Специальная медицинская группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

В спецмедгруппу попадают лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Эти лица занимаются по специальным медицинским программам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..1
Общая характеристика специальной медицинской группы……………2
Основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам………………………………………4
Общеразвивающие упражнения для студентов специальной медицинской группы………………………………………………………….6
Дифференцированный подход в работе с учащимися в СМГ………13
Заключение…………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

спец мед группа.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………..1 

Общая характеристика специальной медицинской группы……………2 

Основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским  группам………………………………………4 

Общеразвивающие упражнения для студентов специальной медицинской группы………………………………………………………….6 

Дифференцированный  подход в работе с учащимися в  СМГ………13 

Заключение…………………………………………………………………..15 

Список литературы…………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 

     Ведение

     На  основании данных о состоянии  здоровья студенты распределяются на ряд медицинских групп - основная, подготовительная и специальная (далее спецмедгруппа).   

     В спецмедгруппу попадают лица, имеющие  отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Эти лица занимаются по специальным медицинским программам.

        Невысокий уровень здоровья и  низкая двигательная активность  молодежи - проблема, привлекающая внимание  многих специалистов.    Для  студентов спецмедгруппы за основу  физического воспитания  целесообразно брать последовательное развитие различных физических качеств с введением специальных физических упражнений, направленных на устранение имеющихся отклонений.    Основной вопрос в методике занятий со спецмедгруппами - определение исходного и необходимого уровня физической нагрузки с учетом состояния здоровья, пола, физической подготовки.

     Здоровье  и учебная деятельность студентов  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем  продуктивнее обучение. Чтобы студенты специальной медицинской группы успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходим оптимальный режим двигательной активности. 
 
 
 

Общая характеристика специальной  медицинской группы (СМГ)

     Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

     К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия  оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством преподавателем физической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации. 1

     В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. при этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей. 2

     К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие  значительные отклонения в состоянии  здоровья постоянного (хронические  заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в образовательных учреждениях. 

     Отнесенным  к этой группе рекомендуется в  обязательном порядке занятия ЛФК  в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.3 

Основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам:

     - укрепление здоровья, ликвидация  или стойкая компенсация нарушений,  вызванных заболеванием;

     - улучшение показателей физического  развития и физической подготовленности;

     - освоение жизненно важных двигательных  умений, навыков и качеств; 

     - постепенная адаптация организма  к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных  возможностей физиологических систем  организма; 

     - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

     - формирование волевых качеств  личности и интереса к регулярным  занятиям физической культурой; 

     - воспитание сознательного и активного  отношения к ценности здоровья  и здоровому образу жизни; 

     - овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

     - обучение правилам подбора, выполнения  и формирования комплекса упражнений  утренней гигиенической гимнастики  с учетом рекомендаций врача  и преподавателя; самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;

     - обучение способам самоконтроля  при выполнении упражнений различного  характера; 

     - соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания. 4

     Применительно к такой категории занимающихся организация работы требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных  подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровье формирующих технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общеразвивающие упражнения для студентов  специальной медицинской  группы

     Общеразвивающие упражнения - основной вид упражнений в спецмедгруппах, они обеспечивают решение главных задач, стоящих перед группами здоровья. Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков. С их помощью  легко дозировать нагрузку на занятиях, избирательно воздействовать на организм. 5

     Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов, с предметами и на снарядах. 

     1. Упражнения без  предметов  

     1.1 Упражнения для мышц рук и  плечевого пояса выполняются  из самых разнообразных исходных  положений. Движения в стороны,  вверх, назад, вперед осуществляются  как прямимы руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Эти упражнения могут широко сочетаться с упражнениями для других мышечных групп.   

     1.2 Упражнения для мышц шеи - наклоны  головы вперед, назад, в стороны,  повороты головы и вращательные  движения.   

     1.3 Упражнения для мышц ног - различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперед и другие. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. К упражнениям без предметов относятся упражнения в сопротивлении, выполняемые в парах. Они способствуют общемцу физическому развитию организма, развитию гибкости, силы и подвижности суставов.

     2. Упражнения с предметами

     Упражнения  с предметами используют для развития  силы, гибкости, координационных способностей. При их выполнении на организм оказывается дополнительная нагрузка благодаря увеличивающейся амплитуде движений, усложняется координация, предъявляются повышенные требования к точночти движений.   

     2.1 Упражнения с гимнастической палкой незаменимы в воспитании координации и точности движений, правильной осанке, навыков правильной и красивой ходьбы.   

     2.2 Упражнения с малыми мячами - в  основном в женских группах.  Это подбрасывания мяча и его  ловля в самых различных вариантах.   

     2.3 Упражнения с волейбольными и  баскетбольными мячами особенно  широко используются  в спецмедгруппах. Это поднимания мяча руками, движения  с мячом в сочетании с наклонами  и т.п.  

     2.4 Упражнения снабивным мячом помогают  избирательно развивать отдельные группы мышц, последовательно увеличивая нагрузку.   

     2.5 Упражнения с гантелями эффективны  для укрепления мышц рук, плечевого  пояса, туловища и ног. 6 

     3. Упражнения на снарядах

     Такие упражнения занимают большое место среди других упражнений. Они применяются с целью общего и избирательного воздействия на определенные мышечные группы, суставы, для облегчения ряда упражнений.  

     3.1 Упражнения на гимнастической  стенке служет средством общего  и специального воздействия на  организм. Они позволяют содействовать развитию силы, гибкости и выносливости.   

     3.2 Упражнения на гимнастической  скамейке способствуют разностороннему  развитию организма, устранению  дефектов осанки.  

     4. Упражнения спецнаправленности 

     Упражнения  спецнаправленности применяются для улучшения деятельности отдельных органов и систем организма. К ним относят упражнения на воспитание осанки, увеличение подвижности грудной клетки и ритмичности дыхания, корригирующие упражнения.  

     5. Прикладные упражнения 

     К ним относятся - ходьба, бег, прыжки, метание и т.п. Цель -совершенствование естественных движений, повышение уровня физической подготовленности, улучшение функционального состояния всех систем организма. Эти упражнения способствуют более полной координации деятельности отдельных органов и систем организма, они способствуют развитию навыков овладения телом, поддержания правильной осанки, учат ориентации во времени и пространстве, улучшают ориентацию во времени и пространстве, повышают двигательную координацию, выносливаость, силу, гибкость, быстроту, ловкость. 7 

     6. Спортивные и подвижные  игры 

     Они имеют большое значение для развития таких физических качеств, как быстрота реакции на движущиеся предметы, выносливость, сила, равновесие, точность и др. Во время проведения игровыхупражнений движения непрерывно меняются, напряжение чередуется с расслаблением мышц.

     В занятиях со спецмедгруппами наибольшее применение нашли подвижные игры, а также волейбол и баскетбол.   

     6.1 Подвижные игры широко используются в основной  и заключительной частях занятия, где им отводится 3-7 минут. К таким играм относят "Третий лишний", "Тяни в круг", "День и ночь" и др.   

     6.2 Волейбол приемлем для людей, занимающихся в группах здоровья, однако прежде, чем приступить к самой игре, необходимо обучить занимающихся основным техническим элементам этой игры.  

Информация о работе Специальная медицинская группа