Теория физического воспитания и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями.

Содержание

Теория физического воспитания.
Управление командно-соревновательной
деятельностью в спортивных играх и его проблемы
3.Введение: Эта тема выбрана в связи с рассматриваемыми особенностями физической культуры и спорта. Об их влиянии на физические и психологические качества человека.

Работа содержит 1 файл

реферат по физре.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

    Для понимания роли физического воспитания в физическом развитии человека чрезвычайно  существенно, что физическое развитие -- не только естественный, но и социально  обусловленный процесс. Это естественный процесс, поскольку он развертывается на природной основе, передаваемой по наследству, и подчиняется естественным законам. К ним относятся закон взаимодействия наследственных тенденций развития и тенденций, определяемых условиями жизни; законы взаимообусловленности функциональных и структурных изменений (их единство и ведущая роль функциональных изменений по отношению к морфологическим); постепенность и возрастная сменяемость периодов развития (периоды поступательного развития сменяются периодами относительной стабилизации форм и функций, затем наступают периоды инволюционных изменений) и др.

    Однако  действие этих естественных законов  проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека (условий распределения и использования материальных благ, воспитания, труда, быта и т. д.), в силу чего его физическое развитие обусловлено социально, причем в решающей мере.

    В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный  характер -- быть всесторонним и гармоничным  либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело, используя объективные закономерности физического развития человека, можно, в принципе, так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательного труда и других общественно полезных форм деятельности, и даже <отодвинуть> сроки естественного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.

    Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются при известных условиях в процессе физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процесс физического развития в принципе управляем; в целесообразно направляющем воздействии на этот процесс прежде всего и состоит специфическая социальная функция (назначение) физического воспитания.

    Это, понятно, не означает, что физическое воспитание целиком предопределяет физическое развитие. Последнее, как уже было сказано, зависит от многих факторов и условий, естественных и социальных, самые фундаментальные среди которых - условия материальной жизни общества. Тем не менее, физическому воспитанию принадлежит особая роль как специальному фактору рационального регулирования физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему обществом. Именно от физического воспитания (если есть все другие необходимые условия, непосредственно зависят тенденции, сознательно привносимые в физическое развитие, его направленность, степень, а также и то, какие двигательные способности, умения и навыки формируются и совершенствуются у человека в течение жизни.

    Физическое  воспитание в условиях социалистического общества содействует всестороннему развитию личности. Оптимизация физического развития при этом идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Понятие <физическое совершенство> обобщает представления об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер его жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья. Конкретно исторический характер физического совершенства состоит в том, что его действительные черты (признаки, показатели и т. п.) определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом данном историческом этапе и потому меняются по мере развития общества. Отсюда следует, в частности, что нет и не может быть некоего неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменных эталонных показателей его.

    Впервые идеал всестороннего гармонического развития человека приобретает вполне конкретные черты в связи с  массовым воплощением его в жизнь  на современном историческом этапе  строительства коммунистического  общества, когда неуклонно возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Перед научной теорией воспитания сейчас стоит ответственейшая задача -- разработать обоснованные педагогические критерии всестороннего гармонического совершенства человека, в том числе физического совершенства, которые вполне соответствовали бы требованиям общественного прогресса на современном этапе развития социалистического общества и в перспективе.

Управление командно-соревновательной деятельностью в спортивных играх и его проблемы

 

      Тактика любой спортивной игры представляет собой комплексное явление, как  некое множество методов процессуальной деятельности. Она включает в себя три основных раздела: организацию, исполнение, управление. Под организацией понимается некая упорядоченная система выполняемых действий каждой стороны (участника игрового процесса), определяемая как форма игры и выражаемая в типовых построениях (комбинациях). Исполнение определяется как совокупность действий по реализации организационной структуры. Под управлением понимается приведение деятельности стороны в соответствие намеченной программой действий.

      В результате многолетних исследований, в основу которых легла методология  системного подхода и основы теории деятельности, разработана концепция системы спортивной подготовки и управления этой системой. Согласно этой концепции, для решения задач подготовки используются следующие основные подсистемы управления:

      1. Определение исходного состояния подготовленности спортсмена и прогнозирование модельных характеристик состояния, необходимого для достижения запланированного результата.

      2. Разработка программы, раскрывающей  содержание единого процесса  тренировки, соревнований и восстановления  на основе исходного уровня подготовленности спортсменов и модельных характеристик, уровня которых необходимо достигнуть.

       3. Система контроля за выполнением  запланированной программы и  сравнение полученных результатов  с промежуточными модельными  характеристиками.

      4. Коррекция разработанной программы.

      Одним из центральных в теории управления является вопрос о функциях управления. Он раскрывает сущность и содержание управления деятельностью на всех уровнях  такого управления. Выделение в управлении отдельных функций - объективный процесс в силу сложности подготовки спортсмена и управления этим процессом.

      Разработка  научных основ управления подготовкой  спортсмена и тренировочным процессом  не может быть сведена к разработке методов управления. С позиций  системного подхода управление - это свойство системы, стремящейся сохранить свою структуру, упорядочить внутренние связи и на той основе осуществить свое дальнейшее развитие.

      Системный подход в управлении тренировочным  процессом представляет собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения этой цели всех других параметров этой деятельности. При системном подходе не задачи приспосабливаются к организации, а организация строится или перестраивается применительно к поставленным целям и методам ее достижения.

      В наиболее общем виде управление может  быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение ее в соответствие с  объективной закономерностью, действующей в данной сфере.

В настоящее  время ведущие специалисты спорта критически относятся к механическому  наращиванию объема нагрузки как  к способу повышения эффективности  тренировки. Постоянное увеличение этого  показателя с каждым годом оказывает  все меньшее и меньшее влияние на рост спортивных результатов. Следовательно, необходима ориентация на другие пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса квалифицированных спортсменов.

Заключение:

Физическое воспитание и спорт поддерживают физическое здоровье и развитие человека. А командные соревнования в спорте помогают совместному достижению поставленных целей.

                                          Список литературы: 

  1. «Физическое воспитание» Н. К Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. М. Высшая школа 1989 г.

Информация о работе Теория физического воспитания и спорта