Соременная хореография

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей использования направлений современной хореографии в кинематографии.
Задачи данной курсовой работы:
- определить понятие современного танца;
- исследовать направления современной хореографии;
- изучить историю кинематографии;
- сделать обзор танцевальных фильмов;
- сформулировать выводы об особенностях использования хореографии в кино.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I: СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ
1.1. Танец модерн и постмодерн
1.2. Джаз и джаз-модерн
1.3. Хип-хоп, брейк и уличные танцы
1.4. Контемпорари
РАЗДЕЛ II: ХОРЕОГРАФИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ
2.1. Кинематография
2.2. Кино и танец
2.3. Мюзиклы и клипы
2.4. Особенности использования современного танца в кино
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 8.06 Мб (Скачать)

В 1926г. режиссёр Эрнест Любич, снявший фильм «Это Париж», вставил в него грандиозный номер - «Бал-маскарад», где 2500 участников съёмки танцевали чарльстон.

В 1954г. по европейским экранам прошли фильмы «Рок вокруг часов», «Семя насилия» с участием Билла Хейли, что способствовало росту популярности рок-н-ролла.

Настоящий бум диско вызвал вышедший на экраны в 1977г. фильм «Лихорадка субботнего вечера» (Прил. 8). В нём Джон Траволта танцует диско со всеми характерными для того времени элементами. В фильме «Слава» в 80-х годах диско на улице танцевали полторы тысячи человек.

В 80-х гг. на экраны выходят фильмы о брейке и хип-хопе: «Wild Style» (Прил. 9), «Style Wars», «Beat street», «Graffiti Rock».[5]

Одним из самых нашумевших фильмов  танцевальной тематики можно назвать  кино под названием «Грязные танцы» вышедшее в 1987 году    (Прил. 10), но от того не ставшее менее популярным. Не менее популярным получился танцевальный фильм «Давайте потанцуем» в котором приняли участие мастеровитый Ричард Гир и жгучая Дженнифер Лопес.

Фильм «Запах женщины» (Прил. 11) содержал только один танцевальный номер, но великолепное танго, трогательная музыка и непревзойденный Аль Пачино сумели сделать именно эту сцену самой запоминающейся во всем фильме.

Фильм под названием «Держи ритм» (Прил. 12) с Антонио Бандерасом в главной роли весь пропитан аргентинским танго, его страстью, эмоциональностью и красотой. [7]

Таким образом, XX век соединил в себе рождение «другого» танца, отдельного от догм классического балета, и первые шедевры кинематографа. Впоследствии, каждое кино о танцах или с танцами стало ещё одним элементом популярности того или иного вида хореографического искусства. В каждом времени это свой стиль и своё направление.

2.3. Мюзиклы и клипы

Особое место среди танцевальных фильмов занимают мюзиклы 50-70 годов  прошлого века. Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался.[23]

 «Поющие под дождем» (Прил. 13), «Танец-вспышка», «Бриолин» - все эти произведения искусства до сих пор вдохновляют современных режиссеров на создание уникального и атмосферного танцевального фильма. Ведь каждый из названных мюзиклов отличался хореографией самого высокого качества и великолепной игрой актеров, с помощью которой они вовлекали зрителя в происходящие события.

Мюзикл «Чикаго» (Прил. 14) появился задолго до того, как стал фильмом, как только постановка возникла в театрах — все полюбили его. В главных ролях в фильме сыграли Рене Зельвегер, Кэтрин Зета-Джонс и Ричард Гир. Чикаго — это мюзикл о городе, который может предложить известность. Хореография выполнена в стиле бродвейской постановки и отличается высоким исполнительским мастерством.

В похожем стиле, но с абсолютно  другим сюжетом снят фильм-мюзикл «Бурлеск» 2011г (Прил. 15). Шикарное сочетание вокала и яркой хореографии делает этот фильм достойным представителем танцевального кино.[14]

В конце 80-х - начале 90-х появляется видеоклип - короткий видеоролик с исполнением эстрадной песни или какого-либо иного произведения, сопровождающийся специально смонтированным телевизионным изображением актёра или вокальной группы, а также балета, исполняющего различную хореографию. Тогда же обретают популярность определённые стили.

Творчество Майкла Джексона, который  прослыл тогда королём поп-музыки и королём танца, дало начало новому виду исполнения - «а ля Джексон». Его  самые известные клипы из альбомов «Триллер», «Бэд», использовал движения диско, брейка, хип-хопа (Прил. 16).

Современные вокалисты, зарубежные и  отечественные, также используют современную  хореографию для своих клипов. В частности движения джаз танца  и стрит-дэнс.

