Влияние на организм человека занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 01:34, реферат

Описание работы

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
Глава 1 Организм человека. Характеристика функциональных систем организма__________________________________________________________4
1.1 Опорно-двигательный аппарат______________________________________4
1.2 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения)_______________6
1.3 Дыхание. Дыхательная система_____________________________________8
1.4 Нервная система_________________________________________________10
Глава 2 Влияние физических упражнений______________________________12
2.1 Влияние на обмен веществ________________________________________14
2.2 Влияние на кровеносную систему__________________________________14
2.3 Влияние на органы дыхания_______________________________________15
2.4 Влияние на нервную систему______________________________________16
2.5 Влияние на опорно-двигательную систему___________________________16
Глава 3 Значение физических упражнений__ ___________________________18
Заключение________________________________________________________21
Список используемой литературы_____________________________________22

Работа содержит 1 файл

РЕФИ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

  2.2. Влияние на кровеносную систему.

   В результате физической тренировки размеры  и масса сердца увеличивается в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема, что повышает мощность и работоспособность сердечной мышцы.

   При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом: увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови; повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов; ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови. 

   Напряженная умственная работа, малоподвижный образ  жизни, особенно при высоких нервно- эмоциональных напряжениях, вредные  привычки вызывают повышение тонуса и ухудшению питания стенок артерий, потерю их эластичности, что может  привести к стойкому повышению в них  кровяного давления, и, в конечном итоге, к гипертонической болезни. 

   Поэтому для сохранения здоровья и работоспособности  необходимо активизировать  кровообращение с помощью физических упражнений. Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия циклическими видами упражнений: бег, плавание, бег на лыжах, на коньках, езда на велосипеде [1, с. 96 - 97].

  2.3. Влияние на органы дыхания. 

   Дыхание – это процесс потребления  кислорода и выделения углекислого  газа тканями живого организма.  

   Показатели  работоспособности органов дыхания  являются:

   1) Дыхательный объем (ДО) – количество воздуха, проходящее через легкие при дыхательном цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза).

   2) Частота дыхания (ЧД) – количество дыхательных  циклов в 1 минуту. Средняя ЧД  у нетренированных людей в покое- 16- 20 циклов в минуту, у тренированных за счет увеличения дыхательного объема частота дыхания снижается до 8-12 циклов в минуту

   3) Жизненная емкость лёгких (ЖЕЛ) – максимальное количество воздуха, которое вдохнул человек после максимального выдоха  (измеряется методом спирометрии). 

   4) Легочная вентиляция (ЛВ) – объем воздуха, проходящий через легкие за 1 минуту, и определяющийся путем умножения величины ДО и ЧД. 

   5) Кислородный запас (КЗ)  - количество кислорода, необходимое организму для обеспечения процессов жизнедеятельности в 1 минуту. В покое КЗ равен 200-300 мл. При беге на 5 км увеличивается до 5000-6000 мл. 

   6) Максимальное потребление кислорода (МПК) – необходимое количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при определенной мышечной работе. 

   7) Кислородный долг – разница между кислородным запасом и кислородом, которое потребляется во время работы за 1 минуту, т. е. КД= КЗ – МПК 

   Таким образом, физические тренировки способствуют адаптации тканей к гипоксии (недостатку кислорода), повышает способность клеток тела к интенсивной работе при недостатке кислорода.

  2.4. Влияние на нервную систему. 

     При систематических занятиях  спортом улучшается кровоснабжение  мозга, общее состояние нервной системы на всех её уровнях. При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга. Самые полезные виды спорта – это плавание, лыжи, коньки, велосипед, теннис. 
  При отсутствии необходимой мышечной активности происходят нежелательные изменения функций мозга и сенсорных систем, снижается уровень функционирования подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус) или ведающих жизненно важными функциями  (дыхание, пищеварение, кровоснабжение). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний. В таких случаях характерны неустойчивость настроения, нарушение сна, нетерпеливость, ослабление самообладания.   

   Физические  тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Установлено, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.

  2.5. Влияние на опорно-двигательньную  систему.

 

 Мощность и  величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т. е. увеличивается масса мускулатуры. Способность к физической работе, выносливость являются результатом тренировки мышечной системы. Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела. Под влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам. Физические упражнения и спортивные  тренировки, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмой, а мышцы брюшного пресса способствуют нормальной деятельности органов брюшной полости, кровообращения и дыхания. Разносторонняя мышечная деятельность повышает работоспособность организма. Нет возрастного предела для занятий физической культурой. Упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка или умения. Под влиянием упражнений формируется законченность и устойчивость всех форм двигательной активности человека [3, с. 116 - 124].

 

Глава 3. Значение физических упражнений.

  Влияние физических упражнений на организм человека чрезвычайно велико. Все физические упражнения классифицируются по трем типам: циклические физические упражнения аэробной направленности,  способствующие развитию общей выносливости; циклические физические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и скоростную выносливость; ациклические физические упражнения, повышающие силовую выносливость. Не так давно специалисты определили, сколько времени нужно отводить на физические тренировки и занятия физической культурой, чтобы достичь защитного эффекта. Эти требования были выработаны в результате многолетней исследовательской работы. Оказывается, времени на физические занятия нужно не так уж много.

