениями для активного отдыха и расслабления.
  5. Пассивный отдых в состоянии полного расслабления.
  6. использование музыки и ритмолидера.
  7. проведение тренировок в разнообразных условиях.
  8. Обеспечение хороших бытовых условий и устранение отрицательных факторов.
  9. Обеспечение рационального питания и витаминизации, массаж, гидропроцедуры, физиотерапия.

     

    2.3 ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ

    Под ловкостью принято понимать способность овладевать сложно координированными движениями, а также быстро и точно решать сложные двигательные задачи и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменяющийся обстановкой.

    Наиболее распространенными средствами воспитания ловкости являются элементы акробатики и гимнастики, спортивные игры, позволяющие расширить диапазон вариативности двигательных навыков.

    Учитывая  специфику проявления ловкости в  баскетболе, целесообразно подбирать такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближалась бы к специфике игры. Так, для развития ловкости в передвижениях широко используется специализированные упражнения и игры с характерными для баскетбола сочетаниями: быстрота реакции – стартовое ускорение - дистанционная скорость – одновременное выполнение приемов с мячом и решение тактических задач. При выполнении широко используют различные методические приемы – изменение условий старта, пространственных границ, способов выполнения упражнений, усложнение их дополнительными движениями, сопротивление противника, введение фактора неожиданности, что стимулирует проявление координации движений.

    Для развития ловкости рекомендуются следующие упражнения:

    - акробатический прыжок – кувырок  через препятствие, после короткого  разбега прыжок в «окно», далее, отталкиваясь от пружинного мостика, вспрыгнуть на канат, влезть по нему до определенного уровня и соскочить на точность приземления; упражнение заканчивается рывком к финишной черте.

    - старт лежа на спине с набивным  мячом в руках – пробежать  4-5 м, перепрыгнуть через барьер. Затем перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок на 6-8 м и с ходу вспрыгнуть на гимнастическую стенку, влезть по ней, коснуться рукой стены над верхним брусом; упражнение заканчивается спрыгиванием и заключительным рывком к финишной черте.

    Основные  методы использования этих упражнений – повтрно-переменный, игровой и  соревновательный. 

    2.4 ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ  И УМЕНИЯ РАСЛАБЛЯТЬСЯ

    Понятие «гибкость» отражает морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.  Способность баскетболиста выполнять движения с большой амплитудой в некоторой степени определяет легкость и свободу выполнения технических приемов, их быстроту и точность. Мерилом степени развития гибкости является максимальная амплитуда движений. Амплитуда движений зависит от подвижности в суставах, эластичности мышц, связок и сухожилий, силы мышц, а также состояния центральной нервной системы.

    Основная задача развития гибкости баскетболиста – совершенствование этого качества применительно к требованиям баскетбола. В первую очередь следует уделять внимание увеличению подвижности в голеностопном и лучезапястных суставах.

    Ведущий метод при использовании упражнений на гибкость – повторный.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Успешность  дальнейшей спортивной деятельности баскетболиста  зависит во многом от правильности организации общей и специальной физической подготовленности юного спортсмена.

      Планирование  общей и специальной физической подготовки юного спортсмена должно осуществляться с перспективой достижения высших результатов в спорте. Высокое развитие функциональных способностей молодых спортсменов позволит более успешно освоить техническую и тактическую подготовку в дальнейшем.

      В планировании тренировки необходимо больше уделять внимание разделу общей физической подготовки, особенно в период начальной специализации. Увеличение привлекательности занятий спортом возможно через применение разнообразных средств и форм организации тренировок. Во многом это будет зависеть и от использования в основе тренировочного процесса основных принципов физического воспитания.

      Средства  общей и специальной физической подготовки должны оказывать не только тренирующий, развивающий эффект, но и способствовать оздоровлению спортсмена, его физическому совершенствованию, закаливанию, гармоничному развитию ребенка.

      Эффективность подобранных средств физической подготовки будет определяться контролем особенностей детей младшего школьного и подросткового возрастов.

      Правильное  построение тренировочного процесса окажет влияние на приобщение детей к  занятиям этим видом спорта и таким  образом будет способствовать распространению баскетбола. 
 
 

    ЛИТЕРАТУРА

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 347с
  2. Бальсевич В.К. «Здоровье в движении» - М.: «Советский спорт», 1988.-231с.
  3. Баршай В.М., Рябцева Е.И., Янсон Ю.А. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи. - Ростов-на-Дону: РГПИ 1987.- 59с.
  4. Баскетбол. /Под ред. Ю.М. Портнова. – М.: «Астра семь», 1997. – 480с.
  5. Богословский В.П. «Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию». - М.: Просвещение, 1984. – 252с.
  6. Гужаловский М.А. Развитие двигательных качеств школьников. Минск: Знание, 1978.-234с
  7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.-М.:Фис.1970.-178с.
  8. Каменцер М.Г. Урок после урока. - М.: «Физкультура и спорт».1972.-105с.
  9. Кузнецова В.И. Развитие двигательных качеств школьника. – М.: Просвещение, 1967. – 173с.
  10. Лупандина Н.А. Развитие основных движений школьников. – М.: ФиС, 1962.- 274с.
  11. Очерки по теории физической культуры./ Состав. и общ. редакция Матвеев П.П.). – М.: ФиС, 1984.-194с.
  12. Теория и методика физического воспитания учебник для институтов физической культуры (под общей редакцией Матвеева П.П. и Новикова А.Д. – М.: Фис, 1976 г.т1. – 279с.
  13. Наталов Г.Г. Введение в физическую культуру. – Краснодар: 1995. – 217с.
  14. Николаев А.Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности. //Теория и практика физкультуры, 1997. - №6. - С.2-10
  15. Поцелдем А.А. Формирование у школьников умения и навыков. // Физическая культура в школе, 1962, №7. – С. 13-17.
  16. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968.- 314с.
  17. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: ФиС.1978. – 327с.
  18. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников.- Ростов-на-Дону: изд-во РГПУ, 1993. – 93с.
 
 
 
 

                 
 

Информация о работе Содержание общей и специальной физической подготовки юных баскетболистов и ее значение для их физического и спортивного совершенствован