Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

Эффективность и качество обучения студентов в высшей школе оценивается все более комплексно и целостно. Сегодня в качестве критериев качества профессионально-педагогической подготовки, наряду со знаниями и умениями, выступают профессиональные качества личности, черты характера, способность самостоятельно и творчески добывать и применять знания. Это обусловливает то, что образовательный процесс в педагогическом вузе должен быть направлен не только на развитие когнитивной сферы студентов, но и развивать их познавательную активность, самостоятельность, способствовать овладению методами самообразования, формирования и совершенствования личностных качеств, необходимых для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Содержание

Введение
Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе
Условия успешной адаптации студента к обучению в ВУЗе
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 29.73 Кб (Скачать)

     Анализ  внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс адаптации студентов  к учебно-профессиональной деятельности позволил Фёдоровой Е.Е [3, с.13] конкретизировать исследуемое понятие, которое мы рассматриваем как процесс активного включения студентов в образовательную среду вуза (адаптивная ситуация), формирование потребности в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, организации жизнедеятельности на основе присвоения норм и ценностей профессиональной деятельности (адаптивная потребность) и удовлетворенность новым статусом, направленность на саморазвитие личности будущего профессионала (адаптированность) (рис.1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Адаптация студентов вуза к учебно-профессиональной деятельности.

     Исследование  и поиск социально-педагогических и психологических требований и  свойств адаптации студентов  к учебно-профессиональной деятельности позволили нам сделать следующие  выводы:

  • структура адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности включает три связанных фактора: адаптивная потребность, адаптивная ситуация и адаптированность;
  • динамика адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности последовательна, т.к. развитие идет по нарастающей от интуитивного уровня к творческому;
  • адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности обеспечивает адекватное взаимодействие объекта с социальной средой; формирование новых качеств личности; профессиональную идентификацию и т.д.; предполагает формирование нового социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций профессиональной деятельности.
  • адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности – начальный этап реального процесса социального, профессионального, психофизиологического врастания будущего специалиста в трудовую деятельность, где он получает возможность самореализации.

     Процесс адаптации студентов вуза к учебно-профессиональной деятельности, таким образом, выступает  как диалектическое единство противоположных  сторон: приспособление индивида к  среде и активного изменения  данной среды. Причем, обе стороны  не существуют друг без друга и  служат в совокупности выражением единого  процесса освоения человеком окружающей его адаптируемой среды. Следовательно, процесс адаптации происходит в  деятельности индивида как специфическое  социально-психологическое состояние  личности [3, с.9].

     С другой стороны, выделенные особенности  актуализируют проблемы профессиональной подготовки, дают образцы деятельности в различных ситуациях, позволяют  генерализировать опыт ситуативного взаимодействия, опосредованно влиять на систему межличностных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, проблема адаптации студентов  к условиям обучения в высшей школе  представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее  время в педагогике и дидактике  высшей школы [1]. Современная система профессионального образования служит не только для передачи специальных знаний, но и для развития будущего специалиста как представителя и носителя определенной культуры, характеризующейся совокупностью знаний, умений, а также определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения.

     Научная и практическая актуальность проблемы адаптации заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Поэтому изучение механизмов и закономерностей  адаптации человека в разнообразных  производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает  в настоящее время фундаментальное  значение.

 

Список  использованных источников

1. Возрастная  психология. Под ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостова, М.2000.

2. Выготский  Л.С. Собрание сочинений; В 6 т.М., 1982

3. Дичев  Т.Г., Тарасов К.Е., Проблема адаптации  и здоровья человека. - М, 1976.

4. Лисовский  В.Т. Советское студенчество. -М.: Высшая школа, 1990.

5. Педагогика  и психология высшей школы./ Под  ред. М.В. Булановой- Топорковой, Ростов- на- Дону, Феникс, 2006.

6. Петровский  А.В.Проблемы развития личности  с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. - 1984. - №4.- с.15-30

7. Посmoвалова  Г. И. О факторах, определяющих  адаптационную способность человека / / Психологические и социально-психологические  особенности адаптации студентов, - Ереван, 1973.

8. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе //Человек и общество: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1973, с. 62-69

9. Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - С. 332

10. Фёдорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности. – Магнитогорск, 2007 - 13.00.08  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ВУЗе