Спортивная лига как коммуникационный механизм (на примере КХЛ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является организация процесса коммуникации спортивной лиги. Предмет исследования – роль коммуникационной составляющей в достижении PR-задач профессиональной спортивной лиги.
Целью данной работы является изучение спортивной коммуникации и особенностей её осуществления в спортивной лиге; исследование значения коммуникационного процесса Континентальной хоккейной лиги в реализации поставленных перед организацией задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Особенности организации коммуникационного процесса в спортивной лиге………………………………………………………………….
1.1 Понятие и особенности спортивной коммуникации……………………...
1.2 Лига как ключевой элемент спортивной коммуникации…………………
1.3 Вывод по главе……………………………………………………………….
Глава II. Организация коммуникации в КХЛ…………………………………
2.1Континентальная Хоккейная Лига. Стратегический анализ………………
2.2 Анализ коммуникационной составляющей деятельности КХЛ………….
2.3 Оценка эффективности коммуникационного процесса КХЛ…………….
2.4 Вывод по главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 460.50 Кб (Скачать)


4

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

Глава I. Особенности организации коммуникационного процесса в спортивной лиге………………………………………………………………….

1.1 Понятие и особенности спортивной коммуникации……………………...

1.2 Лига как ключевой элемент спортивной коммуникации…………………

1.3 Вывод по главе……………………………………………………………….

Глава II. Организация коммуникации в КХЛ…………………………………

2.1Континентальная Хоккейная Лига. Стратегический анализ………………

2.2 Анализ коммуникационной составляющей деятельности КХЛ………….

2.3 Оценка эффективности коммуникационного процесса КХЛ…………….

2.4 Вывод по главе……………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время профессиональный спорт, с потребительской точки зрения, приобретает полноценные черты массового явления. Превращаясь в товар массового потребления, он, в первую очередь, проявляет нацеленность на создание экономической выгоды. Федерации различных видов спорта, руководство лиг и клубов всё чаще стремятся коммерциализировать свои организации, переходя от дотационных форм ведения хозяйства к непосредственному извлечению прибыли из вкладываемых в спорт средств. Вследствие этого возрастает роль выстраивания коммуникационных процессов в спортивной среде, которую необходимо рассматривать как одну из бизнес–площадок современного общества. Таким образом, организация коммуникационного процесса занимает одно из центральных мест в деятельности профессиональной спортивной лиги, оказывает большое влияние на достижение её целей и задач и требует комплексной разработки и реализации.

Характер и механизмы коммуникации между производителем и потребителем во многом определяются спецификой товара и отрасли целом. Спорт как продукт требует специфических приёмов и методов продвижения на рынке, однако направление спортивного PR и маркетинга ещё не сформировалось окончательно, особенно в России. Одним из специфических механизмов реализации коммуникационной составляющей между организациями и потребителем является спортивная лига. Она представляет собой особую форму организации процесса создания, выведения на рынок и продвижения продукта.

Объектом данного исследования является организация процесса коммуникации спортивной лиги. Предмет исследования – роль коммуникационной составляющей в достижении PR-задач профессиональной спортивной лиги.

Целью данной работы является изучение спортивной коммуникации и особенностей её осуществления в спортивной лиге; исследование значения коммуникационного процесса Континентальной хоккейной лиги в реализации поставленных перед организацией задач.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-         рассмотреть понятие спортивной коммуникации;

-         выявить её особенности в рамках общей теории коммуникации;

-         охарактеризовать понятие спортивной лиги;

-         выявить особенности осуществления коммуникации в лиге;

-         определить место коммуникационной составляющей в деятельности КХЛ;

-         провести исследование ключевых аудиторий КХЛ;

-         выявить основные каналы коммуникационного воздействия;

-         оценить эффективность выстраивания Континентальной хоккейной лигой коммуникаций, обозначить перспективы её развития в сфере продвижения.

