Студенческий спорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:05, реферат

Описание работы

Прежде чем говорить о студенческом спорте нужно понимать
что это спортивные занятия в учебных заведениях, а также занятия в спортивных секциях и командах по игровым видам спорта, участие в спортивных соревнованиях. В нашей стране постоянно придавалось и придаётся большое значение развёртыванию массового студенческого спорта. Существует множество чемпионатов, в которых участвуют как сборные учебных заведений, так и отдельные спортсмены.

Работа содержит 1 файл

студ.спорт.doc

— 69.50 Кб (Скачать)


Введение

Прежде чем говорить о студенческом спорте нужно понимать

что это спортивные занятия в учебных заведениях, а также занятия в спортивных секциях и командах по игровым видам спорта, участие в спортивных соревнованиях. В нашей стране постоянно придавалось и придаётся большое значение развёртыванию массового студенческого спорта. Существует множество чемпионатов, в которых участвуют как  сборные учебных заведений, так и отдельные спортсмены. Успешным примером в нашем городе является Александр Понаморев, так как с уровня студенческого спорта он поднялся на международный и стал призером олимпийских игр. Но студенческий спорт, это не только спорт больших достижений, он включает в себя и оздоровительный. Призванный дать возможность студентам не зависимо от их финансового обеспечения иметь доступ для занятий физкультурой в неурочное время. Еще очень важной функцией является призыв спорта в принципе отказаться от социально и биологически вредных привычек, таких как употребление спиртных напитков и курение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проблемы достижения высоких спортивных результатов

в период обучения в вузе

Статистические данные по вузам страны показывают, что регулярно тренируются не только в специальные часы в вузе, но и в свободное время, а также участвуют в соревнованиях 15 – 20% студентов. Это типичные представители массового студенческого спорта.

              Современная наука о спорте достаточно подробно и серьёзно изучает проблему человека в большом спорте. Спорт является как бы испытательным стендом, на котором моделируются требования экспериментальных условий и ситуаций, а сам спортсмен сознательно идёт на применение максимальных физических и психических нагрузок для демонстрации предельных психофизичеких возможностей человека. Ради чего? Мотивация такого «самопожертвования» может быть многообразна – от самоутверждения, честолюбия и других высоких порывов до самой тривиальной, обыкновенной меркантильности.

              Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на степень формирования различных психических качеств, которые необходимы не только в спорте, но и в профессиональной деятельности.

Но факт остаётся фактом, что, например, командные спортивные игры приучают человека соотносить свои действия с действиями коллег по команде, способствуют формированию таких прикладных черт, свойств личности, как коллективизм, коммуникабельность, сознательная дисциплина и т.д.

Надёжность – одна из важнейших категорий в спорте. Она сложна именно потому, что в ней нет головокружительного взлёта с последующим весьма болезненным падением.

Мужество всегда эстетично, если в спортивной борьбе возникает гармония силы, разума и чувства.

Вот эти бесценные психические качества, черты и свойства личности.

Спорт не сошёлся клином только на большом спорте. Есть ещё массовый спорт, а он доступен каждому.              

3.Значение оздоровительного спорта.

Мотивации для занятия оздоровительным спортом.

Конечно, на первое место можно поставить потребность в достижении и поддержании хорошего состояния здоровья. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что психологические, социальные и экономические мотивации также стимулируют современного человека к занятиям оздоровительным спортом.

            Потребности в ощущении социальной адекватности человека, его принадлежности к определённой социальной группе. Это ощущение вызывается   занятие оздоровительным спортом (например в фитнес клубе)в качестве части имиджа.

             Кроме того велика доля тех, кто рассматривает собственное тело в качестве инструмента достижения жизненного успеха. Речь здесь идёт не только о весьма специфической группе лиц.  В настоящее время в массовом сознании спортивная внешность ассоциируется с динамичностью и хорошими деловыми качествами её обладателя. И, наконец, важную роль играет определённая направленность в будущее, которая реализуется в надеждах на долгую жизнь, не отягощённую болезнями старость, а также желание видеть здоровым своё потомство.

Значение оздоровительного спорта для студентов.

Следует выделить несколько аспектов. Первый из них — оздоровительный. Регулярные физические тренировки резко снижают заболеваемость, благотворно влияют на психику человека — на его внимание, память, мышление, способствуют эффективному воспитанию ценных личностных качеств — настойчивости, воли, трудолюбия, целенаправленности, коллективизма, коммуникабельности, вырабатывают активную жизненную позицию. Кроме того, занятия физкультурой помогают

студентам более эффективно использовать своё свободное время, а также способствуют отвыканию от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.

Воздействие физических упражнений на организм человека выражается в ряде общебиологических эффектов.

 

Увеличение резервных возможностей. С помощью регулярной физической тренировки значительно повышается потенциал всех систем и органов человека. В экстремальных ситуациях они будут функционировать без перенапряжения, наблюдаемого у физически нетренированных.

 

Эффект экономизации. В состоянии покоя все системы и органы тренированного человека работают более экономно. Например, сердце бегуна, пловца, лыжника, гребца сокращается в покое с частотой 44—60 ударов в минуту, а у человека, не занимающегося регулярно физическими упражнениями,— 70—80. Число дыханий у тренированных в 1,5—2 раза реже, чем у нетренированных.

