Средства физического воспитания и ЛФК при нарушениях осанки и сколиозе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

Нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов. Этиология - нерациональный режим, быт, условия труда, слабое физическое развитие. Соответственно - профилактика. Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников - на уроках физкультуры.

Работа содержит 1 файл

на физру.docx

— 36.17 Кб (Скачать)

В основной части  занятия упражнения выполняются  в и. п. стоя. Применяются локальные  корригирующие упражнения, направленные на исправление дуги искривления  позвоночного столба и патологически  измененных мышечных групп; упражнения в равновесии; дыхательные.

Занятия ЛГ проводятся в наиболее эффективных исходных положениях - лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевом.

Обязательна осознанная и активная коррекция позвоночника. Выполнение упражнений начинается с  дистальных отделов конечностей, постепенно переходя к проксимальным отделам. Применяются упражнения на общую  и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие созданию рационального мышечного  корсета.

Вместе с ОРУ  используются упражнения для коррекции  позвоночника и ног, деторсионные, а  также упражнения, оказываю дифференцированные воздействия на измененные мышечные группы (симметричные и асимметричные).

Во второй половине основной части занятия выполняются  упражнения на снарядах, направленные на специальную коррекцию, деторсию и равновесие: на гимнастической стенке (проверка осанки, симметричное и асимметричное  поднимание и спуск по гимнастической стенке, смешанный симметричный вис, упражнения с сопротивлением с использованием резинового бинта, упражнения на равновесие); на гимнастической скамейке (ходьба простая, с мешочком на голове, полуласточка, подтягивание туловища из и. п. лежа на животе, руки впереди); на наклонной  плоскости (сгибание и разгибание ног; подтягивание туловища, пассивная коррекция, деторсионные упражнения). Для повышения  моторной плотности занятия группу можно разделить на две подгруппы: первая работает на гимнастической стенке, вторая - на гимнастической скамейке; затем  группы меняются местами.

В конце основной части занятия ЛГ широко используется игровой метод ЛФК. Проводятся самые  разнообразные (модифицированные и  приспособленные для решения  специальных задач коррекции) подвижные  и некоторые спортивные игры. Они  направлены на снятие психофизического утомления ребенка, развитие быстроты реакции, ориентировки, координации  движений, обучение детей совместному  взаимодействию для достижения поставленной цели.

В заключительной части занятия решается задача снижения нагрузки на все органы и системы  организма. Применяются упражнения в расслаблении мышц, медленная ходьба с сохранением правильной осанки; индивидуально используется лечение  положением.

Продолжительность различных частей занятия зависит  от уровня физической подготовленности детей, поставленных задач, а также  периода реабилитация. Темп выполнения упражнений — обычно средний; в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера - медленный.

Дозировать нагрузку на занятиях корригирующей гимнастикой  следует на основании оценки функциональных возможностей детей, определяя сдвиги ЧСС и ее восстановление после  нагрузки. Перед началом занятия  следует также оценивать общую  тренированyость детей путем проведения простейших функциональных проб (20 приседаний, 30 подскоков) с изучением реакции и восстановления ЧСС и Ад. О силе выносливости мышц-разгибателей туловища и мышц, обеспечивающих наклоны тела вправо и влево, судят по результатам двигательною теста. В нем определяется время удержания верхней части тела на весу в и. п. с опорой на бедра (на гимнастическом коне, столе и др.). Нормой считается: для детей 7— 11 лет — 1—2 мин; 12—16 лет — 1,5 —2,5 мин. Силу и выносливость мышц-сгибателей туловища помогает определить следующий тест. Из положения лежа на спине нужно перейти в положение сидя без помощи рук, не сгибая ноги (они фиксируются). Нормой считается: для детей 7 - 11 лет – 15 - 20 раз, 12 - 16 лет – 25 - 30 раз (А.М.Рейзман, И.Ф.Багиров).

Прекрасным средством  ЛФК при сколиотической болезни  является плавание, которое оказывает  оздоровительный, лечебный и гигиенический  эффект. Занятия в воде обеспечивают естественную разгрузку позвоночника, вовлекают в работу большое количество мышц (живота, спины, конечностей), совершенствуют координацию движений. При плавании обеспечивается симметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия  для нормального роста позвонков.

Лечебное плавание показано почти всем детям, независимо от степени сколиоза. Оно противопоказано  только при нестабильности позвоночника, когда разница между углом  искривления на рентгенограмме в  положении лежа и стоя составляет более 15°, а также по рекомендациям  врача-специалиста (педиатра, психоневролога, дерматолога и др.).

