Соременная хореография

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей использования направлений современной хореографии в кинематографии.
Задачи данной курсовой работы:
- определить понятие современного танца;
- исследовать направления современной хореографии;
- изучить историю кинематографии;
- сделать обзор танцевальных фильмов;
- сформулировать выводы об особенностях использования хореографии в кино.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I: СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ
1.1. Танец модерн и постмодерн
1.2. Джаз и джаз-модерн
1.3. Хип-хоп, брейк и уличные танцы
1.4. Контемпорари
РАЗДЕЛ II: ХОРЕОГРАФИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ
2.1. Кинематография
2.2. Кино и танец
2.3. Мюзиклы и клипы
2.4. Особенности использования современного танца в кино
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 8.06 Мб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I: СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ

1.1. Танец модерн и постмодерн

1.2. Джаз и джаз-модерн

1.3. Хип-хоп, брейк и уличные  танцы

1.4. Контемпорари

РАЗДЕЛ II: ХОРЕОГРАФИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ

2.1. Кинематография

2.2. Кино и танец

2.3. Мюзиклы и клипы

2.4. Особенности использования современного  танца в кино

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

5-15

5

8

12

14

16-25

16

19

20

22

26

29

31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы состоит в  том, что все виды искусства взаимообогащают друг друга, существуют во взаимосвязи, и каждым из них дополняются другие. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многогранно, всесторонне отображать жизнь в её сложных процессах. Примером такого синтеза может служить использование современной хореографии в кинематографе. Именно кино может преподнести танец в новом виде, показать его с разных сторон. Есть смысл разобраться в особенностях применения того или иного направления хореографии, как на ранних этапах возникновения кинематографии, так и в перспективных планах съёмки различных проектов.

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей использования  направлений современной хореографии  в кинематографии.

Задачи данной курсовой работы:

- определить понятие современного танца;

- исследовать направления современной хореографии;

- изучить историю кинематографии;

- сделать обзор танцевальных фильмов;

- сформулировать выводы об особенностях  использования хореографии в  кино.

Объектом является современная хореография и её направления. Предметом – использование направлений современного танца в кино, мюзиклах, видеоклипах.

Методами исследования были выбраны  теоретический анализ, изучение литературы, наблюдение и видеопросмотр.

Основная теоретическая база представлена работами Колногузенко Б. Н., Никитина В. Ю. и Комарова С., в которых рассмотрены все аспекты современной хореографии, кинематографии и их синтез.

 

Структура работы обусловлена задачами и состоит из введения, двух разделов, в каждом из которых по четыре подраздела, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

РАЗДЕЛ I: СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ

    1. Танец модерн и постмодерн

Современный танец - понятие относительное, сиюминутное. Каждому периоду времени  свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени. Таким образом, современный танец - это танец современный, модный и актуальный для своего времени.

Целью современного танца является выражение чувств и настроений человека. Это довольно свободный, универсальный танец, не имеет стандартов. Хореографы, стремясь передать мысли и чувства людей, находятся в постоянном поиске, и изобретают новые движения, нередко, смешивая различные техники, стили и направления. Танец развивается, появляются новые стили. Здесь могут быть показаны как прекрасные, так и малопривлекательные стороны жизни.[11]

Первые формы хореографического  модерна (от французского moderne – современный) появились в конце XIX в начале XX веков в Европе и Америке. У истоков этого направления стоят несколько крупных фигур: французский педагог, теоретик Франсуа Дельсарт, его последователь, швейцарский педагог, музыковед Эмиль Жак-Далькроз.

Основателями школы танца модерн стали двое американских танцовщиков - Айседора Дункан и Луи Фуллер. Дункан разработала свободный танцевальный стиль, где использовались быстрые, выразительные движения тела. Фуллер применил театральное освещение и костюмы для создания фантастических эффектов.[13]

Ведущим теоретиком 20-х годов стал Рудольф фон Лабан - идеи австрийского теоретика искусства танца оказали влияние на стили современного танца, появившиеся в 1920-е гг (Прил 1). Лабан разработал систему записи танцевальных движений, стремясь более точно выражать различные эмоции и настроения.

Явление модерн-хореография очень  сложное. Оно имеет много истоков, множество направлений и еще  большее количество различных причин для своего появления: художественных, эстетических, социальных, экономических, политических. Но чаще всего рождение искусства модерн объясняется целым комплексом причин, которые во многом связаны с появлением новых школ, направлений и стилей.

