Спорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:15, реферат

Описание работы

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………....3
2. Массовый спорт и система физических упражнений…………………...4
3. Спорт высших достижений...…………………..…………………………5
4. Спортивная классификация. Её структура……………………..………..6
5. Выбор видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий……………………………………………………………………...7
6. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений………………………………………………......8
7. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической ……………..……………………………………………….12
8. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий……………………………………………………………………15
9. Заключение……………………………………………………………….16
10. Литература ………………...……………………………………..………17

Работа содержит 1 файл

Спорт 6.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………....3
  1. Массовый  спорт и система физических упражнений…………………...4
  2. Спорт высших достижений...…………………..…………………………5
  3. Спортивная классификация. Её структура……………………..………..6
  4. Выбор видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий……………………………………………………………………...7
  5. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений………………………………………………......8
  6. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической ……………..……………………………………………….12
  7. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий……………………………………………………………………15
  8. Заключение……………………………………………………………….16
  9. Литература ………………...……………………………………..………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Введение. 

     Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда — различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио, физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

    Cпорт- это обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

  Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» — смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

  Однако  все эти рассуждения и примеры  хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

  Современный спорт подразделяется на массовый и  спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие. 
 
 
 
 

2. Массовый спорт  и система физических  упражнений. 

    Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

  Цель  занятий различными видами массового  спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

  Задачи  массового спорта во многом повторяют  задачи физической культуры, но реализуются  спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

  Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное  или избирательное воздействие  на определенные функциональные системы организма. В некоторых из них имеются соревновательные элементы.

  В настоящее время наибольшей популярностью  пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем каратэ, ушу, йоги.

  При занятиях отдельными системами физических упражнений, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям.

  Существуют различными системами физических упражнений в свободное время: секции и группы для занятий одной из систем физических упражнений. Критерием эффективности таких занятий выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, подвижность в суставах. Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно освоить эти системы (включая разделы медитации). В частности, можно организовать самостоятельные группы для занятий, например «стретчингом», т.е. системой специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности суставов.

  Изучение  отдельных систем в ограниченные часы групповых занятий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и оздоровительный эффект.

  3. Спорт высших достижений. 

  Наряду  с массовым спортом существует спорт  высших достижений, или большой спорт.

  Цель  большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

  Всякое  высшее достижение спортсмена имеет  не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

  Нельзя  не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая  обычно остается в тени. Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

  Для выполнения поставленной цели в большом  спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Спортивная классификация. Её структура. 

  Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация.

  Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения.

  Условность  сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег, тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статистическую достоверность установленной трудоемкости и реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание «мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6—8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реально возможные сроки достижения нормативов и требований отдельных разрядов и званий — это и определенные временные ориентиры, как для начинающих, так и для высококвалифицированных спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса.

Структура спортивной классификации предусматривает  присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Спортивные  разряды: 5-й, 4-й разряды (только в  шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать.

Спортивные  звания: «мастер спорта», «мастер  спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России». Спортивные звания присваиваются пожизненно.

  Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

- занять  определенное место на соревнованиях  того или иного масштаба;

- добиться  определенного количества побед  над спортсменами соответствующих разрядов.

  Спортивная  классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

  5. Выбор видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий. 

    Возрастные особенности, специфика труда и быта, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить:

  • доступность и возможность заниматься спортом в отведенные часы;
  • возможность заниматься спортом в свободное время;
  • в спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;
  • возможность систематически участвовать в спортивных соревнованиях доступного уровня.

  Вся  эта система дает возможность  каждому практически здоровому  человеку сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

  Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого человека своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

  Между тем практика показывает, что в  некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те, которые в обязательных тестах общей физической подготовки (например, у мужчин — бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти люди проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Подобная практика часто носит вынужденный характер — из-за ограниченности мест занятий и других причин.

Информация о работе Спорт