Основным стилем плавания (Л.А. Бородич с соавт., 1988) при сколиозе является брасс с  удлиненной паузой скольжения. При  этом плечевой пояс располагается параллельно  поверхности воды и перпендикулярно  направлению движения; движения руками и ногами осуществляются в одной  плоскости, симметрично; позвоночник  максимально вытягивается; мышцы  туловища статически напряжены.

При подборе плавательных упражнений необходимо учитывать степень  сколиотической болезни.

При сколиозе I степени применяют симметричные плавательные упражнения: брасс на груди с удлиненной фазой скольжения, кроль на груди с помощью движений ногами, проплывание скоростных участков.

При сколиозе II— III степеней для коррекции деформации применяют (строю индивидуально) асимметричные  исходные положения. Плавание в позе коррекции (после освоения техники  брасса на груди) составляет 40 - 50 % общего времени занятия.

При сколиозе IV степени первоочередной задачей является улучшение общего состояния организма ребенка, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Как правило, используются симметричные исходные положения для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц (строго индивидуально, под контролем функциональных проб) применяют проплывание коротких скоростных отрезков.

Занятие лечебным плаванием также состоит из трех частей.

Подготовительная  часть (6—8 мин) включает упражнения на суше и подготовительные упражнения в воде. Основная часть (25—35 мин) включает изучение техники плавания и выполнение различных заданий, совершенствование  имеющихся навыков плавания с  удлиненной паузой скольжения и скоростное плавание. Для повышения эмоциональности  занятия используют игры в воде. Заключительная часть (4—6 мин) включает самостоятельное плавание, игры в  воде, организованный выход из воды.

В комплексной  программе восстановительного лечения, наряду с корригирующей гимнастикой  и оздоровительным плаванием, используют лечебный массаж: классический лечебный, рефлекторно-сегментарный или точечный. Необходимо проведение не менее двух курсов в год, включающих 20—25 процедур, с постепенным увеличением продолжительности (от 15—20 мин вначале до 40—60 мин  к 8—10-й процедуре). При массаже  необходимо дифференцированное воздействие  на мышцы спины: укороченные, напряженные  мышцы на стороне вогнутости дуги искривления позвоночника растягивают  и расслабляют; растянутые и ослабленные  мышцы на стороне выпуклости тонизируют и стимулируют.

Анатомо-физиологические особенности  позвоночника

Формы грудной клетки

В зависимости  от конституционального типа у здоровых людей различают нормостеническую, астеническую и гиперстеническую формы  грудной клетки.

Нормостеническая (коническая) грудная клетка напоминает усеченный конус с основанием, обращенным вверх (область плечевого пояса). Передне-задний диаметр ее меньше бокового, над- и подключичные ямки выражены слабо, ребра по боковым поверхностям направлены умеренно косо, межреберные промежутки выражены нерезко, плечи располагаются под прямым углом к шее. Мышцы плечевого пояса хорошо развиты. Надчревный угол (между реберными дугами) составляет 90°, лопатки контурируются нерезко. Для определения величины надчревного угла ладонные поверхности больших пальцев плотно прижимают к реберным дугам, а концы их упирают в мечевидный отросток

Астеническая  грудная клетка плоская, узкая, удлиненная (передне-задний и боковой размеры уменьшены). На ней отчетливо видны над- и подключичные ямки, хорошо выделяются ключицы, межреберные промежутки широкие, ребра по боковым поверхностям имеют более вертикальное направление. Надчревный угол меньше 90°. Плечи опущены, мышцы плечевого пояса слабо развиты, лопатки отстают от спины.

Гиперстеническая  грудная клетка широкая, напоминает цилиндр. Ее передне-задний размер приблизительно равен боковому, а абсолютные величины диаметров больше диаметров нормостенической грудной клетки. Над- и подключичные ямки слабо выражены или не видны, плечи прямые, широкие. Межреберные промежутки узкие, слабо выражены. Ребра располагаются почти горизонтально. Надчревный угол тупой, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, мускулатура ее развита хорошо.

При патологических изменениях легких и  плевры либо при первичных изменениях самой грудной клетки нормальная форма ее может искажаться различным  образом.