Направления танца модерн, существующие в первой половине ХХ века, различались  между собой, но было среди них то общее, что их объединяло – отказ от традиционных балетных форм, разрушение эталонов классического танца. Причину, вероятно, следует искать в творчестве и произведениях современных авторов - хореографов, в их стремлении к самовыражению, постоянном поиске. Один из самых мощных стимулов к творчеству – заявить о себе как об индивидуальности, о своем понимании жизни и искусства, личном мироощущении – сокровенное желание художника. По новому увидеть и воплотить мир в своем творчестве дано лишь таланту и мастеру, который в стремлении к новому выражает не только себя, но и время.

Танец постмодерн впервые появился в 1960-х гг. в Нью-Йорке     (Прил. 2). Термин относится к различным экспериментальным формам современного танца, которые исполняются в необычных местах. Многие постановки строятся по принципу хэпенинга, где действие развивается алогично, случайно, неожиданно даже для самих постановщиков. Пост-модерн включает в себя использование импровизации (когда танцоры изобретают движения непосредственно во время исполнения), речи, видео и т.д. Хореографы обращаются к другим видам искусства: музыке (полифония), кино (монтаж, рапид), скульптуре (позировки). Элитарный модернизм исчерпал себя, приелись негативные краски и эмоции. Сформировавшийся в музыке рок стал феноменом жизни и определил её образ. Постмодернизм обращается к простым, обыкновенным людям, которые все больше приобщаются к культуре. Популярен лозунг «Элитарное искусство – для всех!» или « Это может сделать каждый!». Постмодернизм отказался от сложных художественных иносказаний, метафор, часто от образа, нередко используя простые символы («Жизель» М.Эк). Все желающие могли заявить о себе, обратить на себя внимание, выделиться любыми средствами. Так в хореографию пришли люди, которые не умели танцевать, и стало трудно отличить находки от подделок, оригинал от пародии, талант от бездарности. Однако в постмодерне больше положительного – он идет к человеку, а не от него.[4]

Таким образом, первая причина рождения модернизма – сама меняющаяся жизнь, само время в котором живет художник. Каждый исторический период вносил свой вклад и в хореографию, способствуя формированию её выразительных средств. Но в конце ХIХ-го в начале ХХ-го века на балетном искусстве сказался общий кризис культуры, который привел к разрушению эстетики хореографии как искусства высоких идеалов и гибели многих европейских балетных театров. Это был крах веры в разум и гармонию. В первой половине ХХ века широкое распространение получила теория элитарной, массовой культуры, многие западные хореографы откликнулись на эти идеи. Начали развиваться собственные школы современного танца.

Вторая причина – закономерности внутреннего развития хореографии. Стремление к совершенствованию выразительных средств вывело хореографию на сцену, и процесс её развития пошел быстрее. Хореография начала свое развитие с подражания реальной жизни. Постепенно танец все больше удалялся от первоосновы жизни и приобретал обобщенно – условный характер, наполняясь символами, знаками, кодами. Хореография научилась одним штрихом, деталью показать целое (руки как рога); она собрала большой фонд лексики и рисунков, движений с эмоциональной окраской. В ХIХ веке образовывается система классического танца, язык которой совершенствовался, обогащался, разрабатывался и стал способен решать задачи поставленные временем. В конце ХIХ века этот язык не мог отвечать требованиям изменившейся жизни, так как он рисует образ человека, вера в которого уже потеряна. Начался поиск новых форм и средств выражения, началась эпоха разрушений. «Мы чувствовали звериный голод, хотелось как-то скорее «растолкать» то, что было вокруг нас. Я имею в виду запреты» - французская балерина – хореограф Карин Сапорта.

1.2. Джаз и джаз-модерн

Художественная особенность джазового  танца – совершенная свобода  движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джаз-танец развился из танцев африканских племён.[10] Джазовый танец был привезен в Америку рабами из Африки в XVII - XVIII вв. Попав в Америку, они быстро восстановили свои праздники и обычаи и приспособились: вместо барабанов использовали хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. В течение нескольких веков шло слияние двух культур, африканской и американской, и в результате возник уникальный зажигательный танец. В ХIХ веке получили развитие уличные представления, включавшие в себя песни и танцы под джазовую музыку. Сначала такие представления давались только чёрными танцорами для чёрных зрителей. В 20-е гг. XX века джазовая музыка и танец приобрели огромную популярность, как среди чёрных, так и среди белых и распространились в Европе. На сцене стали выступать профессиональные танцоры, которые привнесли в джазовый стиль новые приёмы и стали обучать джазу других. Одновременно джаз обогащался элементами европейских танцев (Прил. 3).

