Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Объект исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.

Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6

1.1 Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции. ........6

1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей

физической культуры..........................................................................................10

1.3 Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом через формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18

1.4 Влияние психолого-педагогического изучения школьника учителем физической культуры на условия формирования мотивации........................ 25

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32
2.1 Методы исследования...................................................................................32

2.2 Организация исследования...........................................................................33

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37

3.1 Мотивы к занятиям физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности.............................................................................37

3.2 Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44

Выводы......................................................................................................................50

Список литературы……………………………………………………………..53

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 536.00 Кб (Скачать)

     Кроме этого участники экспериментальной  группы стали выше оценивать позитивное отношение со стороны педагога на 4,9 балла (t=3,27; n=14; p<0,01).

      Таблица 1

Уровень достижений учащихся в экспериментальной группе (n=14),

(по 10 балльной шкале)

п/п «Поле достижений» Среднее значение t

Studenta

p <
До

эксперимента

После эксперимента
1 Положительные эмоциональные переживания 5,6 8,6 2,67 0,05
2 Повышение уровня физической подготовленности 4,8 7,9 2,98 0,01
3 Повышение двигательного опыта 3,6 7,7 2,58 0,05
4 Одобрение со стороны педагога 3,8 8,7 3,27 0,01
5 Успешное  выполнение

нормативов

3,7 8,7 3,19 0,01
6 Улучшение фигуры 4,6 8,0 2,38 0,05
7 Признание спортивных успехов окружающими 3,9 7,9 2,69 0,05
 

     Таким образом, выявленные достоверные позитивные изменения уровня достижений в сфере  физической культуры в экспериментальной  группе свидетельствуют об эффективности  разработанной нами методике, включающей комплекс средств, применяемых учителем физической культуры, направленных на формирование мотивации к занятиям физической культурой.

     В контрольной группе результаты повторного опроса также обнаружили достоверные  изменения в уровне достижений в  сфере физической культуры (см. таблицу 2).

      Таблица 2

Уровень достижений учащихся в контрольной  группе (n=14),

(по 10 балльной шкале)

п/п «Поле достижений» Среднее значение t Studenta p <
До

эксперимента

После эксперимента
1 Положительные эмоциональные переживания 5,7 6,6 1.23 -
2 Повышение уровня физической подготовленности 4,9 5,7 0.98 -
3 Повышение двигательного опыта 3,7 6,7 2.34 0.05
4 Одобрение со стороны педагога 3,7 5,1 1,47 -
5 Успешное  выполнение нормативов 3,9 6,7 2.36 0.05
6 Улучшение фигуры 4,5 6,9 2.28 0.05
7 Признание спортивных успехов окружающими 3,8 4,9 1.65 -
 

     Достоверно  возрос уровень следующих достижений:

  • повышение двигательного опыта на 3 балла (t=2,34; n=14; p<0,05);
  • успешное выполнение нормативов на 2,8 балла (t=2,36; n=14; p<0,05);
  • улучшение фигуры на 2,4 балла (t=2,28; n=14; p<0,05).

     Обнаруженная  динамика показателей уровня достижений обусловлена, вероятно, особенностями  организации педагогического процесса, осуществляемого в традиционной форме. Можно предположить, что данная динамика обусловлена возрастными  особенностями испытуемых. В остальных показателях уровня достижений достоверных различий не выявлено.

     В результате сравнения изменения  показателей уровня достижений учащихся мы установили, что достоверные изменения  в экспериментальной группе более  значительны (произошли в 7 случаях), в то время как в контрольной группе только в 3 случаях.

     Результаты  текущего опроса, проводимого с периодичностью в 2 месяца в период эксперимента и  направленного на выявление самооценки уровня достижений по следующим критериям: овладение сложными упражнениями, изменение физических кондиций, изменение уровня физической подготовленности, уровня усилий при достижении результатов (самооценка осуществлялась по 10 бальной шкале) представлены в таблице 3.

     Как видно из таблицы 3 самооценка уровня достижений по предложенным критериям претерпела изменения. Самооценка физических кондиций повысилась на 3,1 балла, самооценка уровня физической подготовленности повысилась на 2,6 балла, самооценка овладения сложными упражнениями возросла на 1 балл, самооценка усилий на достижение результата также увеличилась на 1 балл.