Эмфизематозная  грудная клетка имеет те же черты, что и гиперстеническая, но более резко выраженные. У нее еще более увеличен передне-задний диаметр, выступают надключичные ямки, ребра идут горизонтально. Такая форма грудной клетки развивается у лиц, страдающих хронической эмфиземой легких. При этом легкие незначительно спадаются во время выдоха и размеры дыхательной экскурсии грудной клетки уменьшаются. Если хронический процесс в легких сопровождается частым сильным кашлем, при котором воздух вытесняется в верхние их отделы, особенно расширяется верхняя половина грудной клетки, и она приобретает бочкообразную форму.

Паралитическая  грудная клетка характеризуется теми же чертами, что и астеническая, только более резко выраженными. Она обычно формируется у лиц, длительно страдающих заболеваниями легких и плевры с развитием в них фиброзной ткани, что приводит к их сморщиванию и уменьшению общей массы легких. В отличие от астенической грудной клетки паралитическая часто бывает асимметричной, так как у нее западение межреберных промежутков, над- или подключичных ямок обычно неодинаково с обеих сторон. Во время дыхания лопатки смещаются асинхронно.

Рахитическая  грудная клетка встречается у лиц, перенесших в детстве рахит. Ее передне-задний отдел удлинен, и грудина килевидно выступает вперед. Передне-боковые поверхности как бы вдавлены кнутри и соединяются с грудиной под острым углом. Кроме того, отмечается втяжение нижней части грудной клетки соответственно месту прикрепления диафрагмы. Поперечный разрез такой клетки напоминает треугольник с вершиной в области грудины.

Воронкообразная грудная клетка характеризуется воронковидным вдавлением в области мечевидного отростка и нижней части грудины. Поскольку такую деформацию грудной клетки раньше наблюдали у сапожников, ее еще называют «грудь сапожника». В большинстве случаев установить причину этой деформации невозможно.

Ладьевидная грудная клетка отличается тем, что в верхней и средней частях грудины имеется углубление, напоминающее по форме углубление лодки. В ряде случаев такая грудная клетка встречается при заболевании спинного мозга — сирингомиелии.

Кифосколиотическая  грудная клетка бывает при искривлении позвоночника в результате патологического процесса в нем (при туберкулезе позвоночника, ревматоидном артрите и др.).

 

Стандарты правильной осанки

Какой должна быть правильная осанка? Есть старая (старинная?) и, судя по всему, наиболее верная рекомендация. Следует представить, что Вы подвешены  к небу на тонком тросе. Трос прикреплен к крюку, который вбит в грудину  под подбородком. Действительно, в  состоянии хорошей физической готовности и правильно построенных движениях, может возникнуть ощущение, что если подогнуть ноги, то так и останешься висеть. Подобного рода ощущения возникают  и при движении. Так, в беге, после  «врабатывания», так и кажется, ещё  немного, и ноги перестанут касаться земли. При работе лопатой, на фоне усталости, появится чувство: отпусти лопату —  она сама продолжит работу, а при  переноске семидесятикилограммовых  мешков может появиться странноватое ощущение — стоит поманить пальцем  и мешок поплывёт рядом на воображаемой тележке. Вообще, следует сказать, имеется  возможность добиться того, чтобы  инструмент, которым мы работаем, воспринимался  почти как продолжение руки.  
 
Учитывая, что управление движениями имеет не только утилитарное значение, следует внимательнее отнестись к осанке, от которой и начинается построение движения. Осанка вырабатывается и ставится в процессе физического воспитания и имеет очевидные и неочевидные следствия, направленные как «вовнутрь», так и «кнаружи».  
 
Рекомендованная осанка даёт упругую линию тела выпуклостью вперёд, поэтому все внутренние органы находятся в свободном состоянии, в отличие от организма с упругой линией тела выпуклостью назад, где все внутренние органы находятся в более сжатом состоянии.  
 
Позвоночник должен иметь возможность изгибаться и потому имеет некоторую слабину, которая выбирается натягиванием мышц спины снизу, если ноги согнуты, или постоянным сгибом позвоночника в продольной и поперечной плоскостях (сутулостью и сколиозом). В первом случае мышцы спины берут на себя изгибные напряжения и позвоночник работает, в основном, только на сжатие. Возможность появления болезней позвоночника уменьшается.  
 
При правильной осанке воздухопроводящие пути поджимаются к передней стенке грудной клетки и образуют обратный клапан, заставляющий перейти на «диафрагменное дыхание», т.е. дыхание с коротким вдохом и длинным выдохом (как при плавании кролем). Предполагается, что в этом случае не происходит вымывания углекислого газа из крови, дефицит которого приводит к необходимости вдыхания табачного дыма с последующим никотиновым привыканием.

Информация о работе Средства физического воспитания и ЛФК при нарушениях осанки и сколиозе