Тактическая подготовка спортивного резерва в футболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 06:26, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы явилось повышение уровня тактической подготовленности юных футболистов.

Задачи дипломного исследования:

1. Выявить степень разработанности теоретико-методических основ тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров тактики игры.

2. Установить возрастные особенности показателей соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики юных футболистов.

3. Разработать методику тактической подготовки юных футболистов на основе учета граничных значений тренировочного и соревновательного объемов тактических действий и экспериментально обосновать ее эффективность.

Содержание

Введение

I. Теоретическая часть

1. Теоретические основы многолетней технико-тактической подготовки спортивного резерва в футболе

2. Особенности подготовки и соревновательной деятельности юных футболистов. Количественные и качественные параметры

3. Структура основных компонентов тактической подготовки юных футболистов

4. Возрастные особенности юных футболистов 14-15 лет

II. Практическая часть

1. Методы исследования тактической подготовки футболистов 14-15 лет

2. Организация исследования

3. Анализ результатов педагогических наблюдений над тренировками тактического мастерства юных футболистов 14-15 лет

4. Методологические аспекты тактической подготовки юных футболистов

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

тактическая подготовка футболиста.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

     До 14-15 лет завершается в основном развитие ловкости. Наибольший прирост точности движений наблюдается с 4-5 до 7-8 лет. Причем способность воспроизводить амплитуду движений до 40о-50омаксимально увеличивается в 7-10 лет и после 12 практически не изменяется, а точность воспроизведения малых угловых смещений (до 10-15) увеличивается до 13-14 лет. Спортивная тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости и у 14-15-летних спортсменов. Точность движений в 2 раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста.

     В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет.

     Наиболее  значительные темпы увеличения показателей  гибкости в движениях, совершаемых  с участием крупных звеньев тела (например, в предельных наклонах туловища), наблюдаются, как правило, до 14-15-летнего возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшаться уже в юношеском возрасте.

     Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост силы происходит несколько раньше, с 10-12 лет, а у мальчиков - с 13 -14. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, но особенно четкое различие проявляется в 14-15 лет.

     Позже других физических качеств развивается  выносливость. Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия  выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11-12 лет. Также интенсивно с 11-12 лет возрастает выносливость к статическим нагрузкам. В целом к 14-15 годам выносливость школьников составляет около 65% уровня взрослого.

     Каждый  возрастной период имеет свои особенности  в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в  связи с занятиями физической культурой и спортом.

     У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдаются лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15-летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее, чем у взрослых.

     Период  полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и  других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развития организма. Умеренные  физические нагрузки не оказывают существенного  влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков.

     Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов коры надпочечников. Наблюдения показали, что после тренировки с силовыми нагрузками у юных футболистов увеличивается экскреция (выделение с мочой) гормонов коркового слоя надпочечников.

     Минутный  объем дыхания (МОД) в 15-летнем возрасте составляет 110 мл/кг. Относительное  падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом.

     Величина  максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом и юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг веса. Систематические занятия футболом способствуют росту МВЛ.

     Закономерные  возрастные увеличения жизненной емкости  легких (ЖЕЛ) у юных футболистов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение  ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, занимающихся футболом.

     С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью  отличаются дети младшего школьного  возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня 15-16-летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.

     В 15-летнем возрасте наблюдается увеличение продолжительности восстановительного периода с 28,8 до 52,9 секунд. Подобные изменения являются результатом  нейрогуморальных перестроек, связанных  с периодом полового созревания подростков.

     У подростков и юношей быстрее, чем  у взрослых снижается содержание сахара в крови. Это объясняется  не только меньшей экономичностью в  расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции  углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь.

     Абсолютных  запасов углеводов у подростков и юношей также меньше, чем у  взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и юношами  ограничена.

     Одним из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности основных энергетических систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления кислорода (МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту МПК - с 1385 мл/мин у 8летних, до 3150 мл/мин у 17летних.

     При анализе величин относительного МПК, у школьников и школьниц, наблюдаются существенные различия. Снижение с возрастом МПК/кг у школьниц очевидно связано с увеличением жировой ткани, которая, как известно, не является потребителем кислорода. Применение гидростатического взвешивания и последующие работы подтвердили, что процентное содержание жира в организме школьниц растет и к 16 годам достигает 28/29%, а у школьников наоборот, постепенно снижается.

     С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышаются как абсолютные, так и относительные размеры  сердца. Важным показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и составляет 70-78 уд/мин. ЧСС также зависит от пола: у девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении пульса увеличивается систолический объем (СО). В 14-15 лет СО составляет 50-60 мл.

