Средства физического воспитания и ЛФК при нарушениях осанки и сколиозе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

Нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов. Этиология - нерациональный режим, быт, условия труда, слабое физическое развитие. Соответственно - профилактика. Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников - на уроках физкультуры.

Работа содержит 1 файл

на физру.docx

— 36.17 Кб (Скачать)

Средства физического воспитания и ЛФК при нарушениях осанки и сколиозе

Нарушения осанки встречаются  во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов. Этиология - нерациональный режим, быт, условия  труда, слабое физическое развитие. Соответственно - профилактика. Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников - на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха. Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

    • обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
    • укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
    • нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
    • осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК.

Занятия лечебной гимнастикой  показаны всем детям с нарушениями  осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять  и тренировать мышечный корсет, выравнивать  мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении  сидя; выполнение упражнений с большой  амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное  вытяжение позвоночника (на фоне общей  слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное  сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение  должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и. п. лежа. Методика ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных  диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3 - 4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий  до 2 раз в неделю является неэффективным. Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5—2 месяца; перерыв между  курсами — не менее месяца. В  течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2 - 3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий  динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части  курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1 - 2, 4 - 5, 1 - 2 недели).

В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством  повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень  общей физической подготовленности ребенка.

В основной части  увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные  упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции  имеющихся нарушений осанки.

В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4 - 6 раз. Через 2 - 3 недели занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных). для дошкольников составляется 2 - 3 комплекса, для школьников – 3 - 4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных  вариантах выполнения упражнений.

Средства ЛФК. Основными средствами ЛФК для  коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным - лечение положением.

Физические упражнения. Подбираются в соответствии с  видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются. при  всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются  из различных исходных положений, для  всех мышечных групп - с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения  осанки. Различают симметричные и  асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются  преимущественно симметричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединное  положение остистых отростков. При  нарушении осанки во фронтальной  плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и  левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и  напрягая расслабленные, возвращает позвоночник  в правильное положение. Например: в  и. п. лежа на спине, рука за головой - согнуть  ноги в коленях и подтянуть  их к туловищу; в и. п. лежа на животе - приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в  и. п. лежа на спине, ноги согнуты в  коленях, руки вдоль туловища - приподнимая  туловище, движением рук через  стороны коснуться коленей. К  специальным упражнениям при  нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра  и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических  изгибов). На занятиях лечебной гимнастикой  обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного  корсета.

 Массаж. В  детском возрасте является эффективным  средством профилактики и лечения  нарушений осанки. Используются  основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их  разновидности. Все приемы выполняются  плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажяыми мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия. Занятия в воде являются мощным положительным  эмоциональным фактором. Большинство  детей адаптируются к воде с раннего  возраста. Гидрокинезотерапия позволяет  решать две задачи: 1) осуществление  коррекции из разгрузочного положения  позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (не ниже 30 °С) позволяет выполнять  самые различные упражнения у  бортика и на пенопластовой доске  в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная схема занятия лечебным плаванием для детей 9 - 10 лет такова: вводная часть (5 мин) — упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие  упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25 -30 мин) — упражнения в воде; заключительная часть (5 - 7 мин) —свободное плавание.

Формы ЛФК. Для  детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Детям (особенно школьного возраста) целесообразно  выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических  изгибов полезны тренировки на гребном  тренажере (академическая гребля); при  увеличении физиологических изгибов - на велотренажере (Тренировка кардиореспираторной  системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельно полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступен и дошкольникам — при наличии тренажеров, учитывающих  весоростовые особенности данного  возраста.

Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункционые средообразующие предметы - модули, способствующие поэтапному закреплению  навыков правильной осанки, а также  обогащению движений ребенка, улучшению  состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы). После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы, занятия различными видами спорта.

 

Основным методом консервативного  лечения является ЛФК.

Основные задачи ЛФК:

- мобилизация дуги искривленного  отдела позвоночника;

- коррекция деформации  и стабилизация позвоночника  в положении достигнутой коррекции. 

Занятия ЛФК направлены в первую очередь на формирование рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб  в положении максимальной коррекции  и препятствующего прогрессированию сколиотической болезни. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза; наиболее эффективно ее использование в начальных  стадиях болезни. Комплекс средств  ЛФК, применяемый в режиме сниженной  статической нагрузки на позвоночник, включает: корригирующую лечебную гимнастику; упражнения в воде и плавание; коррекцию  положением; элементы спорта; массаж. Занятия  ЛФК проводятся групповым и индивидуальным (преимущественно при тяжелых  формах) методами, а также в форме  индивидуальных заданий, выполняемых  детьми самостоятельно. Методика занятий  ЛФК определяется течением сколиоза. При компенсированном процессе (отсутствии признаков прогрессирования) применяется  групповой метод с использованием различных видов физических упражнений, вырабатывающую правильную осанку, корригирующю сколиоз, укрепляющих мышечную систему  и весь организм. При сколиозе со склонностью к прогрессированию занятия проводятся индивидуально - в и. п. лежа на спине, на животе, на боку, стоя на четвереньках; используются только упражнения, укрепляющие мышцы  спины и живота.