  Вот три главных принципа, которых  необходимо придерживаться, выполняя комплекс физических упражнений:

  1. Тренируйтесь через день или хотя бы три раза в неделю.
  2. Тренируйтесь непрерывно в течение 20 минут.
  3. Тренируйтесь энергично, но следите за своим дыханием.

  Минздрав  определил минимальную норму  недельного объема двигательной активности студента – десять часов. Надо помнить, что занятия физической культурой – не разовое мероприятие, не воскресник и не месячник, это целеустремленное, волевое, регулярное физическое самовоспитание на протяжении всей жизни.

  Существуют три формы самостоятельных занятий физической культурой:

  1. Ежедневная утренняя гимнастика.
  2. Ежедневная физкультпауза.
  3. Самостоятельные занятия физической культурой, физические упражнения и спорт (не реже, чем 2-3 раза в неделю).

  Каждое  самостоятельное тренировочное  занятие состоит из трех частей; подготовительная часть (разминка) делится на две части – общеразогревающую и специальную. Общеразвивающая часть состоит из ходьбы (2-3 мин.), медленного бега (женщины – 6-8 мин, мужчины -8-12 мин), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц. Выполнять физические упражнения рекомендуется, начиная с мелких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать, проделывая упражнения для ног [5, с. 153 - 159]. После комплекса физических упражнений силового характера и растягивания следует выполнять упражнения на расслабление. Специальная часть разминки преследует цель подготовить к основной части занятий физической культурой те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат и обеспечить нервно – координационную и психологическую настройку организма на предстоящее в основной части занятия выполнение упражнений. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных физических упражнений, имитация, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. При этом учитывается темп и ритм предстоящей работы. В основной части комплекса физических упражнений изучается спортивная техника и тактика, осуществляется тренировка, развиваются физические и волевые качества (быстрота, сила, выносливость). В заключительной части выполняются медленный бег (3-8 мин), переходящий в ходьбу (2-6 мин.), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние [6, с. 178 - 182].

  Для того, чтобы физические занятия оказались  более эффективными, необходимо соблюдать  следующие правила:

  • Увеличивать продолжительность и нагрузки на занятиях физической культурой постепенно.
  • До начала игр проводить разминку, включающую медленный бег (3-5 мин.), общеразвивающие упражнения и упражнения для тех групп мышц, которые принимают наибольшую нагрузку в данной игре.
  • Соблюдать все правила, связанные с техникой безопасности, обращая внимание на соответствие обуви, инвентаря, ровность покрытия площадки и др. требования.

  Способ  достижения гармонии человека один –  необходимо систематически выполнять  физические упражнения. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физической культурой, которые  рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности.  

Значение  некоторых групп  упражнений.

Группа  упражнений Воздействие упражнений на организм
Ходьба, лёгкий бег. Умеренное разогревание организма.
Упражнения  в подтягивании. Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника.
Упражнения  для ног      (приседания, выпады). Укрепление  мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения.
Упражнения  для рук и плечевого пояса. Увеличение  подвижности, укрепление мышц.
Упражнения  для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения). Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов.
Маховые упражнения для рук и ног. Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания.
Упражнения  для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц. Укрепление  мышц.
Бег, прыжки, подскоки. Укрепление  мышц, повышение общего обмена веществ.
Заключительные  упражнения. Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму.
 

     Заключение.

     Современные исследования показывают, что упражнение помогает в борьбе с болезнями. Недавно прочитала в журнале «Исследования физической силы и выносливости» статью о том, что силовая тренировка помогает больным раком. Ряд других исследований связывают силовую тренировку с улучшением состояния у людей, страдающих такими болезнями, как диабет, гипертония, артрит, астма, и даже СПИД.

   Повышение уровня механизации трудовых процессов  привело к уменьшению объема физического  труда. У людей, занимающихся спортом, нет проблем со здоровьем: не повышается кровяное давление, у них улучшаются обменные процессы, улучшается вентиляционная способность легких, они менее подвержены стрессу, лучше спят, выглядят. Физические упражнения задерживают процесс старения, сохраняют нормальную работоспособность

   Выполнение  физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя развития дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с перестройкой её структуры и разрежением). Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остехондроза (дегенерация суставных хрящей).

   Все эти данные свидетельствуют о  неоценимом положительном влиянии  занятий физической культурой на организм человека.

   Таким образом, можно говорить о необходимости  физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека  и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

 

   

   Список  используемой литературы:

  1. Амосов Н. М., Муравов И. В.  «Сердце и физические упражнения» Н.М. Амосов, И.В. Муравов Москва 1995г. – 167 с. 
  2. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. - Кишинев, Штиинца, 1989.-108 с.
  3. Евсеева Ю. И. «Физическая культура» Ю.И. Евсеева Ростов - на – Дону «Феникс» 2003г. – 209 с.
  4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.- М.: 1998.- 120 с.
  5. « Книга о новой физкультуре (оздоровительные возможности физической культуры) Ростов - на – Дону 2001г. – 215 с.
  6. «Физические тренировки как средство укрепления здоровья». Обзоры по важнейшим проблемам медицины, Москва. 1988. – 246 с.

Информация о работе Влияние на организм человека занятий физическими упражнениями