Влияние на организм человека занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 01:34, реферат

Описание работы

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
Глава 1 Организм человека. Характеристика функциональных систем организма__________________________________________________________4
1.1 Опорно-двигательный аппарат______________________________________4
1.2 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения)_______________6
1.3 Дыхание. Дыхательная система_____________________________________8
1.4 Нервная система_________________________________________________10
Глава 2 Влияние физических упражнений______________________________12
2.1 Влияние на обмен веществ________________________________________14
2.2 Влияние на кровеносную систему__________________________________14
2.3 Влияние на органы дыхания_______________________________________15
2.4 Влияние на нервную систему______________________________________16
2.5 Влияние на опорно-двигательную систему___________________________16
Глава 3 Значение физических упражнений__ ___________________________18
Заключение________________________________________________________21
Список используемой литературы_____________________________________22

Работа содержит 1 файл

РЕФИ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

  Сердце - центральный орган системы кровообращения. Сердце представляет собой полый четырехкамерный мышечный орган, расположенный в грудной полости, разделенный вертикальной перегородкой на две половины - левую и правую, каждая из которых состоит из желудочка и предсердия. Сердце работает автоматически под контролем центральной нервной системы.

  Волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту при сокращении левого желудочка, называется частотой сердечных сокращений (ЧСС).

  ЧСС взрослого мужчины в покое  составляет 65-75 уд/мин., у женщин на 8-10 ударов больше, чем у мужчин. У тренированных спортсменов ЧСС в покое становится реже за счет увеличения мощности каждого сердечного сокращения и может достигать 40-50 уд/мин.

  Под воздействием физической тренировки размеры  и масса сердца увеличиваются  в связи с утолщением стенок сердечной  мышцы и увеличением его объема. Мышца тренированного сердца более густо пронизана кровеносными сосудами, что обеспечивает лучшее питание мышечной ткани и ее работоспособность [1, с. 45 - 47].

  1.3 Дыхание. Дыхательная система 

  Дыханием называется комплекс физиологических процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа живым организмом.

  Процесс дыхания принято  делить на:

  • внешнее (легочное), т.е. обмен газов между легкими и атмосферой;
  • тканевое, т.е. процесс обмена кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела.

  Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательного аппарата, состоящего из воздухоносных путей (полость носа, носоглотка, гортань, дыхательное горло, трахеи и бронхи). Стенки носового хода устланы мерцательным эпителием, который задерживает поступающую с воздухом пыль. Внутри носового хода происходит согревание воздуха. При дыхании через рот воздух поступает сразу в глотку и из нее в гортань, не очищаясь и не согреваясь.

  Показателями  работоспособности органов дыхания  являются дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, потребление кислорода и др.

  Дыхательный объем - объем воздуха, проходящий через легкие за один дыхательный цикл (вдох, выдох). Этот показатель значительно увеличивается у тренированных и составляет от 800 мл и более. У нетренированных дыхательный объем в состоянии покоя находится на уровне 350-500 мл.

  Если  после нормального выдоха сделать  максимальный выдох, то из легких выйдет еще 1,0-1,5 л воздуха. Этот объем принято называть резервным. Количество воздуха, которое можно вдохнуть сверх дыхательного объема называют дополнительным объемом. Сумма трех объемов: дыхательного, дополнительного и резервного составляет жизненную емкость легких.

  Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха (измеряется методом спирометрии).

  Жизненная емкость легких в значительной степени  зависит от возраста, пола, роста, окружности грудной клетки, физического развития. У мужчин ЖЕЛ колеблется в пределах 3200-4200 мл, у женщин 2500-3500 мл.

  Частота дыхания - количество дыхательных циклов в минуту. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Средняя частота дыхания в покое 15-18 циклов в минуту. У тренированных людей, за счет увеличения дыхательного объема, частота дыхания снижается до 8-12 циклов в минуту.

  Легочная  вентиляция - объем воздуха, который проходит через легкие за минуту. Величина легочной вентиляции определяется умножением величины дыхательного объема на частоту дыхания. Легочная вентиляция в покое находится на уровне 5000-9000 мл. При физической нагрузке этот показатель увеличивается.

  Потребление кислорода - количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

  В состоянии покоя человек потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

  Наибольшее  количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК).

  Наиболее  эффективно дыхательную систему развивают циклические виды спорта (бег, гребля, плавание, лыжный спорт и т.п.).

  1.4 Нервная система

  Нервная система человека объединяет все  системы организма в единое целое и состоит из нескольких миллиардов нервных клеток и их отростков. Длинные отростки нервных клеток, объединяясь, образуют нервные волокна, которые подходят ко всем тканям и органам человека.

  Нервную систему делят  на центральную и  периферическую. К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг. Периферическая нервная система образуется нервами, отходящими от головного и спинного мозга. От головного мозга отходят 12 пар черепных нервов, а от спинного - 31 пара спинномозговых нервов.

  По  функциональному  принципу нервную систему делят на соматическую и вегетативную. Соматические нервы иннервируют на поперечнополосатую мускулатуру скелета и некоторые органы (язык, глотка, гортань и др.). Вегетативные нервы регулируют работу внутренних органов (сокращение сердца, перистальтика кишечника и др.).