Клипы Бритни Спирс представляли зрителю варианты клубных танцев – смесь хип-хопа и стрип пластики. Интересные, иногда мужские движения, танцевались на каблуках с лёгким сексуальным намёком. Клипы такого формата до сих пор пользуются популярностью и в наши дни, а такая хореография даже преподаётся в танцевальных школах под названием Клубных танцев (Прил. 17).

Итак,  массовое продвижение хореографии, в особенности современной, в  мюзиклах и клипах вызывает такую  заинтересованность всего человечества к танцам. Но это обоюдный тандем. Данные формы кинематографии используют хореографическое искусство для красочности и яркости своих проектов.

2.4. Особенности использования современного танца в кино

В последние годы наблюдается все больше микстовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник - то процесс заимствования и соединения неизбежен. [18]

Особенно это проявляется в  современном кинематографе, где  зрителя стараются удивить виртуозностью  исполнения танца, красотой и сложностью поддержек, нестандартной подачей  хореографии, даже если сюжет фильма довольно прост и заранее известен. Каждый год в кинопрокате появляются фильмы с новыми трюками, танцевальными номерами и завораживающей страстью.

Можно проследить тенденцию использования  всех направлений современной хореографии. Нет определённых предпочтений у режиссёров – хореографы ставят танцевальные номера в зависимости от стиля самого фильма. То есть, хореография как бы подстраивается под современный кинематограф, а тот, в свою очередь, под современного зрителя.

Например, в фильме «Зажечь мир» (Прил. 18) сделан акцент на хореографические номера с использованием хип-хопа и паркура, а фильм «Фламенко, фламенко» (Прил. 19) снят в формате документалистики с выдержками известных испанских танцоров, искусно показывающий грацию и страсть Фламенко.

Серия картин «Шаг вперед» - яркий пример соединения различных направлений хореографии, демонстрирующая красоту и динамику современных танцев. Также интересна сама идея вывести на одну сцену (пусть и кино) классический танец и стрит-дэнс.[24]

Главное, что в фильмах используется понятная хореография, которая будет  ясна простому зрителю. Это всё больше напоминает шоу, нежели высокое искусство.

Однако есть фильмы и с использованием танца-модерн. Это очень сложное в восприятии кино, поэтому известность имеет только в узких кругах профессиональных танцоров.

Например, «Пина. Танец страсти» - фильм посвящен известному немецкому балетмейстеру, хореографу, режиссеру театра Пине Бауш (Прил. 20). Снятая в трехмерном формате картина рассказывает о жизни и творчестве знаменитой танцовщицы, умершей от рака в 2009 году.

"Evidentia / Эвиденция " – здесь  модерн-танец, можно сказать, без примесей. Фильм состоит не только из танцев. Более половины фильма - почти абстрактный видеоряд, состоящий из нескольких сюжетов, призванный, видимо, ввести Вас в некое состояние. В фильме есть блок из нескольких танцев, обобщенный названием "Smoke". Естественная красота движений, свобода самовыражения, удивительная гармония… хореография Мэтца Экка и Уильяма Форсайта. Танцует Sylvie Guillem.[25]

Это всё уже готовое искусство, которое мы оцениваем. Но мир на этом не останавливается. Среди перспективных будущих проектов интересен фильм «В зеркале — я, всё остальное — ты», идея Виталия Кима, руководителя Невербального театра MIE, а также киностудии KIM.VIDEO, где будет использована хореография контемпорари дэнс. С его слов: «Это фильм, состоящий из трёх новелл. Это истории любви, точнее — о любви. О том, как она появляется в нашей жизни, обрастает нашими привычками, правилами, условиями — становится похожей на нас. Как мы обращаемся с ней и до каких граней можем дойти ради нее или вопреки. По сути, она и есть главный герой каждой из новелл. А в трех парах, рассказывающих истории своих отношений, мы можем увидеть собственные черты или узнать кого-то из друзей и, возможно, взглянуть на знакомые истории немного иначе. В чем может быть особенность фильма среди бесконечной череды кино о любви? Мы выбрали необычную форму, совместив разные аспекты нашего творчества. Основной идеей фильма стала иллюстрация нашей жизни через привычные, но очень ёмкие бытовые аллегории: жизнь в машине, жизнь в супермаркете и жизнь по сценарию. Наши актеры совершают обычные действия, разговаривают, молчат и.. танцуют. Одной из форм общения между героями фильма станет форма современной хореографии, вписанной в быт и городскую среду.» Возможно, этому фильму удастся использовать современную хореографию именно как искусство, тонкое и многогранное, а не как вариант танцевального шоу.[26]

Таким образом, изначально хореография стала использоваться в кино для красочности. Такое положение закрепилось за ней и по сей день. Уровень танцевального искусства неуклонно растёт с каждым днём, поэтому хореографам приходится придумывать всё новые и новые формы подачи танца. Но кинематограф со своей стороны выступает двигателем хореографического искусства в массы. Он является популяризатором. Отсюда следует тенденция использования именно такого вида хореографии, которое соответствует данному времени. Здесь же прослеживается синтез самой хореографии, смешивание стилей для создания нового и интересного, того, что будет интересно современному зрителю.