В 40- 50-е гг. популярная музыка претерпела значительные изменения, а вместе с  ней видоизменились и танцы. В  этот период возникли стили современного джаза. Сегодня существует множество  стилей джаза, которые танцуют под  различную музыку. Но все эти стили объединяют энергичные и ритмичные движения. Ритм и координация движений - наиболее важные аспекты танца джаз. Характерной чертой джаза является синкопирование - акцентируются не только сильные доли такта, но и слабая доля такта. В танце джаз часто используются движения бёдер и таза, они придают танцу особую выразительность. Изолированные движения - это главная особенность джаз танца. При изолированном движении подвижна только одна часть тела, в то время как всё тело остаётся неподвижным или же двигается в противоположном направлении. Как и вращение бёдрами, изолированные движения подчёркивают ритм музыки. Создаётся впечатление, будто музыка проходит сквозь тело танцора.

Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный, постепенно становиться особым видом танцевального искусства, и захватывает всю Европу.[6]

К концу 60-х годов джаз танец  прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии  и тогда же начался процесс  слияния основных школ современной хореографии. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, был Джек Коул. Луиджи (Юджин Луис) синтезировал технику классического танца и джаза. Гас Джордано в 1966 г. выпустил первый учебник, посвященный техники модерн-джаз танца. Постепенно возрастает интерес к модерн-джаз танцу и в Западной Европе, американские педагоги проводят первые семинары.

Таким образом, к началу 70-х годов  возникло новое явление – модерн-джаз танец. Эта школа завоевала многие страны мира, она позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора. Джаз танец постоянно меняется, отчасти благодаря тому, что танцоры могут привносить свои собственные движения в танец, а также из-за того, что джаз танцуют под самую разную музыку.

В настоящее время можно выделить виды джаза[10]:

Классический джаз или традиционный. Это ранние формы джаз-танца, исполнявшиеся африканцами.

Афроджаз - это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским предком. Различие заключается в том, что африканский танец несет в себе большую функциональную нагрузку и не столь виртуозен, как его нынешняя интерпретация.[15]

Бродвей-джаз - возник в 20-е годы, когда джазом стали заниматься профессионально. Своё название он получил по имени улицы в Нью-Йорке, на которой расположено множество театров и мюзик-холлов. Именно здесь начал развиваться мюзикл (от англ.; от фр. – варьете) и возник свой стиль джаза и техника движений (одновременное исполнение вокальной и танцевальной партии). Для виртуозного исполнения танцев в бродвейских постановках использовались танцовщики с классической школой. Джаз приобретает черты классической формы, что слегка уводит от импровизационной свободы, свойственной джазу, но становиться одним из путей его дальнейшего развития. Известные балетмейстеры – Дж.Баланчин, Х.Хольм. Бродвей - это очень энергичный и эмоциональный стиль джаза.

Степ или чечётка. Чечётка зародилась в Америке в XIXв., корни её лежат в ирландской джиге и английской сельской чечётке - танцах первых поселенцев.[17] Постепенно европейские танцы смешались с африканскими, завезёнными в США рабами. В джиге в основном используются сложные движения ног и ступней, а в африканских же танцах ступни ног не сгибаются, в то время как тело ритмично движется под бой барабанов. Чечётка впервые зародилась, когда чёрные рабы на плантациях соединили в своих танцах элементы джиги и сельской чечётки со своими ритмами. Со временем чечётку начали танцевать белые, и, в конце концов, она стала профессиональным танцем. У танцоров появилась специальная обувь с металлическими набойками на подмётках, они начали обучаться технике танца. Наибольшей популярности чечётка достигла в 1930-е гг. Её танцевали в голливудских мюзиклах такие звёзды, как Фрэд Астер, Билл Робинсон, Элеонор Пауэлл и Джин Келли. Основной чертой чечётки, которую называют джазовой, являются свободные движения, что делает танец очень изящным и плавным. Европейский стиль чечётки больше похож на ирландский или английский танец, который танцуют в деревянных башмаках (сельская чечётка). Движения данного стиля более пружинистые, а тело танцоров остаётся неподвижным.

Информация о работе Соременная хореография