Тактика игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:06, реферат

Описание работы

Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 3.18 Мб (Скачать)
ustify">Тактические системы закрепляют в двусторонних играх, которые являются основным средством технико-тактической подготовки. При проведении двусторонней игры  важно:

- до начала игры на специальном макете дать указания отдельному игроку, звену, линии и команде в целом;

- в ходе игры, остановив игроков, указать на ошибки и несколько раз повторить правильное решение;

- после игры провести теоретический разбор игры, анализ допущенных ошибок и положительных моментов при активном участии игроков. [1, с.283].

 

            Командные действия при системе 1+4+3+3. Характеризуются  крупномасштабным маневром, длинным пасом при преодолении середины поля и быстрыми атаками с использованием тактических комбинаций в одно-два касания.

Центральные защитники изменяют свое расположение и занимают позицию «уступом», т.е. один выдвигается вперед, а другой остается на прежнем месте «свободным защитником». Передний защитник уделяет большое внимание центральному нападающему, следит за его перемещениями, вступает в единоборство с ним. Задний, перемещаясь по фронту, обеспечивает страховку своих партнеров и занимает ключевую позицию в центре обороны. По ходу  игры, в зависимости от создавшейся обстановки, эти игроки меняются ролями.

Игроки средней линии активно участвуют как в оборонительных, так и в атакующих действиях, помогая нападающим прорывать оборону соперников.

В линии нападения располагаются три игрока, контролируемые четырьмя защитниками. Их связь по фронту растянута. Однако, сохраняя принцип ломаной линии в наступлении и маневрируя по фронту и вглубь, нападающие не только находят пути освобождения от защитников, но и обеспечивают глубину атаки и связи в звеньях.

Командные действия при системе 1+4+4+2. Особенность этой системы заключается в том, что средняя линия состоит уже из четырех человек. Кроме того, более равномерно распределены нагрузки между игроками средней и защитной линий. Действие фланговых игроков, которые могут перейти на зонную игру в обороне, становятся подвижными и маневренными. Число «чистых» нападающих уменьшилось до двух, тем не менее, увеличилось количество игроков, активно участвующих в атаках, до пяти-шести. Они ведут наступление из разных точек поля.

Игроки обороны кроме своих обычных действий в обороне участвуют в наступательных акциях команды, причем не от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всей игры.

Своеобразным стержнем команды является средняя линия. Здесь концентрируется группа игроков, которым в основном принадлежит конструирующая роль. Это обычно универсальные игроки, которые уверенно чувствуют себя в любой точке поля. Подвижность игроков средней линии позволяет взять под контроль середину поля. Это не лишает нападающих соперников поддержки партнеров, но и создает предпосылки для беспрерывных  выпадов в тылу соперников. Они часто практикуют взаимозаменяемость с нападающими и защитниками, ищут комбинационные возможности, охотно прибегают к обводке и короткому пасу. Готовя атаку в середине поля, игроки средней линии меняют направление развития атаки посредством средних и коротких передач во всех направлениях, выискивая слабые места в организации обороны противника.

Линия нападения составлена из двух игроков, умеющих играть на флангах  и в центре. Их перемещения и маневры направлены на то, чтобы создать для партнеров игровое пространство и возможность для неожиданного, заранее наигранного выхода на ударную позицию.  На долю нападающих приходится большая нагрузка, так как они действуют на предельной скорости и находятся в постоянном движении.

В настоящее время продолжается совершенствование современных тактических систем, и многие команды не без успеха используют следующие из модификации: 1+4+1+3+2;  1+4+3+1+2  и  1+3+5+2.

Особенностью системы 1+4+1+3+2 заключается в том, что один из игроков средней линии оттягивается назад и занимает игровую позицию между линией защиты и средней линией. Основными функциями этого игрока являются: налаживание игровых связей между игроками средней линии и линии защиты; осуществление взаимозаменяемости с ним и надежной страховки на опасном направлении развития атаки соперника.

