Средства поддержания здоровья учителя по физической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:11, реферат

Описание работы

Основным средством поддержания здоровья, как учителя физической культуры, так и любого другого человека , развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком.

Содержание

Введение
1.Средства поддержания здоровья:
1.1 Физические упражнения
1.2 Гигиенические факторы
1.3 Естественные силы природы
1.4 Режим питания
1.5 Режим труда и отдыха
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

снредства поддержания здоровья.docx

— 36.65 Кб (Скачать)

 Вредно  во время еды читать, решать  сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь  холодной пищей, гло-тать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на орга-низм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необхо-димо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная бо-лезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в из-вестной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой мас-сы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой поло-сти.

    Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре ра-зумного потребле¬ния, воздерживаться от соблазна взять еще кусо-чек вкусного про¬дукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального пита-ния приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время ра-боты, заня¬тий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для под¬держания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового чело-века среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

     Первым правилом в любой естественной системе питания долж-но быть:

- прием пищи  только при ощущениях голода;

- отказ от  приема пищи при болях, умственном  и физи¬ческом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела;

- отказ от  приема пищи непосредственно  перед сном, а также до и  после серьезной работы, физической  либо умствен¬ной.

Очень важно  иметь свободное время для  усвоения пищи. Пред-ставление, что физические упражнения после еды способствуют пи-щеварению, является грубой ошибкой.

    Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являю-щихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и мине-раль¬ных веществ. Только в этом случае удается достичь сбаланси-ро¬ванного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное  питание обеспечивает правильный рост и форми-рование организма, способствует сохранению здоровья, вы¬сокой работоспособности и продлению жизни.

 

1.5 Режим труда и отдыха

   Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану.            Так, например, режим дня студента определен учебным планом занятий в учебном заведении, режим военнослужащего -- распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, режим работающего человека -- началом и концом рабочего дня.

   Таким образом, режим -- это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

     Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно -- все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность -- один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

      Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

     Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе. Отдых -- это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, еженедельно в выходные дни, ежегодно во время очередного отпуска, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.

       К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна -- основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

        Говоря об общих понятиях режима жизнедеятельности человека, целесообразно коснуться режима питания. Правильное питание -- это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

      Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Правильно спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особенностей является основой для сохранения здоровья и главной составной частью здорового образа жизни.

        Из сказанного можно сделать два вывода: интенсивность обучения постоянно повышается, и это необходимость, так как объем нужной для человека информации постоянно растет; с учетом учебной нагрузки следует корректировать режим дня: он должен обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузок, отдыха, сна и правильного питания, т.е. обеспечивать гармоничное развитие духовного и физического здоровья человека.

        При определении основных элементов режима дня целесообразно учитывать влияние биологических ритмов человека на его работоспособность. Известно, что работоспособность человека и его поведение во многом зависят от характера и интенсивности биологических процессов и явлений в его организме, т.е. от биологических ритмов.

       Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления организма к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.д.).

     В настоящее время наиболее изучен околосуточный биологический ритм. Установлены околосуточные колебания более 300 физиологических функций человека. Так, ночью у человека самая низкая температура тела. К утру она повышается и достигает максимума во второй половине дня. На протяжении суток она изменяется с амплитудой до 1,3 градуса. Поскольку температура тела определяет скорость биохимических реакций, ее повышение свидетельствует о том, что днем обмен веществ идет наиболее интенсивно и это обеспечивает человеку возможность активной деятельности в светлую часть суток.

       Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

       Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с , до 5 ч ночи. Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий -- с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч -- во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный  ритм работоспособности полезно  знать каждому человеку. Это поможет  при выполнении наиболее сложных  заданий. Не всем людям свойственны  однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») -- вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым -- поздним вечером.

       Важно усвоить, что правильный режим работы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности (классные занятия), так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

       Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом -- перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства).

       Правильно организованный режим дня способствует укреплению здоровья -- нормальному духовному и физическому развитию человека. Однако не всегда удается выдержать оптимальный режим жизнедеятельности, иногда возникает необходимость в повышении нагрузок на обучающихся (контрольные работы, экзамены и др.), что может привести к появлению у них утомления и переутомления. Для восстановления нормального режима жизнедеятельности обучаемые должны знать ряд мер по профилактике переутомления.

     Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль своего состояния. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит и общие ощущения.

      К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

    Важный элемент здорового образа  жизни - личная гигиена. Он включает  в себя рациональный суточный  режим, уход за те¬лом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня.           При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые  условия жизни, труда и быта, индивиду¬альные различия людей не позволяют рекомендовать один вари¬ант суточно-го режима для всех. Однако его основные положения должны соблю-даться всеми: выполнение различных видов дея¬тельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, ре-гулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опас-но тем, что может вызвать истоще¬ние нервной системы, ослабление защитных сил организма, сни¬жение работоспособности, ухудшение самочувствия.

      На сегодняшний день практически  каждый человек, живущий в странах  хоть какого – либо технического  прогресса, имеет массу дел  и обязанностей. Порою ему не  хватает времени даже на свои  дела. В результате, с горою мелочных  технических проблем чело-век просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забы-вает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным соста-вом воздуха), ест с книгой. Поэтому надо обязательно продумы-вать свои жизненные задачи и цели, чтобы выделить тем самым время для укрепления своего здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Маноккиа П.: Анатомия упражнений. Тренер и помощник в ваших занятиях; 2009
  2. Шубик В.М., Левин М.Я. Иммунитет и здоровье спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
  3. Лаптев А.П. Азбука закаливания. - М.: Прометей,2005.
  4. Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность - М.: 2007.
  5. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 2008 г.

Информация о работе Средства поддержания здоровья учителя по физической культуре