При проведении исследования применялись методы сбора, анализа и синтеза информации, анализа источников (научных работ, публикаций, документов), сравнительного и статистического анализа, обобщения, классификации и аналогии. В качестве основы для методологических разработок нами использовались работы С. Катлипа, Г. Почепцова, Ф. Шаркова, В. Конецкой, В. Спивака, А. Чумикова, Я. Жукова.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

      определены ключевые особенности в коммуникационной деятельности спортивной организации;

      указаны принципы соотношения ключевых аудиторий спортивной лиги и каналов коммуникационного воздействия;

      выявлена роль коммуникационной составляющей в  достижении PR-целей и задач спортивной лиги.

Работа состоит из введения, двух глав, содержащих результаты проведённых исследований, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассмотрено понятие спортивной коммуникации, выявлены особенности организации коммуникационного процесса в спортивной лиге и его основные элементы; исследовано место коммуникационной составляющей в системе внешних и внтуренних отношений лиги и опыт организации коммуникационной и PR-деятельности в наиболее успешных спортивных лигах Европы и Северной Америки. Вторая глава включает стратегический анализ проекта КХЛ и исследование коммуникационного аспекта деятельности Континентальной хоккейной лиги на основе сегментации целевой аудитории, выявлении каналов воздействия на ключевые группы и оценки эффективности коммуникаций. В результате проведённого исследования сделан вывод о роли коммуникационной составляющей в деятельности спортивной лиги и достижении её PR-задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности организации коммуникационного процесса в спортивной лиге

 

1.1 Понятие и особенности спортивной коммуникации

В любой сфере деятельности индивидов, групп и организаций (производственной, коммерческой, управленческой, творческой, спортивной и т.д.) существенную роль играет коммуникативный процесс, от которого во многом зависит успех или неуспех отдельных идей, действий, проектов и самой деятельности в целом. Коммуникация представляет собой сложный процесс взаимозависимых этапов, каждый из которых необходим для понимания получателем смыслов, заложенных в коммуникацию отправителем. Непродуманность действий, осуществляемых на каждом её этапе, может привести к частичной или полной потере смыслов и, как следствие, ухудшению результативности самой деятельности. Одна из задач связей с общественностью состоит в том, чтобы донести важность построения эффективных коммуникаций на разных уровнях деятельности.

Слово «коммуникация» происходит от латинского «communico», обозначающего «делаю общим», «связываю», «общаюсь». Коммуникатор старается установить связь, общение с кем-либо. С позиции разных наук это понятие рассматривается в различных аспектах. Так, социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации, а в психологии термином «коммуникация» обозначают процессы обмена продуктами психической деятельности.

А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения. Г.Г. Почепцов книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы»[1].

Однозначного определения спортивной коммуникации также не выработано. На основании изученных материалов и исследований сформулируем наиболее общее понятие. Под спортивной коммуникацией подразумевается коммуникационный процесс в области профессионального спорта, основанный на производстве, распространении и потреблении спортивной информации и спорта как продукта массового потребления.

В зависимости от критериев классификации, исследователи выделяют различные типы коммуникации, для каждого из которых характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, а также коммуникативные формы и средства. От выбора вида коммуникационного взаимодействия зависит специфика осуществляемых отношений, использование жанра, коммуникативных средств и технологий, позволяющих получить планируемый результат, эффективно подготовиться к той или иной деятельности, разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации.

Спортивную коммуникацию можно отнести к специализированному типу, поскольку она осуществляется в определённой сфере деятельности человека (спортивной) и приобретает специфические для этой сферы черты[2]. Стоит отметить, что спортивная коммуникация реализуется также как составная часть других разновидностей коммуникации, а некоторые типы коммуникаций воплощаются на базе спортивной (деловая, организационная, коммерческая, массовая и локальная, опосредованная и др.). Это связано с пересечением их функциональных признаков, а также с уже упомянутой массификацией сферы профессионального спорта и её трансформацией в бизнес-систему.