 

 

 

ВЫВОДЫ

Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме и других странах.

В ХIХ веке образовывается система классического танца, язык которой совершенствовался, обогащался, разрабатывался и был способен решать задачи поставленные временем.

В первой половине ХХ века широкое  распространение получила теория элитарной, массовой культуры. Следствием этого стало рождение модернизма и его дальнейшая трансформация в постмодернизм. Многие западные хореографы откликнулись на эти идеи. Начали открываться собственные школы современного танца. Хореография начала свое развитие с подражания реальной жизни.

Джаз-танец - это особый вид танцевального искусства, который имеет свою сложившеюся историю зарождения и формирования, специфические  особенности, определяющие джазовый стиль, особую технику, свою школу, определенный лексический модуль и систему движений.

К концу 60-х годов джаз танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии и тогда же начался процесс слияния основных школ современной хореографии. В начале 70-х возникло новое явление – модерн-джаз танец, которое развивается и по сей день.

Хип-хоп впитал в себя уличную философию афроамериканцев, элементы фанка, попа, брейка, джаза.   Спустя более чем 30 лет с момента вспышки и развития хип-хопа нет никаких признаков спада этой культуры.

Contemporary является одним из самых молодых, но отнюдь не менее популярных танцевальных направлений в мире. Проводятся различные конкурсы, соревнования, чемпионаты, как на региональном, так и на международном уровнях. Данное направление активно преподается в танцевальных школах. Постановки в стиле контемп срывают овации на многочисленных танцевальных шоу во всем мире.

Кинематография – искусство  относительно молодое, которое возникло в конце XIX века в качестве своеобразного технического аттракциона, а на протяжении нескольких десятилетий - превратилась в один из наиболее сильных средств познания жизни и идейно-эстетического влияния на колоссальные массы людей.

Необходимость существования разных искусств вызвано тем, что ни одно из них не может дать достаточно полную художественную картину мира. Такую картину могут дать только все искусства вместе взятые. XX век соединил в себе рождение «другого» танца и первые шедевры кинематографа. Впоследствии, каждое кино о танцах или с танцами стало ещё одним элементом популярности того или иного вида хореографического искусства.

Хореография стала использоваться в кино для красочности. Такое положение закрепилось за ней и по сей день. По средством танца можно выразить эмоции, которые острее ощутятся, нежели  просто услышать какую-то фразу.

В настоящее время мы располагаем  довольно большим наследием танцевального кино, в котором использованы все направления хореографии. Также сюда относятся мюзиклы, снятые на видео, и музыкальные клипы. Можно по праву считать, что хореография сейчас необходима везде. Это стало очень модным. И эта же мода диктует свои принципы развития всех видов искусств. С приходом новой музыки, приходит новая хореография, приходит и новое кино. У этого явления есть две стороны, хорошая и плохая. С одной – искусство не стоит на месте, а постоянно развивается, даря человечеству новые шедевры. С другой – среди моды и популярности теряется эстетика, красота и грация хореографии как искусства. Остаётся надеется, что дальнейшие кинематографические работы будут показывать действительно стоящие танцевальные фильмы, и в моду войдёт заниматься огромный трудом – хореографией – а не её подобием.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Архангельский А. Балет без правил. / А. Архангельский. – М.: Эксмо, 2004.
  2. Балет. Энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1981.
  3. Волошин М. О смысле танца. / М. Волошин // Утро России. – Москва., 1911г.
  4. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. / И. П. Ильин. — М.: Интрада, 1998.
  5. Карцева, Е. Н. Голливуд: контрасты 70-х: Кинематограф и общественная жизнь США / Е. Н. Карцева. - М. : Искусство, 1987. – 316 с.
  6. Колногузенко Б.Н. Виды искусства и хореографии. / Б. Н. Колногузенко. – Харьков., 2009.
  7. Комаров С. История зарубежного кино: Учеб пособие.: В 3т. /

Информация о работе Соременная хореография