 

Эффект компенсации. Одной из основных причин заболеваемости населения в настоящее время является низкая двигательная активность — гипокинезия. Так как студенты заняты умственным трудом, и практически все пользуются общественным и личным транспортом они наиболее подвержены этому недугу. Из-за гипокинезии ухудшается деятельность всех систем организма, регуляция его функций, питание тканей, наступает преждевременное старение. Регулярные физические упражнения помогают повысить двигательную активность и компенсировать вредное воздействие гипокинезии.

 

Регуляторный эффект. Целенаправленная физическая тренировка (фитнес, бодибилдинг) может избирательно улучшить функции организма как двигательные (повышение выносливости, силы мышц, гибкости, координации движений), так и вегетативные (совершенствование работы сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, обмена веществ).

 

Эффект активного отдыха. В процессе любой деятельности у человека наступает утомление. Выполнение даже кратковременных комплексов физических упражнений, переключая деятельность нервных центров, способствует эффективному восстановлению как физической, так и умственной работоспособности и снятию нервно-эмоциональных перенапряжений, что очень пригодиться во время сессии.

 

Трофический (питающий) эффект. По данным современной физиологии все внутренние органы человека через центральную нервную систему рефлекторно связаны с мышцами. Поэтому, выполняя' дозированную мышечную работу, человек активно воздействует на все внутренние органы. При этом улучшается питание их тканей. Благодаря этим связям органов с мышцами происходят многочисленные «чудеса», когда с помощью регулярных и целенаправленных оздоровительным спортом человек исцеляется от казалось бы неизлечимых болезней. Субъективным выражением этого эффекта является чувство «мышечной радости», двигательной эйфории, удовольствия. Особенно чётко «мышечная радость» ощущается после циклических упражнений невысокой интенсивности (циклическими называются движения с постоянно повторяющимися фазами, к ним относятся ходьба, бег, плавание, лыжи и др.). Кроме того, это чувство появляется в процессе выполнения гимнастических упражнений, а также после занятий любым видом физкультуры.

 

Эффект «периферических сердец». Как показали исследования белорусского физиолога Н. И. Аринчина, мышцы при сокращении по сложному механизму вибрационного характера помогают проталкивать кровь по сосудистой системе. Каждая мышца не только потребитель крови, но и самообеспечивающийся орган, мощный насос — «периферическое сердце». Поэтому регулярные занятия физическими упражнениями, включая в работу эти «сердца», совершенствуют систему кровообращения, помогают деятельности сердечной мышцы.

4.Спортивный образ в жизни студента.

Повседневная учебная работа, зачётно – экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики – всё это требует от учащихся и студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психо – физической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, но факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоёмкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учёбе.

              Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет затрачиваемое на самоподготовку «средним» студентом, колеблется у отдельных молодых людей довольно существенно, занимая 3 – 5 ч., а в период зачётно – экзаменационной сессии – 8 – 9 ч. 

              Таким образом, если работники народного хозяйства, имеющие регламентированный рабочий день, трудятся 7 – 8 ч., то сумма учебного времени учащихся и студентов составляет в среднем 9 – 12 ч. в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряженным.

              Но беда ещё и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22 – 24ч.! Как следствие у многих – нарушение режима сна. У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1 – 3ч. ночи. Отсюда – крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме от 7 до 8ч. отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только два раза в день.

              Все эти «варварские» перегрузки и «варварское» отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной работоспособности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачётно-экзаменационной сессии. А период экзаменов – это не просто проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма молодого человека!

              Например, специальные наблюдения показали, что в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80 – 92 уд./мин. против 76 – 80 в период обычных учебных занятий. А в день экзаменов, перед входом в аудиторию, где происходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд./мин., повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным и следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Казалось бы, именно в этот период надо особое внимание обратить на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление.

              На практике же всё наоборот! В период экзаменов буквально «затворниками» становятся около 90% студентов. Их пребываниена открытом воздухе ограничивается не более чем 30 мин. в день. Наблюдается систематическое недосыпание, редкий и нерегулярный приём пищи. А потом кончается экзаменационная сессия. Каникулы! Отдых! И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие отклонения здоровья. Что это, случайно? Да нет же! Все эти, казалось бы, «обычные» заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т.п.) есть следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сессии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигательной активности.

              Вместе с тем мы можем констатировать и тот факт, что учащиеся и студенты, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти «подводные рифы» студенческой жизни.

              Учебное и свободное время – это неразрывное целое. Не случайно говорят: «Как отдохнёшь, так и поработаешь!» Изучение свободного времени студентов показало, что оно составляет около 2 – 3ч. в день. Конечно, условия, в которых они живут, учатся и отдыхают, оказывают существенное влияние не только на структуру свободного времени, но и на их работоспособность, состояние здоровья.

              Вероятно, в каждом конкретном случае сочетание учёбы со спортивными занятиями должно иметь оптимальное соотношение, которое зависит как от индивидуальных качеств и способностей отдельного человека, так и от условий учебного труда, быта и наличия спортивных баз.

Информация о работе Студенческий спорт