Отдельно стоит выделить деловую коммуникацию, представляющую собой способ организации и оптимизации того или иного вида деятельности (профессиональной, производственной, научной, коммерческой, политической и т.д.). Каждая конкретная профессиональная цель (в том числе, спортивная) требует своего содержания коммуникации. Деловая коммуникация выполняет следующие функции: инструментальную (социальный механизм управления); интегративную (объединение партнеров); самопрезентации (самоутверждение, самовыражение, демонстрация личностного потенциала); трансляционную (передача конкретных способов деятельности); социального контроля (регламентация поведения и деятельности); социализации (развитие навыков культуры делового общения); экспрессивную (эмоциональные переживания). «Для того чтобы деловая коммуникация была эффективной, необходимо знание всех компонентов, владение которыми обеспечивает коммуникативную компетентность»[3].

Спортивную коммуникацию можно определить как систему, построенную на совокупности коммуникативных отношений субъектов, непосредственно связанных со спортивной инфраструктурой и касающихся не только сферы спорта и СМИ, но и других сфер общественной жизни - экономической, социально-политической, культурной и др. Обратимся к отдельным аспектам, формирующим понятие спортивной коммуникации в рамках общей теории коммуникации.

Прежде всего, необходимо рассмотреть основных участников процесса. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:

1.                  Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2.                  Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.

3.                  Канал – средство передачи информации.

4.                  Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Спортивные коммуникации призваны в полной мере обеспечить активное взаимодействие между всеми субъектами спортивной деятельности. В массовых спортивных коммуникациях выделяются четыре основные группы субъектов.

I группа включает в себя широкий круг участников спортивного движения, (спортсмены, тренеры, представители федераций и лиг, спортивные судьи и т.д.), а также спортивные организации, чаще всего выступающие в роли источников исходной информации. Представители первой группы выступают в качестве коммуникаторов.

Во II группу входят спортивные журналисты, представители пресс-служб, а также учредители и руководство (редакторы) СМИ. Кроме того, это могут быть различные организации, представляющие интересы СМИ (редакции, медиагруппы, пресс-службы и т.д.) В рамках коммуникации они выступают в роли лиц, передающих спортивную информацию и характеризуются как каналы передачи сообщения.

III группа состоит из представителей спортивной аудитории и соответствующих организаций (стихийных, на уровне толпы и организованных - фанатских движений и других форм), представляющих собой адресатов, получающих спортивную информацию.

К IV группе относятся представители и организации иных сфер общества (политики, спонсоры, инвесторы, экономисты, юристы, врачи и др.), напрямую не связанные со спортом, но оказывающие влияние на его развитие. Эту группу можно считать специфической для спортивной коммуникации, поскольку она не соотносится со стандартными элементами коммуникационного процесса, но играет неотъемлемую роль в осуществлении коммуникации. В первую очередь, представители группы выполняют организационные функции (как в обеспечении производства спортивного продукта, так и непосредственно коммуникации). Кроме того, это мотивационные, стратегические, а также функции осуществления обратной связи.

Каждая из выделенных субъектных групп имеет определенные характеристики и оказывает активное или пассивное воздействие на формирование массовой спортивной коммуникации.

В процессе достижения целей спортивная коммуникация основывается на субъектных взаимоотношениях. Субъекты, участвующие в процессе, взаимозависимы и равно заинтересованы друг в друге, но в то же время может проявляться явное лидерство того или иного субъекта (спортивного, руководящего, политического, информационного), которое оказывает существенное влияние на развитие самого процесса.

С точки зрения классификации, спортивная коммуникация интересует нас в первую очередь как коммуникация массовая, а также бизнес-коммуникация, поскольку именно в таких рамках осуществляется наиболее эффективное и актуальное PR-воздействие на аудиторию. Массовая коммуникация происходит в том случае, когда сообщение получает или использует численно большая, рассредоточенная аудитория, зачастую состоящая из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп. В отличие от межличностной коммуникации, устанавливающей непосредственный контакт между участниками взаимодействия с помощью межличностных средств общения, в массовой обмен информацией опосредуется техническими средствами коммуникации.

Информация о работе Спортивная лига как коммуникационный механизм (на примере КХЛ)