С целью укрепления ослабленных мышц (особенно разгибателей туловища, ягодичных мышц и мышц брюшного пресса) используются симметричные упражнения различного характера, способствующие воспитанию правильной осанки, нормализации дыхания, созданию рационального мышечного  корсета.

Асимметричные корригирующие  упражнения носят локальный характер и направлены непосредственно на коррекцию вершины искривления  позвоночника. При правильном выполнении упражнений уменьшается давление на позвоночник со стороны вогнутости сколиоза; вследствие этого дуга искривления  начинает выравниваться.

С целью вращения позвонков вокруг вертикальной оси  в сторону, противоположную торсии, применяются деторсионные упражнения. Они также являются асимметричными и должны выполняться чрезвычайно  осторожно, с учетом биомеханических  характеристик сгв4нно-мозгового  сегмента, на который они направлены. Коррекция торсии достигается разворотом и поворотом туловища, таза, верхних  и нижних конечностей. При этом следует  учитывать основное правило: при  правостороннем сколиозе любой локализации  позвонки скручиваются по часовой стрелке, при левостороннем - против часовой  стрелки. Например, при правостороннем сколиозе в грудном отделе в и. п. лежа на животе правая рука отводится  вправо и затем за спину; голова поворачивается в противоположную сторону. Таким  образом образуется деторсия и туловище поворачивается против часовой стрелки. При левостороннем сколиозе в  поясничном отделе позвоночника в том  же и. п. правая нога поднимается вверх  и заносится над левой; при  этом образуется деторсия с направлением по часовой стрелке.

При сложном -образном сколиозе торсия носит спиралеобразный  характер. Вследствие этого происходит образование переднего реберного  выбухания на противоположной стороне  туловища относительно заднего реберного  выбухания, т. е. если при осмотре  больного сзади реберное выбухание  обнаруживается справа относительно позвоночного столба, то при осмотре спереди - слева от позвоночного столба.

При сколиозе 1 степени  наряду с общеразвивающими и дыхательньими  упражнениями используются симметричные корригирующие упражнения; асимметричные  применяются индивидуально, исключительно  редко.

При сколиозе II степени в занятиях корригирующей гимнастикой преобладают общеразвивающие дыхательные и симметричные упражнения. По показаниям применяются асимметричные и деторсионные упражнения; последние - с коррекционной и профилактической целью, оказывая максимальный лечебный эффект именно при сколиозе II степени.

При сколиозах  III - IV степеней используется весь арсенал физических упражнений.

При сколиотической болезни противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость и ротацию  позвоночника (повороты, наклоны, скручивания); упражнения, приводщиее к перерастягиванию позвоночника (чистые висы) и увеличивающие компрессию позвонков (прыжки с высоты, работа с грузами в и. п. стоя).

Занятия проводятся в зале малогрупповым методом (8 - 10 чел.) в форме корригирующей  гимнастики. Продолжительность занятая  — 30—45 мин (не менее 3 раз в неделю).

Занятие ЛГ состоит  из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части решается задача подготовки организма  к выполнению специальных корригирующих  упражнений в основной части занятия. Применяемые упражнения направлены на улучшение работы дыхательной  и сердечно-сосудистой систем, на воспитание правильной осанки, концентрацию внимания. Методист ЛФК стремится снять  у детей симптом скованности, развить свободу движения.

В этой части  занятия надо провести построение группы; затем ходьба по залу, во время которой  выполняются различные движения руками для развития мышц плечевого  пояса и подвижности в плечевых суставах (например, махи, круговые движения). Используются различные варианты ходьбы: обычная; с подниманием прямых ног  или ног, согнутых в коленях; в  приседе; «прыжок лягушки»; «ход слона»; «шаги медведя»; на пятках; на носках; на наружных краях стоп (следует  исключить ходьбу на внутренних краях  стоны, так как она провоцирует  развитие плоскостопия); перекаты с  пятки на носок; ходьба и кратковременный  бег в различном темпе и  различных направлениях («змейкой», спиной вперед). Дыхательные упражнения выполняются самостоятельно и в  сочетании с движениями верхних  конечностей. далее следуют упражнения в и. п. стоя перед зеркалом: общеразвивающие  для мышц шеи, нижних конечностей  и плечевого пояса; для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Информация о работе Средства физического воспитания и ЛФК при нарушениях осанки и сколиозе