     В настоящее время у подростков наблюдается акселерация - сложное  биосоциальное явление, которое  выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессов, увеличении антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.

     У подростков с низкими показателями физического развития биологический  возраст может отставать от паспортного  на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.

 

      II. Практическая часть

     1. Методы исследования тактической подготовки футболистов 14-15 лет

 

     При решении поставленных задач дипломной работы использовались следующие методы научного исследования:

     1. Анализ и обобщение научно-методической литературы

     2. Педагогические наблюдения

     4. Спортивно-педагогическое тестирование

     5. Педагогический эксперимент

     Анализ  научно-методической литературы был  ориентирован на поиск и систематизацию данных по современным аспектам тактической подготовки высококвалифицированных и юных футболистов, проблеме разносторонности ТТД, включая действующие программно-нормативные документы, а также документацию планирования тренеров ДЮСШ. При этом учитывались современные научно-теоретические установки по деятельностному подходу.

     Педагогические  наблюдения в условиях соревнований и тренировки осуществлялись по модифицированной А.П. Золотаревым методике Б. Чирвы. Регистрировались 32 параметра тактики игры. Наряду с этим по общепринятой методике регистрировались объем и эффективность ТТД в матче.

     Фиксировались следующие индивидуальные ТТД с  мячом.

     Передачи  назад, поперек и  вперед:

     - короткие и средние (до 30 м);

     - длинные (более 30м);

     - «на ход» - передача на свободное место;

     - прострельные и навесные передачи мяча — из-за пределов штрафной площади к воротам соперника.

     Ведение мяча - перемещение с мячом при сохранении контроля над ним посредством многократных касаний.

     Обводка - действия футболиста, владеющего мячом, направленные на преодоление сопротивления соперника.

     Отбор мяча - действия, направленные на овладение мячом, который контролируется соперником.

     Перехват  - действия, направленные на овладение мячом, который еще (или уже) не контролируется соперником.

     Единоборства за мяч:

     -вверху - борьба за летящий мяч;

     -внизу  - борьба за мяч на земле.

     Игра  головой - передачи мяча головой.

     Удары в ворота:

     -головой  - удары по мячу головой, направленные  «на взятие» ворот;

     -ногой  — удары по мячу ногой, направленные  «на взятие» ворот.

     Потери  - действия, повлекшие переход мяча к команде соперника (утрата контроля над мячом).

     Точно выполненными считаются:

     - передачи - если мяч попал к партнеру;

     - ведение - если мяч сохраняется под контролем игрока;

     - обводка - если мяч сохраняется под контролем игрока;

     - отбор - если соперник терял контроль над мячом;

     - перехват - если передача соперника не достигла желаемой цели;

     - единоборства - если мячом овладел игрок или его партнер;

     - удары в ворота — если мяч попал в створ ворот, независимо от того, что его поймал вратарь или перехватил другой игрок соперника в непосредственной близости от ворот или мяч пересек линию ворот.

     Педагогический  эксперимент осуществлялся с  целью проверки эффективности авторской  методики по следующим аспектам:

     - повышение тренировочного уровня разносторонности тактики игры;

     - оптимизация уровня тренировочной  разносторонности атакующих и  оборонительных тактических действий.

     2. Организация исследования

 

     Настоящее дипломное исследование проводилось в несколько этапов. На первом параллельно с анализом теоретических основ исследуемой проблемы осуществлялись педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью юных футболистов 14-15 лет. Было зарегистрировано 86 учебно-тренировочных занятий, 105 официальных и контрольных игр.

     На  втором этапе исследования проводился педагогический эксперимент, в котором  участвовали 137 занимающихся в ДЮСШ «Динамо» г. Москвы.

     В начале педагогического эксперимента и по его окончании было проведено  комплексное тестирование подготовленности юных футболистов экспериментальных и контрольных групп рассматриваемого возраста. Все временные параметры тестов фиксировались электронным хронометром. Кроме этого учитывались исходные и конечные показатели разносторонности тактики игры, а также объем и эффективность ТТД, регистрируемые в педагогических наблюдениях в условиях соревнований.

     В начале эксперимента в абсолютном большинстве  рассматриваемых показателей не было установлено статистически  достоверных различий между экспериментальными и контрольными группами. Исключение составили показатели ловкости спортсменов контрольной группы, превышающие аналогичные сверстников экспериментальной, а также показатель выносливости футболистов 14-15 лет, уровень которого в экспериментальной группе был несколько выше.

Информация о работе Тактическая подготовка спортивного резерва в футболе