Тактическая подготовка спортивного резерва в футболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 06:26, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы явилось повышение уровня тактической подготовленности юных футболистов.

Задачи дипломного исследования:

1. Выявить степень разработанности теоретико-методических основ тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров тактики игры.

2. Установить возрастные особенности показателей соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики юных футболистов.

3. Разработать методику тактической подготовки юных футболистов на основе учета граничных значений тренировочного и соревновательного объемов тактических действий и экспериментально обосновать ее эффективность.

Содержание

Введение

I. Теоретическая часть

1. Теоретические основы многолетней технико-тактической подготовки спортивного резерва в футболе

2. Особенности подготовки и соревновательной деятельности юных футболистов. Количественные и качественные параметры

3. Структура основных компонентов тактической подготовки юных футболистов

4. Возрастные особенности юных футболистов 14-15 лет

II. Практическая часть

1. Методы исследования тактической подготовки футболистов 14-15 лет

2. Организация исследования

3. Анализ результатов педагогических наблюдений над тренировками тактического мастерства юных футболистов 14-15 лет

4. Методологические аспекты тактической подготовки юных футболистов

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

тактическая подготовка футболиста.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

     В.В. Лобановский, А.И. Шамардин и С.М. Яровой отмечают, что при сопоставлении показателей точности ТТД (технико-тактической деятельности) юных футболистов и игроков, выступающих за профессиональные команды, видна отрицательная преемственность: приемы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться таковыми и в пору спортивной зрелости.

     Недостаточно  высокий уровень технико-тактической подготовленности связывают с проблемами учебно-тренировочного процесса в детском и юношеском возрасте.

     Успешность  подготовки в теории и методике спортивной тренировки связывают со своевременным (адекватным возрасту) и даже перспективным (опережающим) овладением основами рациональной техники движений уже на начальных этапах подготовки. При этом в качестве одного из основных факторов эффективности этого процесса выделяют оптимальную последовательность освоения отдельных тактических приемов.

     2. Особенности подготовки и соревновательной деятельности юных футболистов. Количественные и качественные параметры

 

     В настоящее время общепризнанным считается факт, что процесс развития стратегии и тактики игры, совершенствование  мастерства спортсменов, динамика их состояния и подготовленности определенным образом отражаются на параметрах соревновательной деятельности.

     Однако  выбор из множества известных  параметров соревновательной деятельности футболистов большого их количества может значительно затруднить анализ получаемых данных в аспекте рассматриваемой проблемы.

     В этой связи большинство специалистов считают возможным использование  таких характеристик СД, как количество (объем) ТТД и их эффективность  по проценту брака. На достаточную обоснованность подобного подхода к оценке количественных и качественных показателей соревновательной деятельности показано в исследованиях Б. Чирвы. 

     

     

     Рис. 1. Возрастная динамика количественных и качественных показателей соревновательной деятельности юных. 

     В работах А.П. Золотарева, А.И. Шамардина, А.А. Сучилина показано, что количественные и качественные характеристики ТТД у юных футболистов отличаются в зависимости от возраста (рис.1). Так, спортсмены 8-9 лет выполняют в среднем за игру 410±13,3 ТТД при браке 39,2+1,3 %. У 12-13 -летних футболистов эти показатели составляют соответственно 544±11,4 ТТД и 37,0+0,9 %. Объем ТТД у спортсменов 14-15 лет составляет 592±28,8 при браке 33,2+1,1 %. Спортсмены 16-17 лет выполняют за игру в среднем 778±35,7 ТТД с браком 28,0±1,8 %.

     Объем ТТД на возрастном отрезке от 8 до 17 лет возрастает на 89,7 %, в то время как качественные показатели только на 39,3 %. При известных закономерностях соотношения динамики количественных и качественных параметров ТТД квалифицированных футболистов, когда имеют место опережающие темпы прироста количественных показателей СД по отношению к качественным, обращает на себя внимание факт гораздо более выраженного эффекта данного явления на примере рассмотрения возрастных особенностей этой деятельности юных футболистов.

