Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

Эффективность и качество обучения студентов в высшей школе оценивается все более комплексно и целостно. Сегодня в качестве критериев качества профессионально-педагогической подготовки, наряду со знаниями и умениями, выступают профессиональные качества личности, черты характера, способность самостоятельно и творчески добывать и применять знания. Это обусловливает то, что образовательный процесс в педагогическом вузе должен быть направлен не только на развитие когнитивной сферы студентов, но и развивать их познавательную активность, самостоятельность, способствовать овладению методами самообразования, формирования и совершенствования личностных качеств, необходимых для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Содержание

Введение
Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе
Условия успешной адаптации студента к обучению в ВУЗе
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 29.73 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

     Условия успешной адаптации  студента

     к учебной деятельности в ВУЗе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Эффективность и качество обучения студентов в  высшей школе оценивается все  более комплексно и целостно. Сегодня  в качестве критериев качества профессионально-педагогической подготовки, наряду со знаниями и умениями, выступают профессиональные качества личности, черты характера, способность  самостоятельно и творчески добывать и применять знания. Это обусловливает  то, что образовательный процесс  в педагогическом вузе должен быть направлен не только на развитие когнитивной  сферы студентов, но и развивать  их познавательную активность, самостоятельность, способствовать овладению методами самообразования, формирования и совершенствования  личностных качеств, необходимых для  успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности.

     Актуальность  проблемы адаптации студентов к  учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность  и готовность к непрерывному самообразованию  в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс  овладения знаниями и способами  их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным  достоянием личности.

 

Проблемы   адаптации   студентов  к процессу обучения  в  ВУЗе

     Высшие  учебные заведения являются тои  микросредой, в которой молодой  человек без необратимых негативных процессов, личностной деформации может  перейти от детской несамостоятельной  жизни к взрослой самостоятельной. Педагогические коллективы  вузов  всегда озабочены проблемами  адаптации  первокурсников, разрабатывая целые  системы, помогающие вчерашнему школьнику  преодолеть противоречия между его  наличным «капиталом» и качественно  новыми требованиями в учебном заведении.

     В основном социально-психологическая  адаптация   студентов  первого  курса к условиям  вуза  описывается  через понятия «присвоение», «вхождение», «формирование », «усвоение », «активное  включение », «изменение социального  положения» и другие категории предметной деятельности. Она определяется как  процесс приведения основных параметров социальных и личностных характеристик  студентов  в состоянии динамического  соответствия с условиями вузовской  среды как внешнего фактора по отношению к  студенту . Исследователи  проблемы  адаптации   студентов  первого курса относятся к  ней как начальному этапу интеграции студента в профессиональную и социальную среду  вуза .

     В проведенных исследованиях процесса  адаптации  первокурсников к  вузу  обычно выделяются следующие главные  трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних  учеников из школьного коллектива с  его взаимной помощью и моральной  поддержкой; неопределенность мотивации  выбора профессии, недостаточная психологическая  подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование  поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному  контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых  условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с  первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

     Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье  и школе. Но и те и другие, при  неблагоприятном стечении обстоятельств  могут стать толчком к социально- психологической или дидактической  дезадаптации .

Социальная  адаптация   студентов  в ВУ3е  делится на:

а) профессиональную, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и  организации учебного процесса, выработка  навыков самостоятельности в  учебной и научной работе;

б) социально-психологическую - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка  собственного стиля поведения.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться  к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта  и без конфликта со средой».

Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение  адаптации  для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три  формы  адаптации   студентов-первокурсников  к условиям  вуза :

1)  адаптация   формальная, касающаяся познавательно-информационного  приспособления  студентов  к  новому  окружению, к структуре  высшей школы, к содержанию  обучения в ней, ее требованиям,  к своим обязанностям;

2) общественная  адаптация , т. е. процесс внутренней  интеграции (объединения) групп   студентов-первокурсников  и интеграция  этих же групп со студенческим  окружением в целом;

3) дидактическая   адаптация , касающаяся подготовки  студентов  к новым формам  и методам учебной работы в  высшей школе.

     Повторяем, что успешность обучения студентов  зависит от многих факторов, среди  которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как  показатель умственной деятельности и  внимание - функция регуляции познавательной деятельности.   

     Исследования  показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а  потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться  самостоятельно, контролировать и оценивать  себя, владеть своими индивидуальными  особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

     Приученные  к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники  не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно  воспитаны  навыки самообразования и самовоспитания.