При системе 1+4+3+1+2  один из игроков занимает промежуточную рабочую точку между игроками  средней линии и нападающими. Главная задача «свободного» игрока – осуществление связи между атакующими игроками. Он активно участвует во всех эпизодах игры при развитии и завершении атаки. При переходе к обороне этот игрок стремиться, не допускать начала ответной атаки соперника с мячом, в зоне, где он находится, чтобы выиграть время лучшей организации защитных действий своей команды.

Главная особенность системы 1+3+5+2 заключается в укреплении средней линии еще одним игроком, что создает  дополнительные возможности для усиления атак. Игроки середины поля выполняют решающие функции в организации игры, стремясь сохранить  равновесие и сбалансировать действие как в атаке,  так и в  обороне. Перестройка на игру с пятью  игроками средней линии требует особой согласованности  оборонительных действий при взаимозаменяемости и страховке.

Существующие схемы расположения игроков на футбольном поле, их функции, методы ведения игры позволяют говорить о стремлении к созданию универсальной системы, способной видоизменяться в процессе игры.

[3, с. 453-459].

 

 

 

 

         4. Тактическая подготовка футболиста.

 

В современном футболе  под тактической подготовкой понимается совершенствование рациональных приемов  решения задач, возникающих  в процессе соревновательной деятельности и развития специальных особенностей, определяющих эффективность решения этих задач.

Тактическая подготовка футболистов  состоит из теоретической и практической подготовки.

Теоретическая подготовка включает в себя знания  правил игры, основных систем и их вариантов, овладение индивидуальными средствами  тактики, знания о влиянии на тактику погодных условий, состояния футбольного поля и других факторов.

Практическая подготовка включает в себя обучение и совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий, развитие творческих способностей у футболистов.

Основным средством обучения тактики и совершенствования в ней являются упражнения, которые подразделяются на игровые  и специальные – подготовительные и основные.

Обучение тактики и совершенствование в ней происходит в рамках этапов многолетней подготовки футболистов.

На первом этапе (8-11 лет) обучение тактики футбола начинается с усвоения футболистам необходимых теоретических познаний. Тренер знакомит футболистов с функциями игроков конкретного амплуа. В практической подготовке обучение тактике начинается с индивидуальных тактических действий.

Обучение индивидуальным тактическим действиям включает в себя: передачи различными способами, ведение мяча в различных направлениях, отбор мяча. На этом этапе важная роль отводится обучению игроков таким тактическим действиям, как «открывание», одному из основных тактических действий в нападении, и «закрывание» - основному тактическому действию без мяча в защите.

На втором этапе (11-14 лет) происходит формирование тактических умений. Совершенствование ранее изученных тактических действий осуществляется путем многократного повторения игровых и специальных упражнений.  На втором этапе начинается обучение футболиста умению взаимодействовать с партнером с  дальнейшим совершенствованием этих  действий. Тренер подбирает упражнения для разучивания простых взаимодействий: игра «в сетку», «скрещивание».

На третьем этапе (14-17 лет) происходит совершенствование индивидуальных тактических действий  и изучение, и совершенствование групповых и командных тактических действий в нападении и защите.

Совершенствование  индивидуальных  тактических действий в нападении происходит в условиях, максимально приближенных  к игровым. Целесообразно использовать упражнения, в которых каждому игроку дается конкретное задание  с применением всего арсенала тактических приемов. При подборе упражнений тренер должен уделить внимание совершенствованию таких тактических действий, как быстрое переключение от одного действия к другому, от технического приема нападения – к техническому приему защиты, от одних тактических действий – к другим.

Групповые тактические действия в футболе – это определенные способы взаимодействия двух, трех и более игроков. Обучение групповым тактическим действиям в нападении и защите целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Взаимодействия игроков без соперников.

2. То же с соперником, оказывающим пассивное сопротивление.

3. То же с соперником, оказывающим активное сопротивление.

4. То же с конкретными заданиями и условиями (ограничение времени владения мячом, ограничение касания мяча, максимальная скорость, уменьшение площадки, выбор способа передачи и т.д.).

Совершенствование групповых тактических действий в нападении и защите проводится в игровых упражнениях и учебных играх. При выполнении упражнений тренер должен обратить внимание на использование  футболистами тех приемов и действий, которые позволят с наибольшей эффективностью решить поставленную задачу.