     При этом наиболее значительный прирост  количественных показателей ТТД  отмечается после 15 лет и составляет 31,4%. У 16-17-летних спортсменов показатели соревновательного объема ТТД приближаются к значениям взрослых квалифицированных  футболистов.

     Эффективность ТТД увеличивается с возрастом юных спортсменов, не имея достоверных различий только между показателями юных футболистов 8-9 и 10-11 лет. При этом, как и по показателям объема, наибольший прирост эффективности ТТД юных футболистов отмечается после 15-летнего возраста и составляет 7,5%.

     Анализ  динамики количественных и качественных параметров технико-тактической подготовленности юных футболистов в условиях СД позволяет  выделить наибольшие темпы прироста данных показателей после 14-15-летнего  возраста, который предлагается рассматривать в многолетней подготовке в качестве возрастного «барьера», после которого у юных футболистов начинает формироваться база успешного овладения тактическим мастерством. Это заключение подтверждается и тем, что в дальнейшем, к 16-17 годам, количественные и качественные значения ТТД в условиях СД приближаются к аналогичным показателям профессиональных спортсменов.

     Как отмечалось, темпы прироста количественных параметров ТТД у юных спортсменов  более чем вдвое превышают  таковые у качественных показателей. Это может являться, с одной стороны, свидетельством определенных закономерностей возрастного развития юных футболистов (повышения функциональный возможностей, значительного повышения уровня физической подготовленности), с другой - косвенно отражать уровень эффективности многолетней технико-тактической подготовки.

     3. Структура основных  компонентов тактической подготовки  юных футболистов

 

     В исследованиях А.П. Золотарева, А.В. Петухова, В.В.Лобановского, А.И. Шамардина, B.C. Хомутского установлена структура тактической подготовки юных футболистов разного возраста. Так, по данным А.И. Шамардина игроки 8-9 лет чаще всего используют в игре такие ТТД, как ведение - 19 %, короткие и средние передачи вперед - 18 %, отбор - 13 %, обводку - 12 %, перехват - 10,4 % (табл. 1).

     Изменения, которые происходят на протяжении многолетней  подготовки, находят свое отражение  и в структуре тактической  подготовки юных футболистов. Достоверно возрастает объем от 8 до 17 лет у  следующих ТТД: короткие и средние передачи мяча в различных направлениях, передачи мяча «на ход», прострелы (кроме 10-11 лет), перехват, единоборства вверху, игра головой (кроме 10-11 лет), объем всех ТТД за игру. При этом в структуре ТТД спортсменов 8-9 лет незначимы в целом по отношению к другим возрастам изменения объемов следующих действий: ведение (кроме 16-17 лет), обводка, отбор, единоборства внизу, удары головой в ворота (кроме 14-15 и 16-17 лет), удары ногой в ворота (кроме 10-11 лет).

     У рассматриваемых возрастных групп  юных футболистов, по данным А.И. Шамардина, достоверные отличия (р<0,05) обнаружены между: передачами назад и поперек, «на ход», ведением (кроме 12-13 лет), единоборствами внизу (кроме 16-17 лет), единоборствами вверху (кроме 12-13 лет), объемами всех ТТД. В структурных соотношениях ТТД спортсменов 10-11 лет по отношению к другим возрастам не отмечено достоверных различий между: передачами вперед (кроме 16-17 лет), прострелами, обводкой (кроме 16-17 лет), отбором, перехватом (кроме 16-17 лет), между ударами головой в ворота.

     Структура игры 12-13-летних футболистов достоверно отличается от 14-15 и 16-17 - летних в следующих  ТТД: передачах назад и поперек (кроме 14-15 лет), вперед (кроме 14-15 лет), ударах в ворота ногой (кроме 14-15 лет), объемах  всех ТТД за игру (кроме 14-15 лет). Незначимо отличие между: передачами «на ход», длинными передачами, прострелами и навесными передачами, отбором, перехватом, единоборствами внизу и вверху, игрой головой, ударами по воротам головой. 