     Известно, что методы обучения в  вузе  резко  отличаются от школьных, так как  в средней школе учебный процесс  построен так, что он все время  побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса  двоек. В иную обстановку попадает вчерашний  школьник, переступив порог  вуза : лекции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается  можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко  возникает мнение о кажущейся  легкости обучения  в   вузе  в первом семестре, формируется уверенность  возможности все наверстать и  освоить перед сессией, возникает  беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии. И  тогда, не сдав все экзамены, не получив зачетов,  студент, не обладающий высокой работоспособностью, самоорганизацией и высокой мотивацией просто теряет веру в себя и интерес к учебе.

     Многие  первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные  с отсутствием навыков самостоятельной  учебной работы, они не умеют конспектировать  лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.  Адаптация   студентов  к учебному процессу (по данным изучения регуляторной    функции   психики)    заканчивается    в   конце    2-го – начале З-го учебного семестра.        

     Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную  адаптацию   студента  к  вузу , важно знать  жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень  притязаний, самооценку, способность  к сознательной регуляции поведения  и т. д.  Успешное решение этой проблемы связано с развитием  психологической службы вуза. 
 
 

Условия успешной адаптации  студента к обучению в ВУЗе

     В научных исследованиях по проблеме профессионального образования (Б.А. Ашмарин, В.М. Выдрин, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев и др.) отмечается, что  профессиональная педагогическая деятельность студента – это высший уровень  его учебной деятельности. Однако она не просто строится на фундаменте его теоретической подготовки, личностных качеств и умений, а органически  «врастает» в них, создавая целостную, комплексную, системную, профессиональную подготовленность.

     Преподавателями кафедры теоретических основ  физического воспитания факультета физической культуры и спорта Красноярского  государственного педагогического  университета им. В.П. Астафьева разработаны  рекомендации, направленные на совершенствование  процесса профессиональной подготовки студентов по специальности «Физическая  культура».

     Первый  курс:

  • создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии;
  • помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней;
  • формирование положительного отношения к своей профессии;
  • обеспечение успешной адаптации студентов к новым социальным условиям.

     Второй  курс:

  • знакомство с профессиональной деятельностью;
  • формирование профессионального идеала, умений и навыков;
  • приобщение студентов к профессиональному самообразованию;
  • умение анализировать социально значимые проблемы, собирать, хранить и обрабатывать информацию с использованием информационных автоматизированных систем.

     Третий  курс:

  • закрепление положительного отношения к выбранной профессии; 
  • формирование у студентов адекватной самооценки своей профессиональной подготовленности;
  • формирование ответственного отношения у студентов к овладению профессией;
  • умение планировать и проводить основные виды физкультурно-спортивных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий.

     Четвертый курс:

  • развитие самостоятельности в решении профессиональных задач;
  • совершенствование профессионально-педагогических умений;
  • актуализация профессиональных мотивов на содержательной стороне деятельности;
  • повышение волевой активности в познавательной и практической деятельности;
  • конструирование учебных занятий с использованием инновационных педагогических технологий, методов и средств педагогического наблюдения, анализа и оформления собранных данных.  

     Пятый курс:

  • формирование сознательного отношения к общественной и личной значимости выбранной профессиональной деятельности;
  • разъяснение перспектив и подготовка студентов к продолжению профессионального самообразования в будущей работе;
  • повышение волевой активности в овладении профессией;
  • воспитание рефлексивного отношения к альтернативным взглядам и подходам к изучению проблем физкультурно-спортивной деятельности.

     Проблема  адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности пока не стала предметом специального исследования, хотя  практика и показывает, что значительное количество студентов приходит в вуз после значительного перерыва по окончании школы (более 2-х лет – 50,4% студентов ОЗО), что обусловливает затруднения в организации и овладении новыми методами учебно-профессиональной деятельности. Это приводит к неудовлетворенности результатами учебно-профессиональной деятельности, сомнениям в правильности выбора профессии. В связи с этим назрела необходимость в разрешении проявляющихся в процессе профессиональной подготовки студентов противоречий:

  • социально-педагогического характера: с одной стороны, между возросшей потребностью российского общества в высококвалифицированных специалистах, владеющих навыками учебно-профессиональной деятельности, а с другой стороны, не полностью реализованными потенциальными возможностями учебных заведений в ее организации;
  • научно-педагогического характера: с одной стороны, между существованием значительного количества исследований, посвященных проблемам учебно-профессиональной деятельности, а с другой стороны, недостаточной теоретической разработанностью проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности;
  • научно-методического характера: с одной стороны, между существующими требованиями к качеству подготовки будущих специалистов, а с другой, недостаточным содержательно-методическим обеспечением процесса адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности.

Информация о работе Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ВУЗе