Командные тактические действия  как в нападении, так  и в  защите осваивают после изучения индивидуальных и групповых тактических действий. Сначала тренер объясняет футболистам их функции на поле. Затем в учебных играх обращает внимание на игру футболистов на своих местах. Большой вес в изучении командных тактических действий занимают игровые упражнения, с помощью которых  совершенствуют взаимодействия в отдельных звеньях и линиях, разучивают тактические комбинации.

Главным средством совершенствования командных тактических действий является двусторонняя игра. Перед   двусторонней игрой необходимо  проводить теоретическое занятие, на котором футболисты получают конкретные задания в зависимости от системы игры команды. Конкретное задание на игру крайнего защитника, например, может состоять:

- из количества подключений в атаку (5-7 за тайм);

- количества передач в штрафную площадь соперника (8-10 за тайм);

- игры в «определенной зоне»;

- количества подключений в атаку с входом в штрафную площадь соперника (4-5 за тайм).

При проведении двусторонней игры тренер может несколько раз остановить ее для того, чтобы обратить внимание футболистов на выполнение ими полученного задания, внести необходимые коррективы в повторение комбинации. Однако предпочтительнее  не останавливать игру, а делать замечания и указания в ходе матча. После проведения игры тренер должен произвести разбор, проанализировать действия игроков. Для того, чтобы разбор был более эффективным, тренер должен проводить его при активном участии футболистов.

Дальнейшее совершенствование командных тактических действий, как в нападении, так и в защите происходит в контрольных играх с равным или более сильным соперником. Однако для закрепления уже изученных командных действий сначала желательно провести несколько игр с менее сильными соперниками.  [3, с. 463-465].

 

 

 

         5. Методика обучения.

 

Обучение и тренировка – единый, тесно связанный процесс.

На этапе обучения футболисту необходимо привить умение правильно выполнять технические и тактические приемы игры и обеспечить разностороннюю физическую подготовку.

Обучение тактике и совершенствование в ней проводится в процессе многократного выполнения действий в конкретной игровой обстановке.

Овладение тактическим мастерством необходимо начинать с простых действий, которые в дальнейшем усложняют и объединяют в сложные тактические комбинации, приближая условия проведения занятий к условиям соревнований.

Для тактической подготовки используют упражнения, а также проводят теоретические знания с отдельными игроками, линиями и всей командой.

[2, с.- 265].

 

        5.1 Обучение индивидуальным тактическим действиям.

 

Изучение игроками тактических действий проходит в процессе обучения и совершенствования техники игры.

Главные задачи:

- воспитывать умение быстро и правильно оценивать игровую ситуацию и выбирать наиболее целесообразные игровые приемы;

- научить игрока успешно действовать против одного  и нескольких соперников;

- воспитывать умение варьировать тактические средства в зависимости от условий игры (против определенного соперника, в сырую погоду, против сильного ветра, на поле уменьшенных размеров и т.п.).

Обучение индивидуальной тактики ведение по тем же принципам, что обучение технике игры.

Тактические действия в нападении разучивают параллельно с тактическими действиями в защите.[2, с.-265].

 

 

5.2 Обучение групповым тактическим действиям.

 

По мере усвоения индивидуальных тактических действий занимающиеся изучают и совершенствуют групповые взаимодействия. Главная задача преподавателя – добиться сыгранности, взаимопонимания в одновременных действиях двух, трех и более игроков.

Вначале изучают взаимодействие двух нападающих против одного защищающегося. Постепенно вводят второго соперника, затем число атакующих и обороняющихся увеличивается. По такому же принципу осуществляется обучение взаимодействию защитников.

Начальное обучение  групповым тактическим действиям проходит в облегченных условиях, которые в дальнейшем усложняют ведением соперника.

При изучении и совершенствовании групповых тактических действий в защите необходимо обращать особое внимание на своевременную подстраховку партера и максимально согласованное взаимодействие при смене мест нападающих соперника.

Информация о работе Тактика игры