     Таблица 1. Структура основных компонентов соревновательной деятельности футболистов 8-17 лет по количеству выполняемых ТТД за матч (%) .

  ПОКАЗАТЕЛИ   ВОЗРАСТ (ЛЕТ)  
№№  
8-9
10-11 12-13 14-15 16-17
п.п.  
I
КОЛИЧЕСТВО  МАТЧЕЙ  
   
42
47 43 59 39
ПЕРЕДАЧИ:
1. короткие, назад и поперек 8,0 9,0 11,0 13,0 20,0
2. средние вперед 18,0 21,0 19,0 16,0 19,0
  на ход 0,2 2,0 3,0 3,0 3,0
4. длинные 0 0 2,0 3,0 2,0
5. прострелы 3,0 4,0 3,0 4,0 3,0
6. ВЕДЕНИЕ 19,0 16,0 15,0 16,0 17,0
7. ОБВОДКА 12,0 9,0 8,0 8,0 7,0
8. ОТБОР 13,0 13,0 11,0 11,0 7,3
9. ПЕРЕХВАТ 10,4 11,4 10,4 10,0 8,0
ЕДИНОБОРСТВА:
10. внизу 5,0 4,0 6,0 4,4 3,0
11. вверху 1,2 2,0 2,0 2,0 2,0
12. ИГРА  ГОЛОВОЙ 2,0 2,0 3,0 3,0 3,0
  УДАРЫ:          
13. головой 0,2 0.2 0,2 0,2 0,2
14. ногой 4,0 2,4 3,0 3,0 3,0
15. ПОТЕРИ 4,0 4,0 3,4 3,4 2,4
16. ВСЕГО 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
 

     В структуре ТТД у спортсменов 14-15 и 16-17 лет отмечены достоверные различия: в передачах мяча назад, поперек, вперед, в ведениях, ударах в ворота головой.

     По  данным А.И. Шамардина качественные характеристики тактических действий также подвержены возрастным изменениям. При этом имеют место характерные особенности. Так, по отдельным ТТД достоверность различий обнаружена только в показателях спортсменов 8-9 лет с 16-17-летними, что говорит о разрыве в длительном процессе обучения и отсутствии преемственности в улучшении качества игры. Качество передач «на ход», длинных передач мяча, прострелов, ведения, обводки, отбора, перехватов, единоборств внизу и вверху, ударов головой и ногой в ворота, потерь при остановках мяча в большинстве случаев не претерпевает изменений с возрастом юных спортсменов. Установленное положение свидетельствует о своеобразной отрицательной, в возрастном аспекте, преемственности в тактической подготовленности футболистов.

     Изучение  возрастных закономерностей структуры тактической подготовки позволяет выделить технико-тактические элементы, являющиеся приоритетными для каждого возраста юных футболистов, что дает возможность дифференцировать содержание многолетней подготовки.

     4. Возрастные особенности юных футболистов 14-15 лет

 

     Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

     Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем  школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее  всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее - шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 14-15 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.

     К 14-15 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 15-16 лет увеличивается  преимущественно подвижность грудной  клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.

     Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и заканчивающийся только на 12-19 году.

     У старших школьников рост тела в длину  замедляется (у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.

     Увеличение  массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течении первых 15 лет вес мышцы увеличивается  на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше (для нашей дипломной работы это имеет значение в том плане, что в последние годы мы видим бурное развитие женского футбола). Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 15 лет разница составляет 8-10 кг, в 18 лет - 15-20 кг. Увеличение веса тела у девушек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений.

     Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.

     Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связана скованность движений у детей и подростков. Только после 15 лет движения становятся более пластичными.

     К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14 годам достигает уровня взрослого. К 14-15 годам уровня взрослого достигает и время простой двигательной реакции. Максимальная, произвольная частота движений увеличивается с 7 до 14 лет, причем у мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек, а с 13-14 лет частота движений у девочек превышает этот показатель у мальчиков.

Информация о работе Тактическая подготовка спортивного резерва в футболе