      Таблица 3

    Динамика  средних показателей  критериев достижений у участников экспериментальной группы (по 10 бальной шкале)

    п/п Самооценка Баллы
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь
    1 Овладение сложным упражнением 8,5 7 8,9 9,5
    2 Самооценка  усилий 8,6 7,8 8,5 9,6
    3 Самооценка  внешних изменений 6,2 6,7 8,2 9,3
    4 Самооценка  уровня физической

    подготовленности

    6,3 6,8 7,3 8,9
 

     Обнаруженная  разница прироста показателей уровня достижений в экспериментальной и контрольной группах обусловлена, на наш взгляд, различными педагогическими приёмами, применяемыми в ходе уроков. Значительный прирост уровня достижений в экспериментальной группе объясняется позитивной, адекватной деятельностью учителя физической культуры: увеличением активности учащихся в процессе изучения нового материала, добросовестным отношением к учебным заданиям, высоким интересом к собственным результатам, что возникло благодаря внедрению в учебный процесс средств педагогического воздействия, повышающих стремление к достижению успеха, чувство соперничества, значимость самоконтроля индивидуальных показателей и приёмов, исключающих ситуации неудачи и возникновение негативного эмоционального состояния, а значит формированию мотивации к занятиям физической культурой.

     Прирост результатов в контрольной группе можно объяснить применением  традиционных средств физического  воспитания – подвижных игр, с элементами бега, метаний, упражнений на гибкость и элементы силовой подготовки, а также различные эстафеты и комплексы круговой тренировки, эффективность которых, как показал сравнительный анализ результатов, ниже, чем эффективность разработанных нами средств педагогического воздействия, применяемых в экспериментальной группе.

     Обнаруженная  динамика самооценки уровня достижений свидетельствует о преобразовании субъективных оценок достижений, положительном изменении суждения о процессе физического воспитания и достигнутых в нём результатов, и может выступать показателем повышения самооценки испытуемых и уровня их мотивации, что является важным фактором формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом. 

     Наличие постоянного самоконтроля позволило  участникам экспериментальной группы наблюдать динамику собственных  результатов, устанавливая, таким образом, причинно – следственную связь между процессом физического воспитания, достигнутыми результатами, субъективными изменениями и прилагаемыми усилиями.

     Фиксация  и самоанализ достижений, проводимый учащимися, позволяет развивать  самооценочный компонент личностного сознания, поскольку в памяти структурируется «лестница предыдущих достижений», а мышление анализирует – что, когда и за счет чего удалось сделать то, что, в конечном итоге, получило статус достижения.

     Именно  в процессе самоконтроля формируется представление о росте собственных достижений, что способствует формированию мотивации успеха и стремления к достижениям в сфере физической культуры.

     Таким образом, включение в содержание уроков по физической культуре в средних классах комплекса средств педагогического воздействия, в большей мере способствуют повышению уровня мотивации учащихся к занятиям физической культурой, чем традиционные средства. 

3.2. Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента

     Физкультурно-спортивные мероприятия занимают важное место в системе учебно-воспитательного процесса школы. В процессе этих 
занятий формировались умения, навыки, отношения к физической культуре, 
приобретённые в процессе учебных и внеучебных занятий физической 
культурой, углублялись и закреплялись теоретические знания учащихся. 
Создавались потенциальные возможности для их реализации, синтезирования и обобщения. Успешность учебно-спортивных занятий школьниками экспериментальных групп, значительно выше по сравнению с контрольной группой. Знания физической культуры обогащали их, нацеливая на самостоятельное решение педагогических задач, сближали их. 

     Уровень сформированности умений и навыков, по мнению учителей и методистов, более высокий у учащихся экспериментальной группы, чем контрольной (таблица 7).

Таблица 7

Уровни  сформированности умений и навыков после учебно-спортивных

мероприятий в 8-х классах (в %)

Умения и навыки Экспериментальная группа
Контрольная группа
У  р  о  в  е  н  ь 
высокий средний низкий высокий средний низкий
Организаторские 54,3 37,6 8,1 27,9 33,5 38,6
Конструктивные 19,1 68,9 12,0 11,4 34,1 54,5
Коммуникативные 56,1 38,0 5,9 28,2 33,3 38,5

Информация о работе Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры