Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:30, практическая работа

Описание работы

Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Работа содержит 1 файл

межссесионка по физ-ре.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Тема 1. Система  физического воспитания детей дошкольного  возраста в Республике Беларусь

1. Дать определение понятия  системы физического воспитания, выделить и охарактеризовать  ее структурные элементы

Физическая  культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Физическая  культура в ДУ — часть общей культуры, характеризующая достижения детского сада в области физического, психического и социального здоровья детей и сотрудников. Состояние физической культуры можно оценить уровнем здоровья, физического и двигательного развития детей, отношением сотрудников ДУ к собственному здоровью, наличием целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, профессиональным уровнем педагогов в области физического воспитания.

Физическая  подготовка — это профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по фи-зической культуре должен обладать определенным уровнем профессиональных двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическая  подготовленность: 1) это уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств. Она является важным показателем не только физического, но и общего развития ребенка. В работах многих физиологов и педагогов подчеркивается мысль о том, что точное движение является свидетельством интеллектуальной работы мозга, поэтому умение ребенка правильно выполнять движения — косвенный показатель уровня его умственного развития; 2) характерная для данного возраста и пола совокупность двигательных навыков (в первую очередь в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании) и основных физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы).

Физические  упражнения — это движения, двигательные действия, которые используются для решения задач физического воспитания.

Физическое  воспитание — педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья; на физическое и двигательное развитие ребенка.

Физическое  здоровье ребенка — состояние, при котором имеют место гармония физиологических процессов, высокий уровень механизмов само регуляции функций организма и успешная адаптация к различным факторам среды.

Физическое  развитие — процесс изменения форм и функций организма человека в онтогенезе под влиянием комплекса факторов, одними из которых являются физическое воспитание и самовоспитание.

В узком значении термин «физическое развитие» используется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и т.д.). В широком понимании этот термин включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость).

Физическое  совершенство: 1) уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья, обеспечивающий оптимальное при- способление человека к условиям жизни; 2) хорошее здоровье, совершенное и всестороннее развитие всего организма, высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений. Физическое совершенство следует рассматривать не как перспективу отдаленного будущего, а как повседневную практическую задачу каждого.

Система физического  воспитания в ДУ представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья, всестороннее физическое и общее развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания и целостного педагогического процесса в ДУ, отвечает гос. образовательным стандартом и запросом родителей. Цель физического воспитания - формирование у детей физической культуры, в том числе навыков здорового образа жизни. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Содержание физического воспитания в ДУ составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, простейший туризм. Каждое ДУ может иметь свою систему физического воспитания; педагогический коллектив сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Врачебно-педагогический контроль в ДУ осуществляется на основе диагностики с использованием объективных критериев оценки

 

2. Раскрыть  национальные истоки физической  культуры и их роль в создании  единой государственной системы  физического воспитания в Республике Беларусь.

3 этапа: 

1). 20-30гг. Период становления.  Лесгафт впервые разработал стройную  систему физического воспитания (гуманность, оздоровительная направленность). выступая против соревнования  до 18 лет. предавал значение нравственности  в процессе физического воспитания. Продолжателем Лесгафта был Гореневский - врач, педагог-гигиенист. Строил идеал физического воспитания на конкретных показаниях жизни детей. Впервые обратил внимание на малую активность детей, что портит осанку. Гореневская впервые предложила цели и задачи для дошкольного физического воспитания.

2). 40-80гг. Проведены фундаментальные  исследования. Изучались: возможности  детей в овладении физическим  воспитанием: сила, ловкость, нормативы,  методики и т.д. 70г исследования  физического воспитания дошкольников: Водовозова, Лайзане, Кистековский, Осокина. Основные положения имеют значение и сегодня.

3). с 80-х гг по  сегодняшнее время. Появились  базисные программы. Региональные  программы «Радуга», «Детство», «Истоки». Базисная государственная программа «Пралеска». Авторские программы: «Физкульт Ура!» Шебеко, «Очарование» Глазырина. Появились пособия, методические рекомендации. В базисной программе фундаментом являются научные исследования. «Пралеска» существует с 1990года.

 

3. Представить систему физического воспитания детей дошкольного возраста как начальное звено общегосударственной системы физического воспитания.

Система физического  воспитания в ДУ строиться с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей. Образовательными задачами предусматривается формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). В системе физического воспитания используются психолого-гигиенические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.

Психологические факторы  включают в общий режим труда  и отдыха, питание, гигиену, одежду, физическое оборудование. Эколого-природные факторы. Природа - среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Движения, физические упражнения (специфическое средство физического воспитания) обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

 

4. Показать  сущность комплексного подхода  в осуществлении оздоровительных,  образовательных и воспитательных  задач в процессе физического  воспитания дошкольников.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

Главной задачей физического  воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья, закаливание  организма детей. Известно, что ребенок  раннего возраста нуждается в  особом уходе, направленном именно на сохранение его здоровья. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим дня, физические упражнения. Педагогическая работа направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с мед. Работниками, учета и рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями. Существуют различные подходы к организации питания, к пониманию механизма закаливания, физической нагрузки и др. Главные условия успешного решения оздоровительных задач физического воспитания: знание особенностей функционирования детского организма, профессиональный грамотный подход к оборудованию материальной сферы, внимательное отношение к выбору программы оздоровления, постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

- формирование двигательных  навыков, привитие навыков правильной  осанки, навыков гигиены, освоение  знаний о физическом воспитании. Благодаря пластичной нервной  системе у детей двигательные  навыки формируются сравнительно  легко. Правильно выполненные физические упражнения эффектно влияют на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребенка. У детей необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики, спортивных упражнений. Следует учить детей играть с элементами спортивных игр. Наряду с формирование двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость). В детей дошкольного возраста очень важно воспитывать навык правильной осанки. В этом возрасте важное значение приобретает привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены. Детям дошкольного возраста важно сообщать элементарные знания, связанные с физическим воспитанием.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

Необходимо воспитывать  у детей потребность, привычку к  ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями у детском  учреждение и дома. У детей необходимо воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов.  В процессе физического воспитанию имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Формы работы: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня ( утренняя гимнастика, подвижные игры физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых. Методы – упражнения, беседы, игра, создание проблемных ситуаций.

Все указанные выше группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизических  возможностей детей.

 

5. Дать характеристику  системы физического воспитания  в своем дошкольном учреждении.

Детский сад №  ,

Содержание физического  воспитания в данном дошкольной учреждении составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

Здесь проводятся:

* утренняя гимнастика 8-10мин, включает бег, ходьбу, прыжки, несколько общеразвивающих упражнений.

* физические упражнения  после сна, под музыку: ходьба, бег, танцевальные элементы, общеразвивающие  упражнения.

* физкультминутки 2-3мин, проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление, иногда с музыкальным сопровождением.

* физкультурные досуг,  физкультурные праздники, дни  здоровья (30-45 мин, 1-2 раза в месяц).

* организовываются физические  занятия на свежем воздухе. *отдых, здоровое питание, гигиена одежды, обуви.

*разрабатывается двигательные  режим для каждой группы с  учетом их возраста и здоровья.

 

6. Составить  структурно-логическую схему системы  физического воспитания детей  в дошкольном учреждении.

 

 

Тема 2. Виды физических упражнений для детей дошкольного  возраста

1. Выделить  виды физических упражнений для  дошкольников, дать основные характеристики.

Физическое упражнение – основное специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее развитие и воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а так же развитию психических качеств.

ВИДЫ физических упражнений для  дошкольников:

- основные движения: бег, ходьба, лазание- дети используют и  в повседневной жизни

- общеразвивающие упражнения: движения  с предметами

- строевые упражнения

- подвижные игры: оказывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, есть правила, регулирующие темп, предусматривают быструю смену движений

Информация о работе Физическое воспитание