  Основными нервными процессами являются возбуждение и торможение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение - состояние нервных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам. Торможение - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление.

  Нервная система действует по принципу рефлекса. Различают два вида рефлексов: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный в процессе жизнедеятельности).

  Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии ЦНС.

  Все движения человека представляют собой  приобретенные в процессе индивидуальной жизни новые формы двигательных актов.

  Двигательный  навык - двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления.

  Образование двигательного навыка происходит последовательно по трем фазам: генерализации, концентрации, автоматизации.

  Фаза  генерализации  характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу включаются дополнительные группы мышц. В этой фазе движения неэкономичны, плохо координированны и неточны.

  Фаза  концентрации характеризуется дифференцированным торможением излишнего возбуждения и его концентрации в нужных зонах головного мозга. Движения в этой фазе становятся точными, экономичными, стабильными.

  Фаза  автоматизации  характеризуется выполнением движения автоматически, без участия внимания и мышления. Автоматизированный навык отличается высокой степенью надежности и стабильности выполнения всех составляющих его движений.

  В процессе физической тренировки нервная  система человека совершенствуется, осуществляя более тонко взаимодействие процессов возбуждения и торможения различных нервных центров. Тренировка позволяет органам чувств более дифференцированно осуществлять двигательное действие, формирует способность к более быстрому усвоению новых двигательных навыков [4, с. 37 - 43].

  Глава 2. Влияние Физических упражнений.

   Физические  упражнения (ФУ) - двигательные действия, направленные на физическое совершенствование человека.

   В отличие от трудовых действий, косвенно оказывающих влияние на организм человека, ФУ применяются для этих целей специально

   Это могут быть простейшие движения, вовлекающие в работу ограниченное количество мышц, например приседания. Такие упражнения применяют в атлетической гимнастике, в лечебной физкультуре.

   ФУ  могут представлять собой сложные двигательные движения, вовлекающие в работу все тело человека и большинство мышц, требующие дополнительного управления предметами. Например, бросок баскетбольного мяча в движении, удар по футбольному мячу и т. п.

   Многократно повторяемые ФУ с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм тела и функций организма, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.

   ФУ  используются, в том числе и  в профилактических и лечебных целях. В сочетании с мерами общественной и личной гигиены; рациональным режимом учебы, работы, отдыха, сна, питания; использования естественных факторов природы - солнечными и воздушными ваннами, закаливанием, купаниями и др. ФУ - один из факторов здорового образа жизни и высокой работоспособности.

   В процессе систематического выполнения ФУ накапливаются представления о быстроте движений, силе, ловкости, волевом усилии, пространственных ощущениях. ФУ развивают воображение, мышление и другие формы высшей психической деятельности человека. Процесс творческого воображения, например, имеет место в сложной комбинационной игре.

   Организованные  коллективные занятия физическими  упражнениями - один из важнейших параметров развития не только физических, но и  морально-волевых качеств. ФУ всегда связаны с проявлением воли и служат одним из средств ее совершенствования.

   Сознательное  и активное отношение к занятиям, соблюдение порядка выполнения упражнений и правил поведения в коллективе, участие в командных видах  спорта и соревнованиях способствуют воспитанию дисциплины, организованности, чувства коллективизма, развитию инициативности. При систематических занятиях ФУ развиваются аккуратность, подтянутость, правильная осанка, красивая походка, соблюдение правил личной гигиены, установление правил и норм повеления [6, с. 129 - 131].

   Естественная  потребность человека в движении, в физическом труде является жизненной  необходимостью, особенно, в молодом  возрасте. Органы человеческого тела при посильной и правильно  организованной работе развиваются, укрепляются и совершенствуются, а при длительном отсутствии движений атрофируются. Вот почему важно, чтобы все органы человеческого тела правильно развивались и функционировали, чтобы с каждым годом, особенно в детстве и юности, движения становились все более совершенными, чтобы возрастала сопротивляемость организма различным вредным влияниям внешней среды.

   Физические  упражнения воздействуют на определенные группы мышц, суставов, связок, которые  делаются крепкими, развивается гибкость суставов, мышцы увеличиваются в объеме, повышается их растяжимость, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с повышенной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего тела, т.е. весь организм в целом.

   Физическая  тренировка делает человека менее восприимчивым к резким переменам погоды, к эпидемиям, инфекциям, радиации. Она улучшает приспособляемость к новым сложным внешним условиям. Вспомните, например, как спортивные навыки помогли нашим славным космонавтам ориентироваться в безвоздушном пространстве.

   Спорт вырабатывает чувство товарищества, сообразительность, быстроту реакций, тренирует внимание и память.

  2.1. Влияние на обмен веществ и энергии. 

   Обмен веществ и энергии в организме  человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей,  расщепляются в пищеварительном тракте. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через лёгкие в кровь, принимает участие в процессе окисления, происходящем в клетках. 

   Вещества, образующие в результате биохимических  реакций обмена веществ, выводятся  из организма через лёгкие, почки, кожу. 

   Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них энергия превращается в другие виды энергии: биоэлектрическую, тепловую, механическую и другие. 

   Занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии [3, с. 67 - 68].

Информация о работе Влияние на организм человека занятий физическими упражнениями